Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные типы поселений и виды социально-территориальные общностей



Вслед за географами социологи традиционно делят социально-территориальные общности на два основных вида – деревню и город.

Деревня (село) – такой тип поселения, который характеризуется низкой плотностью домохозяйств в пределах данной территории, немногочисленным (не более нескольких тыс. чел.) населением, занятым преимущественно сельскохозяйственным трудом, возможностью многосторонних и регулярных личных контактов жителей друг с другом. Важнейшими особенностями сельского типа расселения являются теснейшая связь с окружающей природной средой и высокий уровень социального контроля.

Природно-климатические условия определяют основные виды сельскохозяйственного производства в данной конкретной местности (земледелие в средней полосе России, рыболовство и добыча морского зверя на Севере, животноводство в Калмыкии или на Северном Кавказе), сезонный ритм труда и отдыха (ненормированный и интенсивный труд в период сбора урожая и временная безработица зимой) и даже особенности местной кухни. Сельский житель более гармонично связан с окружающей природой, чем горожанин, живущий в искусственной техногенной среде.

Наиболее древней формой территориальной общины является родовая и исторически следующая за ней традиционная соседская община. В архаических аграрных обществах они выполняют всю совокупность важнейших общественных функций – экономических, бытовых, управленческих, культурных, религиозных и представляют собой замкнутый самодостаточный мир. Многие общественные функции, например, функция управления, еще не отделены друг от друга и не закреплены за определенными группами людей. Сплетенная из повторяющихся устойчивых родственных и соседских связей среда традиционной общины способствует формированию стабильных, передаваемых из поколения в поколение норм и образцов поведения. Прочному закреплению ценностей, норм и культурных образцов способствуют эффективная система социализации, реализуемая через семью, совместную трудовую деятельность, исполнение общинных обрядов и религиозных ритуалов, а также надежная система социального контроля, влиятельное общественное мнение.

В этих условиях индивид не отделяет себя от общины и ее культуры, не идентифицирует себя как отдельную личность. Для человека той эпохи микромир патриархальной общины, в котором он жил, практически полностью совпадал с макромиром – обществом, поскольку все связи с последним осуществлялись через общину.

Относительная малочисленность и стабильность сельских сообществ способствуют установлению регулярных и устойчивых родственных, соседских связей, консервации местных обычаев и традиций. Круг общения жителя деревни, как правило, ограничен соседями, родственниками и односельчанами, а повседневная пространственная подвижность не превышает 5-10 км при слабо развитых средствах сообщения и 50-70 км – при высокоразвитых. Это значительно облегчает социальный контроль за индивидом: в сельском сообществе, где человек постоянно находится "на виду", гораздо труднее скрыть неблаговидные поступки или нарушения групповой морали, чем в безликом городском "муравейнике", а местное общественное мнение является мощным средством воздействия на нарушителя. Высокий уровень социального контроля в деревне предопределяет и более низкий по сравнению с городом уровень преступности.

В России патриархальная крестьянская община существовала с глубокой древности вплоть до второй половины XIX в. Земельная реформа 1861 г. положила начало ее разрушению, а столыпинская аграрная реформа 1910-х годов окончательно подорвала экономическую основу сельской общины. Но вплоть до начала 1920-х, в период революции и гражданской войны, общинное самоуправление еще сохраняло свое влияние, а затем было вытеснено Советами – административной структурой нового социалистического государства.

Сокращение численности сельского населения - естественная тенденция, связанная со становлением индустриального общества. Применительно к России впечатляют лишь масштабы и темпы этого процесса: если в 1917 г. в деревне проживало 83% населения, то в 1993 – 26,5%. За период жизни менее чем трех поколений численность жителей российского села сократилась на 36,1 млн. человек. В настоящее время по доле сельских жителей в общей численности населения Россия находится в одном ряду с такими странами, как Бельгия (28% сельских жителей), Испания (26%), Канада (24%) и США (23%). Для сравнения следует сказать, что во многих индустриально-развитых странах численность сельского населения еще ниже и колеблется от 15% (ФРГ, Новая Зеландия) до 9 % (Великобритания).

В результате индустриализации и продолжавшегося несколько десятилетий оттока населения из деревни сложилось несколько уровней противоречий, вызванных региональными или местными различиями и оказывающих влияние на структуру сельского расселения. Во-первых, это противостояние провинциальных и столичных областей: последние являются более привлекательными для мигрантов благодаря относительно высокому качеству жизни и близости к культурным центрам. В региональном или областном масштабе данное противоречие преобразуется в противостояние пригородных деревень (или поселений, лежащих в зоне влияния районных, областных центров благодаря близости к транспортным магистралям) и сельской "глубинки". Наблюдения демографов показывают, что при общем сокращении численности деревенских жителей население пригородных и придорожных сел может даже расти. Наконец, на уровне отдельного сельскохозяйственного предприятия, как правило, заметен контраст между центральными усадьбами хозяйств и отделениями ("рядовыми" поселениями). Названные противоречия определяют основные направления миграционных потоков сельских жителей и позволяют выделить те элементы территориально-поселенческой структуры, которые более всего подвержены деградации.

Современные исследования социального развития села показывают, что к концу XX в. в России сложилось шесть типов районов сельского расселения[lv]:

1. Обезлюдевшая среднерусская деревня. Для нее характерна интенсивная миграция в промышленные центры, низкий естественный прирост населения и как следствие – максимальное сокращение числа сельских жителей, резкие диспропорции половозрастной структуры (преобладание стариков и женщин); неблагоустроенность села, низкая эффективность сельского хозяйства, низкие доходы. Первоначально в эту группу входили области нечерноземной зоны России, но в последние десятилетия к ним прибавилось большинство промышленно освоенных областей Центрального Черноземья. Сейчас к этому ареалу относятся почти все территории, на которых исторически формировался русский этнос и которые в прошлом составляли ядро российской государственности.

2. Традиционно-патриархальная национальная деревня. Типична для нерусских этносов в регионе Северного Кавказа, некоторых районах Поволжья, Сибири и Алтая. Для нее характерен традиционный тип репродуктивного поведения (высокий естественный прирост населения, несмотря на относительно высокую детскую смертность), половозрастная структура не нарушена. Данный тип расселения отличается низкой эффективностью аграрного производства, чрезвычайно низким уровнем механизации труда, преимущественно натуральным хозяйством, невысокими доходами, скрытой сельской безработицей среди молодежи. Он позволяет "консервировать" традиционные типы общественных отношений и поддерживать высокий уровень социального контроля.

3. Индустриально-развивающаяся национальная деревня. Этот тип расселения является производным от традиционно-патриархального, но отличается более урбанизированным образом жизни. Ареал распространения данного типа расселения граничит с регионами традиционной патриархальной деревни, включая в себя целинные и залежные земли, осваивавшиеся преимущественно в советское время. Здесь сохраняется традиционная модель воспроизводства с высокой рождаемостью, сельскохозяйственный труд механизирован, имеется полный набор предприятий сферы обслуживания. Доходы населения выше, чем при традиционном типе расселения, личное приусадебное хозяйство ведется эффективно и ориентировано на расширенное товарное производство.

4. Благополучная южная аграрная деревня. Эти регионы (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и др.) – основные производители сельскохозяйственной продукции в России. Производство в них хорошо обеспечено техникой, инвестициями и квалифицированным трудом. Здесь высокая эффективность сельскохозяйственных предприятий и личного подсобного хозяйства, которое, как правило, носит товарный характер относительно высок уровень доходов сельских жителей. Постепенное старение сельского населения в этих регионах сочетается с его умеренным оттоком в город.

5. Урбанизированная аграрно-индустриальная деревня. Это наиболее благоприятный тип расселения. Здесь самая развитая сеть дорог и городских поселений, преобладает пригородное сельскохозяйственное производство с интенсивными технологиями, высоким уровнем механизации и энерговооруженности, уровень зарплаты – самый высокий по сравнению с другими типами расселения, а демографическая ситуация – благоприятная. Отрицательное миграционное сальдо постепенно сменяется на положительное, и эти области становятся полюсами миграционного притока. Выделяют два вида урбанизированной деревни: в староосвоенных регионах европейской части России (преимущественно - вокруг крупных городов) и в районах нового освоения в азиатской части.

6. Несельскохозяйственная зона Крайнего Севера и Дальнего Востока не является "деревней" в традиционном значении этого слова. Здесь преобладают поселки строителей, нефтяников, газовиков, железнодорожников и т.д. За счет притока мигрантов население этих регионов – сравнительно молодое, демографическая структура – сбалансированная. Особенностью является высокая подвижность населения и интенсивная маятниковая миграция (при освоении территории "вахтовым" методом), что не способствует формированию стабильных поселенческих общностей с надежной системой социального контроля. В данном типе расселения преобладает индустриальный труд, работники отличаются высоким уровнем квалификации, образования и доходов. Централизованное ведомственное снабжение освобождает их от необходимости заниматься личным подсобным хозяйством. В 1990-х годах в связи с экономическими трудностями начался интенсивный отток населения из таких поселений на Севере и Дальнем Востоке.

С началом 1990-х годов связаны неординарные явления в процессе миграции из села в город: численность городского населения России стала сокращаться, а сельского – расти. Соответственно, увеличилась и доля сельского населения в составе населения страны. В первые годы реформ 1990-х годов произошел "рывок" населения из городских поселений в сельскую местность как более устойчивую к социально-экономическим потрясениям. К тому же в этот период именно в сельской местности расселялась большая часть эмигрантов в россию из других республик бывшего СССР (в том числе вынужденных переселенцев). В результате с 1991 по 1995 гг. численность сельского населения в стране выросла на 1,3 млн. чел. (или на 3,4 %). Но затем, как и городское, оно стало сокращаться, уменьшившись к 1998 г. на 0,4 млн. человек (или на 1 % от численности на начало 1995 г.). Тем не менее, к 1998 г. по сравнению с 1991 г. численность сельского населения все-таки выросла на 2,3 %.[lvi] По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2002 года на селе живут 38,7 млн. чел. (26,7% населения страны). В перспективе, в связи с общей тенденцией сокращения численности населения России, численность сельских жителей также будет сокращаться.

Характерной особенностью современного мирового развития является бурный рост городов, которые становятся центрами экономической, политической и духовной жизни каждой страны, но одновременно – узлами противоречий, точками пространства, в которых социальные конфликты общества представлены в концентрированном виде. Процесс абсолютного и относительного увеличения городского населения заметно ускорился в период научно-технической революции. Если в 1800 г. горожан было 3 % всего населения мира, в 1900 г. – 13 %, то к концу двадцатого века их стало по разным оценкам от 65 % до 70 % от численности всего населения Земли.

Город - тип поселения, характеризующийся наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей такого пространства служили городские стены), большой численностью и высокой плотностью населения, высокой степенью разнообразия и интеграции профессиональной деятельности жителей, преимущественно анонимным характером их контактов.

В научной литературе понятие "город" трактуется далеко не однозначно. Одни авторы относят к городам населенные пункты с высокой плотностью населения и значительным числом жителей, другие – с преобладанием торговли и промышленности, третьи – с отсутствием сельскохозяйственной деятельности, четвертые – со значительной ролью в экономической, политической и культурной жизни региона. Все перечисленные выше признаки в той или иной степени присущи городам и указывают на характерные черты этого типа поселения, но, по нашему мнению, для того, чтобы получить целостное представление о городе как социальном феномене, его следует рассматривать не столько в отличие от деревни, сколько во взаимосвязи с ней, исследуя влияние природно-географических, экономических, политических, культурных факторов на эволюцию обоих типов расселения.

Исторический подход к исследованию городов показывает, что специализация и концентрация трудовой деятельности человека оказывают решающее влияние на возникновение и рост городских поселений. Поселения и постоянные жилища появляются у людей тогда, когда они переходят к производящему хозяйству и начинают вести оседлый образ жизни. Но занятие земледелием и скотоводством требует значительных земельных угодий и объективно устанавливает пределы концентрации населения в той или иной местности. Только отделение ремесла от земледелия положило начало возникновению городов и отделению города от деревни. Занятие ремеслом не было связано с использованием земли, а значит, не требовало пространственной разобщенности людей. Наоборот, оно предполагало концентрацию ремесленников либо там, где находились источники сырья, либо там, где были потребители их продукции. Обособление ремесла в рамках общественного разделения труда было тесно связано с развитием товарного обмена, а это, в свою очередь, приводило к обособлению торговли от производства. Рынок становится необходимым атрибутом городской жизни и притягивает население не только из близлежащих местностей, но и из других стран. О "городе" в экономическом смысле этого слова можно говорить лишь там, где местное население удовлетворяет существенную часть своих повседневных потребностей на местном рынке. Каждый город в указанном смысле есть "рыночное поселение", в отличие от натурального хозяйства античной латифундии или феодальной вотчины, так как в силу узкой специализации горожанин не может длительное время существовать без рынка, где он обменивает свои ремесленные изделия или предметы торговли на продовольствие. В случае разрыва торговых связей с сельской местностью в течение длительного времени (в результате войн, стихийных бедствий, изменения торговых путей) население городов вынуждено было мигрировать, а сами города постепенно приходили в упадок и теряли свой статус.

Другими градообразующими факторами являются развитие военной, административно-управленческой и религиозной деятельности. Значение слова "город" в русском языке – "крепость, крепостица, укрепленное стенами место внутри селения, кремль"[lvii] – прямо указывает на выполнение данным типом поселения функций защиты территории и контроля над ней. Многие старинные русские города, такие как Брянск, Тула, Кашира, Коломна, Рязань были основаны в качестве крепостей на границе с Великой Степью. Наличие постоянного гарнизона стало одним из атрибутов большинства античных и средневековых городов.

Параллельно с развитием военных функций росло и административное значение городских поселений как центров управления окружающей территорией, чему способствовала относительно высокая концентрация населения и защищенность городского пространства. Административное и политическое значение столичных городов обычно закреплялось и символическим образом, благодаря перемещению туда важнейших храмов, религиозных святынь и переезду в столицу высшего духовенства.

Таким образом, в ходе исторического развития в городе концентрируется все больше и больше различных форм жизнедеятельности, в то время как на селе происходит их обеднение. Такая концентрация разнообразной деятельности, естественно, создает городам превосходство в экономическом и социальном развитии. К тому же, как правило, города возникают на транспортных магистралях (в древнем мире – по берегам рек и морей, сейчас – на линиях и пересечениях железных и автомобильных дорог), что способствует улучшению контактов между жителями разных территорий, развитию общения, знакомству с новыми культурными образцами, ценностями и нормами.

Территориальные общины, возникающие в городах, являются дальнейшим развитием сельской общины и выполняют всю совокупность важнейших общественных функций: управленческих, экономических, культурных, религиозных. Более того, если сельские общины с появлением таких социальных институтов, как государство и церковь теряют свою самодостаточность и передают им часть своих функций, городские общины в своем законченном и совершенном виде – такие, как древнегреческие города-государства (полисы) или вольные города средневековой Европы – приобретают дополнительные функции (военную, внешнеполитическую) и приравниваются по своему статусу к государству.

Если в сельских общинах важную роль играют родственные и клановые связи, то в городских на первое место выходят корпоративные и правовые отношения. Города во всем мире возникают как совместные поселения чуждых по местожительству людей, различающихся обычаями, традициями, религиозными верованиями. Поэтому со временем над традиционными клановыми, племенными нормами неизбежно устанавливаются нормы права, обязательные для всех членов городской общины, появляется гражданство данного города. Принятие гражданства в античном или средневековом городе означало, что человек становился полноправным членом городской общины и освобождался от любых видов личной зависимости (в средневековой Европе бытовало выражение "городской воздух приносит свободу"); при этом гражданин должен был приносить клятву верности своему городу. Городская община существовала как коммуна – союз свободных и равноправных граждан, отстаивавших общие экономические, военные и политические интересы. Внутри этого союза граждане выступали как представители корпоративных объединений – купеческих гильдий или ремесленных цехов, крупных семейств или кланов, связанных, как правило, общими экономическими интересами.

Так же как и сельские общины, сообщества горожан в античную эпоху и в средние века отличались высоким уровнем сплоченности и социального контроля.

Положение стало меняться с началом промышленной революции и становлением капиталистического общества. Если отделение ремесла от земледелия привело к возникновению древних городов, то развитие машинного производства и промышленная революция дали мощный толчок для дальнейшего разделения и интеграции различных видов деятельности и привели к качественно новому этапу в развитии городских поселений.

Крупномасштабное индустриальное производство, как никогда раньше, способствовало концентрации рабочей силы, промышленного и финансового капитала, насыщению рынков массовой дешевой продукцией, развитию новых потребностей. Научное ведение сельского хозяйства позволило одному крестьянину кормить значительно большее количество горожан, а рост промышленности создал мощный миграционный поток и позволил занять в городе бывших сельчан. Большие скорости, грузоподъемность и пассажировместимость современного транспорта, развитие сети железных и автомобильных дорог, телекоммуникаций значительно повысили подвижность и интенсивность социальных контактов всего населения, а также позволили оперативно управлять из единого центра огромными территориями. Развитие санитарии, системы здравоохранения существенно уменьшили уровень смертности и также вероятность массовых эпидемий в больших городах. Совершенствование градостроительной техники прямо сказалось на темпах и масштабах строительства, на облике индустриальных городов. Именно в период промышленной революции крупнейшие мегаполисы мира обрели свой современный вид: геометрически правильные транспортные пути, доминирование делового центра, районов крупнейших фабрик и заводов, четкое отделение дома от работы, гигантские приливы и отливы населения в соответствии с ритмом рабочего дня и т.д.

Бурный рост населения в крупных городах в процессе индустриализации привел к эволюции или разрушению традиционных городских общин. Социальная мобильность горожан и сельских жителей резко выросла: в поисках работы люди снимаются с места, переезжают из города в город, тем самым, разрывая связи со своей территориальной общиной. Число жителей современных мегаполисов огромно в сравнении с населением деревень и поселков, поэтому лишь немногие из горожан знакомы между собой. Расселение людей в многоквартирных домах способствует анонимности и замкнутости их поведения. Значительное увеличение частоты и интенсивности социальных контактов привело к изменению форм общения: они становятся более поверхностными, безличными, формальными. Нормальные первично-групповые, традиционные межличностные связи заменяются в больших индустриальных городах вторично-групповыми, утилитарными. Родственники и друзья часто живут далеко друг от друга, так что круг постоянного общения индивида сужается и сосредоточивается в семье, по месту работы или в местах регулярного проведения досуга. Статус жителя большого города мало зависит от его положения в общине по месту жительства, а определяется занимаемой на работе должностью и количеством собственности, которой он владеет.

Традиционная территориальная община разрушается, ее заменяют массовидные общности – временные случайные объединения людей, одинаково реагирующих на внешние стимулы (например, на воздействие пропаганды или рекламу), но действующих индивидуально, независимо друг друга.

Исследование социологами процесса роста индустриальных городов позволило выявить такой феномен социальной структуры, как маргинальные социальные группы. Понятия "маргинальность", "маргинальная личность", "маргинальная социальная группа" введены американским социологом Р. Парком во второй половине 20-х гг. ХХ в. для обозначения социально-психологических последствий неадаптации мигрантов (иммигрантов) к требованиям городского образа жизни. Маргинальность (от латинского marginalis – находящийся на краю) – промежуточное, пограничное состояние личности или группы людей, оторванной от привычной им среды, образа жизни, культуры и испытывающих затруднения в освоении новых норм, ценностей и образцов поведения. Маргинальные личности и социальные группы занимают положение между слоями и классами в социальной структуре общества, находятся на границе двух или более культур (субкультур), усваивая ценности как одних, так и других.

В территориально-поселенческой структуре все многообразие маргинальных групп можно условно разделить на два вида: "мигранты" и "изгои". "Мигранты" – люди, приехавшие в данную территориальную общину со стороны на временное или постоянное место жительства, по своим культурным установкам и образу жизни отличающиеся от местных жителей (старожилов). В положении мигранта-маргинала может оказаться русский (украинец, поляк, итальянец, китаец...), эмигрирующий в Канаду или США; осевший на территории России беженец или "вынужденный переселенец" из "горячих точек", бывших союзных республик СССР, других государств - русский, армянин, турок-месхетинец, чеченец, таджик, курд, эфиоп и т.д; иностранный рабочий: турок, югослав в Германии, украинка, белорус, армянин – в России; наконец, в любой стране это может быть человек, приехавший из сельской глубинки в большой город. К "изгоям" можно отнести те маргинальные социальные группы, члены которых некогда принадлежали к местному территориальному сообществу, но в силу своих культурных установок и образа жизни были им отторгнуты и опустились на "социальное дно". Сюда относятся бомжи и бездомные, беспризорные, "профессиональные" нищие. Здесь могут оказаться лица, вернувшиеся из мест заключения, наркоманы, одинокие пенсионеры и др. Деление на два вида условно, так как конкретный человек может одновременно принадлежать к нескольким маргинальным группам, например, таджик-беженец, просящий подаяние на улицах Москвы; или русский эмигрант, бывший офицер, работающий в Париже таксистом.

Часть маргиналов - "изгоев" относятся к "социальному дну", к слоям, занимающим низшее положение в социальной структуре любой страны, но отождествлять все виды маргинальных групп с люмпенами (от нем. lumpen – лохмотья) было бы неверно. Эмигрант, житель села, приехавший на заработки в город, беженец находятся как бы на распутье, они должны приспособиться к новому образу жизни, новой культуре, новым жизненным ценностям. От их способности адаптироваться зависит, окажутся они на "социальном дне" или нет. Люди, впервые "скатившиеся вниз", также не сразу принимают образ жизни, ценности и культурные установки, принятые среди бомжей, бездомных и уголовных элементов (вспомним, например, персонажей пьесы М. Горького "На дне"). Главное, что объединяет всех маргиналов – это существование в условиях культурного конфликта: стремясь включиться в "доминирующую группу" общества, члены "подчиненных групп" (эмигранты, бывшие сельские жители и т.д.) целенаправленно приобщаются к ее культурным стандартам. Формирующиеся таким путем "гибриды" неизбежно оказываются в "маргинальной" ситуации - на краю доминирующей группы, которая их полностью не принимает, и вне группы происхождения, которая отторгает их как отступников.

Трудности адаптации порождают у большинства маргинальных личностей длительный психологический стресс, что порождает разнообразные формы протеста: от иллюзорных попыток уйти от мира с помощью алкоголя или наркотиков (в крайнем случае – с помощью самоубийства) до массовых беспорядков на национальной почве. Раздвоение сознания между нормами старой и новой культуры приводит к тому, что у части маргиналов вырабатывается негативное отношение к социальным нормам вообще, что подталкивает их к различным формам асоциального поведения, в том числе – к преступлениям. Именно по этой причине маргиналы, "люди без корней", в любой стране привлекают внимание правоохранительных органов.

Ликвидация территориальных общин в больших индустриальных городах приводит к тому, что неформальные виды социального контроля, действовавшие в прошлом, заменяются формальным контролем со стороны государства и его институтов. Формальные организации, такие, как полиция (милиция), суд, прокуратура и т.д., с помощью угрозы применения силы способны заставить людей соблюдать лишь минимум норм, но они не могут укрепить их сплоченность и солидарность.

Ослабление социального контроля в больших городах ведет к росту преступности и различных видов отклоняющегося поведения, с которыми правоохранительные органы не всегда могут справиться. Так на начальном этапе роста больших городов в России в конце 1920-х годов городские жители, составлявшие менее 20 % населения страны, совершали преступлений в 3,7 раза больше, чем жители села (свыше 80 % населения страны в тот период). К концу 1980-х годов, когда свыше 70 % населения составляли горожане, этот разрыв составил 1,5-1,6 раза. Относительно высокий уровень преступности является типичной социальной проблемой больших городов в любой стране мира наряду с безработицей или перенаселением.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 6133 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...