Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические формы социальной стратификации



Неравенство существует на всех этапах развития человеческого общества. Даже в первобытном обществе, в простейших культурах, где фактически нет различия по уровню богатства или собственности, имеет место социальная дифференциация между мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек, например, может иметь более высокий статус, чем другие, потому, что более успешно охотится, или потому, что он или она обладают особыми знаниями и опытом (знахари, шаманы). Этнографами описаны случаи, когда примитивные племена в период голода бросали на произвол судьбы "малоценных" членов общества: дряхлых стариков, калек, тяжелобольных детей и взрослых. Подобный случай из жизни американских индейцев стал сюжетом одного из рассказов Джека Лондона ("Закон жизни").

Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени.

Рабство- система расслоения общества, основанная на различиях в принадлежности индивида к этнонациональным и территориальным общностям (роду, племени, общине). Человек, являющийся членом племени (ирокезов, могикан, масаев и т.д.) или гражданином города-государства (Афин, Спарты, Рима) от рождения или приобретший гражданство, принадлежность к племени каким-либо иным путём, именовался "свободным" и имел все важнейшие права и привилегии: право владения землёй или другой собственностью, право ношения оружия и участия в военном ополчении, возможность участвовать в принятии значимых для племени, общины, города-государства решений, возможность избираться на высокие должности, дающие право управлять согражданами или соплеменниками, и т.д. Совсем иным было положение рабов.

Древнеиндийский термин "даса" – "раб" означал первоначально "враг", "чужак", "варвар". Подобным же образом о рабах высказывался и великий древнегреческий философ Аристотель: "...варвар и раб по природе своей понятия тождественные"[lxxxv]. Греки именовали варварами представителей всех племён и народов, язык которых был для них непонятен и казался им неблагозвучным (barbaros – в буквальном пер. – непонятно болтающий). Ясно, что воспитатель Александра Македонского, один из идеологов вторжения греков на Восток, в Персию, выражал не личную точку зрения, а общепринятое, характерное для своей эпохи мнение. Кроме рабов в древнегреческих полисах существовала и другая категория жителей, не имевших гражданских прав, – "метеки" – переселенцы, лично свободные люди из других государств, поселившиеся в городе. Среди них были богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских, моряки. Сказанное выше позволяет предполагать, что у многих народов первыми рабами были военнопленные, а также мирное население побеждённых племён. Позже источником поступления рабов стало морское пиратство и сухопутный разбой, а также продажа в рабство за долги и обращение преступников в рабов.

По своему положению раб является лицом несамостоятельным, полностью зависимым от своего господина, хотя на разных стадиях развития рабства степень этой зависимости менялась. Первоначально в условиях патриархального рабства раб приравнивался по своему положению к младшим членам семьи, не имел права голоса на собрании общины, не носил оружия, выполнял самые непрестижные и тяжёлые работы. Обычно через определенное время рабу давали свободу или принимали в члены общины.

Положение изменилось тогда, когда рабский труд стал использоваться в массовых масштабах для производства продуктов и ремесленных изделий на продажу и когда рабы тоже стали товаром. Раб уподоблялся вещи, с которой собственник мог распоряжаться, как ему заблагорассудится. Раба можно было убить, кастрировать, отдать внаём в публичный дом, заставить выступать в качестве гладиатора и т.д. По определению Аристотеля, раб являлся одушевлённым орудием; по мнению современника Цезаря, римского учёного Терренция Варрона, рабы принадлежали к одному из трёх видов орудий труда: instrumentum mutum - немое орудие; instrumentum semivocale - орудие, способное издавать звуки, "мычащее"; instrumentum vocale - "говорящее" орудие, т.е. человек[lxxxvi]. В условиях классического рабовладения в древности (в Афинах, Риме) рабы законодательно лишались практически всех гражданских прав. Подобные же правовые ограничения существовали в XVIII-XIX вв. на Юге США.

Традиционно в социологической литературе рабство рассматривается как наиболее выраженная, крайняя форма неравенства, при которой одни индивиды принадлежат другим как собственность и с помощью физического насилия принуждаются к труду. Но при этом следует иметь в виду, что подобные крайности, как правило, не распространялись на соплеменников и сограждан. При рабовладельческом строе именно характер этнической принадлежности предопределял место индивида в системе разделения труда, объем его гражданских и политических прав, характер экономических и прочих отношений, в которые он мог вступать.

Рабство как историческая система стратификации постепенно ушло в небытие не только потому, что принудительный труд экономически оказался малоэффективным, а внешние завоевания перестали поставлять дешевых рабов, но и потому, что постепенно растворились этнокультурные барьеры между общинами и племенами, объединёнными в границах одного государства, и сформировались новые этнонациональные общности. Иными словами, процесс культурной ассимиляции малых этнических групп совместно с экономическими и политическими причинами способствовал искоренению неравенства на основе этнической или расовой принадлежности.

Классический рабовладельческий строй прекратил своё существование с падением Римской империи, но в превращённой форме продолжал существовать на арабском Востоке и в Турции в феодальную эпоху. В эпоху Нового Времени рабство было возрождено европейцами в своих колониях. В США рабство было ликвидировано лишь после Гражданской войны между Севером и Югом в 1865 г. Рудиментарные формы рабства просуществовали на Ближнем Востоке до середины XX столетия, например в Саудовской Аравии они были отменены только в 1962 г. Превращённая форма рабства – апартеид (раздельное проживание разных рас) – дожила в Южно-Африканской республике до начала 80-90-х годов ХХ в. Пережитки этой древнейшей системы стратификации распространены в мире по сию пору, например, в виде урезания гражданских прав представителей некоренных наций и народностей.

Касты. Кастовая система стратификации, имеющая много общих черт с рабством, не получила такого широкого распространения. Классической страной кастового строя является Индия, где эта система стратификации была отменена лишь в 50-х годах XX в.

Термин "каста" – португальского происхождения, сами индийцы используют для описания этого явления два основных термина, несколько различающиеся по значению, – "варна" и "джати". В кастовом строе важнейшим фактором, определяющим положение человека в обществе, является жесткая, передаваемая из поколения в поколение система разделения труда. Каста, или варна, является не чем иным, как замкнутой социально-профессиональной группой, в пределах которой передаются профессиональные знания, навыки и привилегии. Житель древней Индии не мог произвольно выбирать род занятий, а наследовал только те профессии, которые допускались для его варны.

Особенностью кастовой системы стратификации является её тесная связь с господствующей в обществе религиозной доктриной. Все современные мировые религии в той или иной форме оправдывают социальное неравенство, но в ведической религии, а потом и в индуизме необходимость расслоения общества вытекает как бы из самой человеческой природы. Неравенство между варнами древние индийцы объясняли естественным различием между людьми по степени их природного благородства и душевной чистоты. Высшей и самой "чистой" варной считались брахманы, выполнявшие жреческие функции и хранившие знания; вторыми по степени чистоты были кшатрии – воины, занимавшиеся наряду с военным делом ещё и государственным управлением; третья группа, вайшьи – свободные общинники, для которых допускалось занятие земледелием, скотоводством, торговлей, ростовщичеством и т.д.; наконец, низшей по степени чистоты варной являлись шудры – неполноправные члены общины, исполнявшие самую грязную и непривлекательную работу.

Кастовая система стратификации естественным образом выросла из экономического уклада древнеиндийских общин, которые вели преимущественно натуральное хозяйство и могли существовать относительно обособленно как друг от друга, так и от государства. В каждой деревне вместе с крестьянами жили ремесленники тех профессий, которые удовлетворяли основные потребности жителей данной местности. В небольшой деревне мог быть один гончар, один кузнец, один плотник, работавшие на заказ и обслуживавшие определённый круг семей. В более крупном поселении лица этих профессий могли занимать отдельную улицу или отдельный квартал. Профессия обычно передавалась от отца к сыну, что позволяло удержать в семье средства производства, необходимые для ремесла данного вида (кузницу, гончарную мастерскую и т.п.), и сохранить в тайне от возможных конкурентов секреты профессионального мастерства. Каждый член общины получал свою "экологическую нишу", дающую средства к существованию. Постепенно обычаи и традиции превратились в религиозные нормы и нормы права, а профессиональные группы отделились одна от другой незримыми перегородками.

С течением времени система кастовой стратификации, распространённая по всей Индии, усложнилась, и внутри каждой варны выделились более мелкие социально-профессиональные группы – джати, союзы лиц конкретной профессии (торговцев, кузнецов, гончаров, музыкантов, писцов), со своими корпоративными интересами и корпоративной этикой. Джати отличались от варн наличием органов самоуправления, системы взаимопомощи, наличием общей кассы, пополняемой отчислениями членов джати. Каждая историческая область Индии имела характерные особенности расслоения варн на джати, что позволяло учитывать этнические особенности многонационального общества.

Кастовая система стратификации, как и рабство, характеризуется жестким ограничением социальной мобильности между слоями. Представитель варны или джати был ограничен в возможности изменения профессии, в выборе брачного партнёра (супруга следовало выбирать только из своей варны), в возможности общения с представителями других каст (вплоть до запрета совместно принимать пищу). Многообразные и устойчивые связи внутри варн и джати делали эти социальные общности чрезвычайно устойчивыми к разнообразным внешним потрясениям (смене правящих династий, изменению границ государств, внешним завоеваниям и т.д.). Кастовая система стратификации придавала обществу незыблемость и упорядоченность. Будучи членом варны или джати, житель древней Индии обладал правом на защиту и поддержку со стороны всей своей касты, правом на участие в её ритуалах и церемониях, возможностью повысить статус в рамках касты. При жестком ограничении индивидуальной мобильности членов общества они в то же время могли изменить социальное положение вместе с повышением или понижением статуса своей касты.

Самым тяжёлым наказанием было исключение из касты. Люди, исключённые из своей касты, получали статус "неприкасаемых", потому что даже прикосновение к ним оскверняло членов четырёх основных варн (даже шудр) и требовало очистительных действий. "Неприкасаемые" лишались практически всех гражданских прав.

В чистом виде кастовый строй просуществовал в Индии до середины XX в., но отдельные элементы кастовой системы стратификации встречаются в культурах многих стран мира. Например, в средневековой Европе и в России аналогом индийских джати были цехи городских ремесленников – замкнутые социально-профессиональные группы и организации, имеющие чёткую внутреннюю иерархию (ученики, подмастерья, мастера), органы самоуправления, регулировавшие процесс передачи профессиональных знаний, конкуренцию в рамках данной профессии, контролировавшие качество товаров. Цехи оказывали влияние и на другие стороны жизни средневекового города: они являлись боевыми единицами городского ополчения в случае войны, выступали как политические организации в период борьбы за власть, частично или полностью совпадали с церковными приходами.

Пережитки кастовой системы, т.е. неравенства по профессиональному признаку, встречаются и в современном индустриальном обществе, в частности среди лиц таких престижных профессий, как врачи, юристы, дипломаты. Неравенство выражается в скрытой дискриминации при поступлении в высшие учебные заведения (детям недипломатов было, в свое время, весьма затруднительно поступить в Московский институт международных отношений), в высоком образовательном цензе при поступлении на работу (необходимость иметь учёную степень магистра или кандидата наук для начала преподавательской карьеры) и в процессе продвижения по службе (сдача экзаменов чиновниками в Японии для получения очередной должности). В развитых индустриальных странах сохраняются объективные условия, способствующие образованию кастоподобных профессиональных корпораций: высокий уровень специальных знаний, необходимый для освоения ряда престижных профессий; ограничение количества учебных заведений, где их можно получить; ограничение количества организаций и ведомств, где человек данной профессии может сделать карьеру.

Сословия. Сословная система социальной стратификации в классическом виде существовала в феодальной Европе в XI – XV вв., а её национальные разновидности встречались во многих других традиционных культурах (арабской, индийской, китайской) начиная с девятого века н.э. На Ближнем Востоке сословная система длительное время сосуществовала с рабством, в Индии – тесно переплеталась с кастовой системой.

Русский историк В.О. Ключевский в своей работе "История сословий в России" определяет сословия как классы (в данном контексте "класс" – синоним термина "группа"), на которые делится общество "по правам и обязанностям, учреждённым верховной властью... Сословное деление существенно юридическое, устанавливается Законом в отличие от других общественных делений"[lxxxvii]. В определении Ключевского выделены два важных признака сословной системы стратификации: во-первых, зависимость социального статуса индивида или группы от обладания властью и их отношения к субъекту верховной власти; во-вторых, закрепление социального положения, прав, привилегий, обязанностей с помощью норм права. Второй признак не является характерным только для сословий, он встречался и в более древних системах стратификации (рабство, касты). Первый признак остаётся качественной особенностью сословной системы стратификации независимо от того, в какой стране, и в какую эпоху она существует.

На вершине иерархической пирамиды феодального общества находились два сословия – дворянство и духовенство. Дворянство обладало властью, основанной на военной силе; священнослужители имели монопольное влияние в области идеологии, в сфере образования и распространения знаний. Являясь опорой феодального государства, эти два сословия преобразовывали свою политическую власть в другие виды влияния.

Государство в лице верховного правителя (князя, сёгуна, короля) владело какой-либо завоёванной территорией чисто номинально и передавало её в фактическое пользование тому, кто сможет защитить эту землю и сохранить ее за центральной властью. Так возникает феодальный институт бенефиция – жалование подданного землёй за военную службу господину. В одних случаях такое право пользования сохранялось до тех пор, пока подданный – вассал – нес службу (в России такая форма землепользования называлась поместьем), других случаях – право пользования землёй передавалось по наследству ("вотчина"), но также при условии обязательной службы у господина. Со временем, когда военное значение иррегулярной дворянской конницы стало падать, появилась возможность заменять военную службу гражданской ("статской") или придворной службой. Эта обязанность служилого сословия была отменена в России лишь Екатериной II, издавшей Указ "О вольности дворянства". Право пользования пожалованной землёй означало и право кормления, т.е. управления данной территорией, в том числе право суда и расправы по большинству административных и уголовных правонарушений.

Представитель воинского сословия – пользователь земли – мог обрабатывать её самостоятельно или привлекать для этого профессиональных земледельцев. Привлечь крестьян к труду на завоёванных землях можно было с помощью военной силы. На территориях, не подвергавшихся завоеванию, процесс шел иначе. Первоначально свободное крестьянство заключало с военным-феодалом своеобразный договор о защите, в котором крестьяне брали на себя обязанность содержать и снабжать своего покровителя, он, в свою очередь, обязывался охранять их от разбойных нападений и наездов различных "сильных людей". Кстати, одно из современных значений слова "наезд" – вымогательство, рэкет, – полностью соответствует древнему значению этого слова и описывает очень распространённое занятие военных-феодалов эпохи Средневековья. В экономике феодального строя господствовали не рыночные, а распределительные отношения, так что изъятие или передел прибавочного продукта с помощью силы были нормальным явлением. Со временем отношения между сословиями получили более устойчивую и неравноправную форму: ограничивалось, а потом было полностью ликвидировано право перехода крестьян от одного феодала к другому, они были "прикреплены" к земле; увеличивались и становились более разнообразными повинности, налагавшиеся на крестьян. В конце концов, в некоторых странах (в том числе в России в XVIII-XIX вв.) крестьяне стали частной собственностью своих господ, их продавали как с землёй, так и без земли; по своему положению они фактически не отличались от рабов. Феодальная система приобрела законченную форму. Политическая власть и власть-собственность на землю слились воедино.

Если дворянство защищало границы государства и поддерживало в нём внутренний порядок, духовенство обеспечивало идейное единство общества, то самое многочисленное третье сословие по своей главной функции можно назвать "податным", так как его важнейшей обязанностью перед государством была уплата податей-налогов. В России в XVIII – XX вв. к податным сословиям относились купечество, крестьянство и мещанство (городские ремесленники и торговцы). Два высших сословия – дворянство и духовенство – налогов не платили.

В сословной системе стратификации так же, как и в более древних типах расслоения (рабство, касты) предписанный, передаваемый от рождения статус личности играл решающую роль в судьбе человека по сравнению со статусом достигаемым – социальным положением, полученным благодаря собственным усилиям индивида. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед государством, что нашло отражение в сословных этических нормах, в понятиях "родовитость", "дворянская честь". Предписанный статус обычно оформлялся в виде титула, родового герба, генеалогического древа предков. Даже разорившийся обладатель дворянского титула имел в эпоху Средневековья значительно большие привилегии и находился на более высокой ступеньке социальной лестницы, чем преуспевающий торговец или богатый меняла. Два высших сословия обладали привилегиями практически во всех сферах общественной жизни, начиная от особого обращения – "ваше благородие", "сэр", "ваше преосвященство" – и кончая правом поступления в некоторые высшие учебные заведения (в России – Пажеский корпус, Морской корпус).

В то же время границы между сословиями не были такими непреодолимыми, как границы между кастами. Дворянство, в том числе дворянство наследственное, можно было заслужить, как это сделал, например отец Ленина И.Н. Ульянов, или купить. Практика покупки титулов богатыми представителями третьего сословия во Франции была широко распространена в XVII-XVIII вв., что нашло своё отражение в художественных произведениях той эпохи, например, в пьесе Мольера "Мещанин во дворянстве". Ещё одним каналом для продвижения вверх по социальной лестнице в феодальном обществе были межсословные браки, которые хотя и не поощрялись общественным мнением, но не были запрещены законом.

Сословная система стратификации постепенно потеряла своё значение с распространением капиталистических производственных отношений. В европейских странах этот процесс занял несколько столетий. Пережитки сословной иерархии сохраняются в настоящее время во многих развивающихся странах. Встречаются они и в Европе, в частности, в Великобритании, где лидеры бизнеса или государственные чиновники получают рыцарские звания или титул пэра в подтверждение своих заслуг перед государством. К примеру, Маргарет Тэтчер, длительное время занимавшая пост премьер-министра Великобритании, после ухода в отставку получила титул баронессы.

Классы. Формирование классовой системы стратификации связано с возникновением современного индустриального общества и распространением капиталистических производственных отношений.

В условиях классового деления общества важнейшим признаком, определяющим положение человека в социальной иерархии, является уровень дохода, владение собственностью или контроль над ней. Экономические возможности индивида – наличие или отсутствие материальных и финансовых ресурсов, положение на рынке труда – оказывают существенное влияние на его образ жизни и отношение к нему других людей.

В отличие от более древних типов социальных страт, классовая принадлежность не закрепляется с помощью правовых или религиозных норм, поэтому границы между классами не бывают столь же чётко очерчены, как границы между сословиями или кастами.

В классовой системе стратификации принадлежность к классу не предопределена от рождения и не наследуется, что коренным образом отличает её от предшествующих типов стратификационных систем. Предписанный, т.е. полученный от рождения, статус личности уже не оказывает определяющее влияние на судьбу индивида. Перед каждым членом общества открывается возможность "добывать" себе максимально высокое положение в социальной иерархии. В современных индустриальных странах человек оценивается не столько по происхождению, сколько по его достигаемому статусу.

Свобода перемещения из одной страты в другую, вверх и вниз по ступеням социальной пирамиды – то, что в социологии называется уровнем индивидуальной мобильности, – в классовом обществе существенно выше, чем в более древних типах стратификационных систем, поскольку в нём ликвидированы основные формальные ограничения, мешавшие перемещению между слоями (запреты на браки представителей различных профессиональных, этнических, религиозных групп; обязательное наследование профессии, сословные привилегии и т.д.). Эта особенность классовой структуры современного индустриального общества нашла своё отражение в одном из его идеологических мифов: "Западное общество - общество равных возможностей".

К основным классам индустриально развитых стран относят следующие.

Высший класс (1 – 4% населения), включающий тех, кто владеет средствами производства и прямо контролирует материальные и финансовые ресурсы (владельцы и высшие управляющие крупных компаний, банков, акционерных обществ), а также тех, кто обладает политической властью (высшие руководители государства).

Средний класс (60 - 80% населения), состоящий из самых разных социальных страт, объединенных общим признаком – уровнем дохода ("старый" средний класс – владельцы частных магазинов, хозяева небольших предприятий промышленности и сферы обслуживания; и «новый» средний класс - "белые воротнички" – люди, занятые продажей интеллектуального продукта", своих знаний, в промышленности, сфере управления, науке и искусстве; низшая часть среднего класса – конторский персонал, продавцы, учителя, медсёстры и т.д.). К среднему классу обычно относят и высокооплачиваемую часть рабочего класса ("синие воротнички"), который объединяет наёмных работников промышленности, занятых преимущественно физическим трудом.

Низший класс вразвитых индустриальных странах включает в себя неквалифицированных работников, как правило, с частичной занятостью, живущих ниже официального уровня бедности (5 – 20% населения).

Иногда к описанной выше классовой структуре добавляют ещё один производящий класс – крестьянство – мелких частных собственников, занятых сельскохозяйственным трудом (5 –25% населения), которые по уровню дохода могут быть отнесены к среднему и низшему классу.

Помимо основных классов в современном индустриальном обществе существуют и другие относительно немногочисленные социальные слои. Кроме того, по отдельным странам конкретные цифры могут отличаться от приведенных, но главные социальные пропорции остаются общими для всех – социальную основу развитого индустриального общества образует постоянно растущий средний класс.

Основанием приведённой классификации является уровень доходов различных классов. Как было показано в первом параграфе – это далеко не единственный признак классовой дифференциации. Современные модели социальной стратификации индустриального общества являются многомерными, то есть, кроме уровня доходов, включают в себя и другие показатели: доступ к власти, уровень профессиональной квалификации, возможности на рынке труда и т.п., которые в своей совокупности дают более полную социальную картину.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 4828 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...