Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнический состав населения современной России



Вплоть до переписи 1897 г. данные о составе и численности населения России не отличались точностью. Главным источником этих сведений были ревизии, предназначенные для подсчета податных душ. Ревизии приблизительно фиксировали число женщин и лиц неподатных сословий, а податные сословия стремились всячески от них уклониться. Первая такая ревизия была проведена при Петре I в 1722 г., а всего их было проведено десять[lxviii]. Понятно, что данные об этническом составе населения на тот период отсутствуют.

В 1897 г. была проведена первая Всероссийская перепись населения, которая зафиксировала его численность на уровне 129 млн. человек. По переписи 1897 г. в Российской империи насчитывалось 146 языков и наречий. Однако эта цифра несколько занижала действительное число этнических общностей из-за недостаточной этнографической изученности окраин.

Первая советская перепись 1926 г. зафиксировала уже свыше 190 этнических общностей и 150 языков (без наречий) притом, что Польша и Финляндия к тому времени уже не входили в состав СССР. Последующие переписи проводились в 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 гг.[lxix].

По переписи 1989 г. в РСФСР было отмечено не менее 130 этносов и этнических групп, проживавших отдельно от основного массива своего народа. Русские составили 81,5% населения Российской Федерации. Еще 17,4% пришлось на 36 национальностей численностью более 100 тыс. чел. каждая. Народы и этнические группы численностью от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен человек, в том числе почти слившиеся со своим инонациональным окружением, составили 1,1%.

Крупнейшие этносы СССР и России по переписи 1989 г. составляют[lxx]:

(в тыс. чел.)

С С С Р Р О С С И Я
русские   русские  
украинцы   татары  
узбеки   украинцы  
белорусы   чуваши  
казахи   башкиры  
азербайджанцы   белорусы  
татары   мордва  
армяне   чеченцы  
таджики   ненцы  
грузины   удмурты  
молдаване   марийцы  
литовцы   казахи  
туркмены   аварцы  
киргизы   евреи  
немцы   армяне  

Национальный состав населения Москвы по данным переписи 1989 г.

Все население 1989 г.
100%
русские 89,7
украинцы 2,8
татары 1,8
евреи 2,0
белорусы 0,8
армяне 0,5
мордва 0,3
грузины 0,2
азербайджанцы 0,2
чуваши 0,2
другие национальности 1,5

Все народы, проживающие на территории бывшего СССР и современной России, можно разделить на несколько групп: славянские, тюркские, кавказские, балтийские, иранские, монгольские, народы Севера и др. [lxxi].

Славянские народы разделяются на три группы: западные славяне (чехи, словаки, поляки), восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) и южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары). Русские, украинцы и белорусы всегда были самыми многочисленными нациями в СССР (в 70-е годы белорусская нация по численности уступила третье место узбекам).

За столетия территориальной экспансии русские ассимилировали определенную часть татар, монголов, финно-угров и десятки народов Сибири. В то время как русские мигрировали по всей Северной Евразии, украинцы и белорусы жили компактно. Современные границы трех республик примерно соответствуют этническим границам, но все славянские территории никогда не были национально однородными. Этнические украинцы в 1989 г. составляли 72,7% населения своей республики, белорусы - 77,9%, а русские – 81,5%.

Тюркские народы. Около 90% тюркских народов бывшего СССР исповедовали мусульманскую веру. Большая их часть населяла Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки проживали в Поволжье и на Кавказе.

Из тюркских народов не были затронуты исламом только гагаузы и чуваши, живущие в Европе, якуты и тувинцы, живущие в Азии. Общих физических особенностей у тюрков нет, их объединяет только язык. Поволжские тюрки – татары, чуваши и башкиры – находились под длительным влиянием славянских переселенцев, и сейчас их этнические районы не имеют четких границ. 2/3 татар Российской Федерации живут сегодня вне Татарстана, в том числе 300 тыс. татар живут в Москве. В Башкортостане башкиры по численности занимают 3-е место после русских и татар.

Кавказские народы. К ним относятся армяне, народы северо-западного Кавказа – абхазы и адыги, нахские народы – чеченцы и ингуши, которые населяют склоны Большого Кавказского хребта, картвелы (грузины), занимающие юго-западную и центральную часть Кавказа, а также около 30 народов Дагестана.

Балтийские народы. Латыши, литовцы, эстонцы и карелы заселяют восточные берега Балтики. Литовцы, латыши и эстонцы сформировались как нации в последней четверти ХIХ в. Лютеранство, распространенное в Эстонии и Латвии, вместе с литовским католицизмом удерживало эти народы в стороне от их восточнославянских соседей. Карелы, которые имели более тесные культурные связи с соседними финнами, отличаются менее выраженной национальной идентичностью. Частично это объясняется миграцией карелов в другие регионы страны и прибытием в Карелию многочисленных мигрантов-русских, которые уже давно доминируют здесь в количественном отношении.

Иранские народы. Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию. Три четверти их составляют таджики, имеющие близкие родственные им народы в Северном Иране. Другим иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием русских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы по своей культуре ближе к иранцам.

Монгольские народы. Самыми крупными из монгольских народов являются буряты и калмыки. В ХVII в. буряты вели кочевой образ жизни, многие из них платили дань монголам, но после того, как была установлена граница между Монголией и Россией, большая их часть решила остаться на российской территории.

Калмыки, как и буряты, говорят на диалекте монгольского языка. Первоначально они жили на территории Западной Монголии и в начале ХVII в. мигрировали в Нижнее Поволжье, спасаясь от феодальных войн. Позднее, часть калмыков вернулась в Китай, а оставшиеся 13 тысяч поселились на юго-западе Астраханской губернии. В 1930-е годы после принудительной коллективизации калмыки перешли от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни.

Народы Севера. Коренное население российского Севера гораздо более разнообразно и многочисленно, чем население арктической и субарктической Америки (до 30 северных народов, включая коми и якутов).

Уже в первые десятилетия советской эпохи, после массовой миграции русских, все народы Севера, за исключением коми-пермяков, превратились в национальные меньшинства на своих собственных этнических территориях.

Немцы. Самой старой немецкой общиной в пределах Российской империи были балтийские немцы. Они оказались в пределах России в начале ХVIII в., после завершения Северной войны. В 1940 – 1941 гг., когда СССР присоединил Прибалтику, балтийские немцы согласно советско-германскому пакту были репатриированы в Германию.

Другую, большую по численности группу российских немцев, составляли потомки фермеров-иммигрантов, селившихся в Нижнем Поволжье. После 1917 г. немцы Поволжья стали первым советским этническим меньшинством, которое получило свою национальную территорию – Трудовую Коммуну немцев Поволжья (1918 г.), превращенную позднее в АССР немцев Поволжья.

После начала войны с Германией АССР немцев Поволжья была упразднена, часть немцев депортирована на восток, а другая часть, вследствие стремительного наступления германской армии, оказалась на оккупированной территории. В 1944 – 1945 гг. многие из советских немцев, эвакуированных в 1941 г. на территорию Польши и Германии, были возвращены в Советский Союз. Указами 1955 и 1964 гг. немцы Поволжья были реабилитированы.

Евреи. Территории с высокой долей еврейского населения вошли в состав русской империи после трех разделов Польши при Екатерине II. В царское время они подвергались дискриминации по религиозному признаку и понесли значительные потери из-за массовых погромов во время гражданской войны. Советский режим предоставил им равные права с другими народами. Советские власти запретили еврейские националистические партии (наряду со всеми прочими националистическими партиями) и ограничили официальное употребление еврейского языка (идиш).

Около 90% советских евреев составляли ашкенази, говорящие на языке идиш. Восточные евреи-сефарды населяют Дагестан, Кавказ и Среднюю Азию. В 1989 г. около 9 тыс. евреев проживало в Еврейской автономной области, что составляло лишь 4% от общей численности ее населения.

Евреи – преимущественно городской народ. В городах проживает 98% этого этноса, в том числе около одной четверти в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Они традиционно имеют очень высокий уровень образования. Среди советских евреев доля адвокатов, врачей, ученых, работников культуры и искусства, писателей и журналистов всегда была значительно выше, чем среди других народов СССР.

В 1970-1980-е годы численность евреев стала падать не только из-за эмиграции в Израиль, но также из-за низкой рождаемости в еврейских семьях и активной ассимиляции. В 1989 г. из 537 тыс. евреев России 91% считали родным русский язык, а в 1926 г. 70% евреев называли своим родным языком идиш.

Каково современное состояние межнациональных отношений в Российской Федерации? Распад СССР и последующие события привели к резкому обострению межнациональных проблем как внутри страны, так и на ее границах, следствием чего стала массовая миграция населения из районов национальной напряженности. Где расположены районы межнациональной напряженности?

Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации – 57 из 89 – построены по административно-территориальному принципу и не содержат в своем названии никакого этнического компонента. Остальные 32 субъекта, имеющие в своем названии такой компонент, очень сильно различаются как количественными пропорциями народов в них проживающих, так и характером взаимоотношений этих народов между собой.

В семи субъектах Федерации титульные национальности составляют менее 15% всего населения. Еще в 11 субъектах – от 15% до 33% населения. В 4-х субъектах имеет место смешанный тип расселения – здесь нет заметного преобладания какой-либо этнической группы. Только 10 субъектов Федерации характеризуются явным преобладанием титульной национальности над русскими. И, наконец, только в 5 субъектах титульное население превышает 50% населения – это Чувашия, Тува, Коми, Чечня и Северная Осетия.

С момента распада СССР открытые межнациональные конфликты с насильственными действиями имели место только в четырех субъектах Федерации – в Чечне, Дагестане, Северной Осетии и Ингушетии. Еще в 4 субъектах Федерации, имела или имеет место напряженность в национальных отношениях, Татарстан, Тува, Кабардино-Балкария и Республика Саха (Якутия), но здесь национальная напряженность не переросла в открытый конфликт, характеризующийся насильственными действиями.

Таким образом, конфликты и национальная напряженность в современной России распространены не повсеместно, а определенным образом локализованы, и регионом наибольшей межнациональной напряженности является Северный Кавказ.

Насколько опасны названные межнациональные конфликты для целостности России? Результаты социологических исследований показывают, что только 13,5% населения не видят в этих конфликтах большой опасности для России. Большая часть – 62,6% населения – считает, что межнациональные конфликты могут привести к развалу российского государства[lxxii].

Очаги национальной напряженности существуют не только внутри России. После распада СССР Россия почти по всему периметру оказалась окруженной старыми и новыми конфликтными зонами. В их числе:

· Прибалтика: конфликты по поводу гражданских прав русского населения.

· Приднестровье: конфликт в результате самопровозглашения Приднестровской и Гагаузской республик вылился в вооруженнные столкновения в Приднестровье, которые были приостановлены в самом начале.

· Украина: неурегулированная до конца (во всяком случае, на уровне общественного мнения) проблема по поводу Черноморского флота, Севастополя и Крыма в целом.

· Закавказье: карабахский и грузино-абхазский конфликты. Первый связан с желанием этнических армян, составляющих большинство населения Нагорного Карабаха, выйти из состава Азербайджана. Второй – с решением парламента Абхазии в ноябре 1994 г. о выходе из состава Грузии.

· Казахстан: русское население – 38% от общей численности – требует признания двойного гражданства и признания русского языка в качестве государственного; проживающие в северо-западном регионе семиреченские казаки требуют воссоединения Казахстана и России.

· Таджикистан: борьба одной из этнических групп, представляющей исламский фундаментализм, за доминирование в масштабе всей страны; с учетом чеченских событий и общей ситуации на среднем востоке, способна создать угрозу для России.

Приведенные данные указывают на основные источники возможных деструктивных тенденций, связанные с внутренними и внешними межнациональными конфликтами в России. Каждый из этих конфликтов, будучи предоставлен собственной логике развития, способен оказать дестабилизирующее воздействие не только на российское общество, но и на все постсоветское пространство. Однако такое развитие событий не следует автоматически из самого факта наличия межнационального конфликта. Многое зависит от того, как воспринимает этот конфликт общество в целом, как его оценивает массовое общественное сознание и готовы ли властные структуры предпринимать официальные шаги для его разрешения.

Применительно к России речь идет о состоянии национального самосознания россиян, о степени выраженности в нем этноцентризма или этнонационализма, наличие которого и определяет, в конечном счете, конфликтогенный потенциал общества, его способность пойти по пути эскалации межнациональных конфликтов. Состояние национального самосознания россиян изучалось в ходе опроса, проведенного летом 1995 г. в 12 российских регионах Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (выборка составила 1464 чел.). Результаты опроса позволили сформулировать следующие выводы:

· Этноцентризм в России как социально-психологический комплекс не более распространен, чем в других странах Европы. Так, “гордость за свою нацию” испытывают “часто” всего 27,4% респондентов, а "иногда" – 47,5%.

· "Часто" ощущают гордость и обиду относительно своей национальной принадлежности всего 2% респондентов, в то время как 20% не знакомо ни то, ни другое чувство.

· Среди основной массы российского населения не заметно острого переживания кризиса национальной идентичности, по сравнению, например, с Германией, где общественное мнение расколото пополам – на тех, кто гордится тем, что они немцы (52%), и тех, кто, осуждая последствия гитлеровского режима, стыдится принадлежности к немецкой нации (46%)[lxxiii].

· Анализ эмпирических данных показывает, что даже распад СССР не вызвал широкого распространения комплекса неполноценности в массовом сознании общества или роста агрессивных настроений среди населения в связи с “поражением социализма в холодной войне”. Распад СССР подействовал на национальное самосознание российских граждан не через идею “поражения, которое требует реванша”, а через “озабоченность судьбами русского (русскоязычного) населения во вновь образованных государствах”. Российскому национальному самосознанию чужд сколько-нибудь четко выраженный “образ врага”, который бы фокусировался на какую-либо национальную группу в стране или за ее пределами. 81,3% опрошенных считают, что “не бывает плохих и хороших наций”, и только 7,7% придерживаются противоположного мнения [lxxiv].

· В общественном самосознании россиян присутствует национальный экстремизм. В целом по России (без учета регионов, в которых национально-этнические конфликты приобрели открытую форму) его распространенность невелика. При прямой постановке вопроса 10,5% респондентов выразили симпатии “русским националистам”, сторонникам поиска самостоятельного русского пути, 7,3% поддержали идею “величия, национальной уникальности, особой исторической миссии русского народа”. 16,3% респондентов выразили свое согласие с тем, что “Россия – великая держава, и она должна заставить другие государства и народы считаться с собой”, а также с тем, что “России грозит агрессия из-за рубежа”. Таким образом, база радикально-экстремистского национализма составляет от 7 до 17% россиян, причем этот национализм очень неоднороден и не представляет собой сколько-нибудь единого организованного социального явления. Значительная доля экстремистских настроений российских граждан питается ощущением опасности того, что Россия утратит свою национально-государственную самостоятельность на пути вхождения в мировой рынок[lxxv].

· Определенное недоверие российское население испытывает к Западу. 44% населения уверено, что “нам помогают из корыстных соображений”, 31% считает, что “нас хотят ослабить, превратить в зависимое государство”, и только 7,3% соглашаются с мнением о том, что “Запад искренне хочет помочь России”[lxxvi].

· Недоверие россиян к Западу не персонифицировано по отношению к какому-либо конкретному государству. Более того, при оценке своего отношения к конкретным странам практически все ведущие западные страны, такие, как США, Англия, Франция, Канада, Германия и Япония получили положительные оценки у подавляющего большинства опрошенных – от 68,5% (Япония) до 78,9% (Франция).

· Подавляющее большинство российских граждан рассматривают свою Родину как великую державу, но их отношение к распаду СССР очень неоднозначно. Как “событие положительное с внутриполитической и международной точек зрения” распад СССР рассматривают 8,6% опрошенных; как “катастрофу мирового значения” – 5,4%. “Хорошие и плохие стороны” видят в распаде СССР 30,2%, и, наконец, как “беду для многих людей, живущих в республиках бывшего Союза ССР” оценивают это событие 44% опрошенных. Таким образом, консенсуса среди различных слоев российского населения по вопросу крушения Союза ССР не наблюдается[lxxvii].

В заключение следует отметить, что межнациональные конфликты и этнический сепаратизм отнюдь не являются чисто российским феноменом. В 60-х гг. ХХ в. западная цивилизация столкнулась с новым и по-своему парадоксальным социальным явлением, которое получило название “этническое возрождение”. До этого времени принято было считать, что представители разных наций, проживающие в пределах одной территории или государства, после относительно короткого периода культурной адаптации, который не превышает одного-двух поколений, приобретают все больше общих черт, и, в конечном счете, становятся практически неотличимы в этнокультурном плане. Это стирание этнических различий объяснялось нарастающей интернационализацией экономической и социально-политической жизни. Однако, в 60-е гг. роль этничности в общественных процессах резко возросла, возродился интерес к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, и все это на фоне продолжающейся интернационализации общественной жизни.

Первыми феномен этнического возрождения заметили в Америке – многие этнические меньшинства, включая старейшие (негров и индейцев) не только “не хотели” ассимилироваться, но напротив, стали все больше и больше подчеркивать свою этническую обособленность.

В 1960 – 1970-е годы этническое возрождение распространилось на Европу. В бывшем Советском Союзе этническое возрождение стало очевидным с середины 1980-х гг. и сыграло важную роль в последующем распаде государства. В последней трети столетия этническое возрождение превратилось во всемирный феномен, определивший контуры исторического процесса на рубеже веков.

Этническое возрождение не может не угрожать стабильности централизованных многонациональных государств – основной формы государственности в современном мире. Этническое возрождение не является изначально этническим конфликтом, но сама логика его развития приводит к идее создания национального государства.

По прогнозам некоторых ученых, сепаратизм и дезинтеграция государств будут сопровождать все общественные процессы в обозримом будущем. Пройдет 25 – 30 лет, и число государств мира увеличиться процентов на пятьдесят. Тенденция на самоопределение и создание национального государства станет преобладающей[lxxviii].





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2546 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...