Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная стратификация как структурированное неравенство



Термин "стратификация" заимствован социологией из естественных наук и происходит от латинского "stratum" – настил, слой. В гидрологии под стратификацией понимается распределение по вертикали слоев воды различной плотности и температуры, в метеорологии – распределение температуры воздуха в атмосфере по высоте, от которого зависит возможность возникновения и степень развития вертикальных атмосферных потоков.

Даже беглый взгляд, брошенный на общество, позволяет увидеть его внутреннюю неоднородность и сложную иерархию. Наиболее часто для целостного представления социальной структуры используется образ пирамиды или горы, состоящих из множества различных социальных слоёв и групп. Социолог описывает строение общества подобно геологу, исследующему расположение пластов породы, обнажившихся на горном склоне или речном обрыве.

Почему расслоение общества по вертикали существовало в древности и существует до сих пор? Почему некоторые группы в обществе богаче, обладают большей властью и авторитетом, чем другие? Является ли неравенство неизбежным следствием развития цивилизации и способствует ли оно общественному прогрессу? Почему даже в богатых индустриальных странах продолжает существовать бедность? Наконец, насколько велики шансы каждого человека подняться на вершину социальной пирамиды? На все эти вопросы отвечает теория стратификации.

Одно из наиболее лаконичных определений социальной стратификации дал современный английский социолог Энтони Гидденс: " Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей".[lxxix] Неравенство между людьми или общностями (группами) людей предполагает неодинаковые условия и возможности получения ими различных социальных благ: денег, материальных и духовных ценностей, власти и престижа. Безработный вряд ли позволит себе купить океанскую яхту и роскошный особняк за границей в отличие от нефтяного магната. Рабочий мясоперерабатывающего комбината в советскую эпоху имел на столе мясной бифштекс или окорок гораздо чаще, чем преподаватель техникума. Профессору университета легче устроить свою дочь в высшее учебное заведение, чем уборщице. Премьер-министр оказывает гораздо большее влияние на политику в стране, чем рядовой обыватель. Структурированное неравенство означает, что неравный доступ различных общностей людей к ресурсам и ценностям закрепляется посредством социальных институтов, поддерживается посредством социальных организаций, например, государства, и передается из поколения в поколение. В результате в обществе образуется стройная система взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоёв (страт).

Наличие иерархии характерно для любой относительно устойчивой социальной группы (общности). Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Вступая в регулярные и повторяющиеся социальные взаимодействия, представители общности (группы) приобретают тот или иной стабильный статус (положение в сообществе себе подобных) в зависимости от их вклада в коллективную деятельность или в зависимости от успехов в своих профессиональных занятиях. Каждому статусу соответствует свой уровень влияния, власти и авторитета. В семье, будь то большая патриархальная семья древних славян или семья современного российского горожанина, кто-то выполняет роль добытчика и кормильца, а кто-то является иждивенцем, потребляющим блага. Как правило, добытчик и кормилец имеет высокий семейный статус, и от него зависят другие члены семьи. В студенческой группе всегда имеются отличники, "середнячки" и двоечники, обитатели "камчатки". В группе спортсменов наивысшие почести обычно оказывают победителям соревнований, чемпионам и рекордсменам. В профессиональном спорте они получают наивысшие гонорары.

Со временем в общности (группе) функциональные роли и статусы отделяются от личных качеств исполняющих их людей и образуют своеобразную "табель о рангах" – обезличенную структуру, в которой влияние, власть и авторитет приписываются не конкретной личности, а статусу, рангу в рамках группы, независимо от того, какими индивидуальными качествами обладает человек, занимающий данную позицию. В древности статус фараона, императора, царя требовал, чтобы при виде его особы подданные падали ниц, независимо от того, был ли монарх великим правителем и военачальником или малолетним ребёнком. В данном случае почести воздавались должностному статусу, а не личности. Статусы и соответствующие им функциональные роли, ранжированные в зависимости от уровня влияния-власти-авторитета, составляют социальную иерархию. Неравное положение различных статусов в иерархии закрепляется социальными нормами, традициями и ритуалами, гарантируется системой социального контроля. Состав общности (группы) может изменяться, но если традиции, нормы и ритуалы воспроизводятся её новыми членами, то воспроизводится и социальная иерархия. Таким образом, возникновение и развитие социальных общностей и групп, укрепление межличностных связей и отношений внутри них неизбежно приводят к формированию иерархий статусов, а, следовательно, и к возникновению неравенства в отношениях влияния-власти-авторитета внутри общностей (групп).

Социальная иерархия имеет место не только внутри группы (общности), но и внутри больших социальных систем, общества в целом. В первом случае мы можем говорить об иерархии статусов индивидов, во втором - об иерархии статусов общностей или групп. Иерархия общностей (групп) также характеризуется неравенством в отношениях влияния, власти и авторитета. Социальное неравенство между людьми складывается из неодинаковых условий и возможностей получения индивидом различных социальных благ (денег, материальных и духовных ценностей, влияния и престижа) внутри общности и неравного доступа различных общностей и групп к ресурсам и ценностям в обществе в целом.

По каким основаниям расслаивается общество? Основоположник структурно-функционального анализа, американский социолог Т. Парсонс выделял три основные группы социально-дифференцирующих признаков[lxxx].

Первую группу образуют признаки, полученные индивидом от рождения: возраст, принадлежность к какому-либо полу, родственные связи, этническая и расовая принадлежность, физические особенности человека (красота, физическая сила и т.д.). Они составляют основу предписанных статусов.

Вторую группу составляют признаки, связанные с исполнением личностью социальных ролей: характеристики, описывающие ролевую, в частности, профессиональную деятельность, содержание и условия труда, наличие знаний, умений, навыков, опыта работы, соответствующих данной профессии.

В третью группу входят признаки "обладания": владение собственностью, возможность обладания знаниями и ценностями духовной культуры, обладание властью и влиянием, наличие привилегий и т.д. Вторая и третья группа прямо связаны с достигаемым статусом личности.

Описанная классификация социально-дифференцирующих признаков имеет два достоинства: во-первых, практически все признаки поддаются эмпирическому измерению; во-вторых, их разнообразие позволяет дать многомерную картину социальной стратификации для конкретного типа общества.

Наряду с классификацией Парсонса в теории социальной стратификации выделяется ещё один дифференцирующий признак, имеющий самостоятельное значение и оказывающий существенное влияние на расслоение общества. Это – общественная оценка социальной роли или статуса. По словам американского социолога Б. Барбера, социальная стратификация "есть продукт взаимодействия социальной дифференциации и социальной оценки"[lxxxi]. Представители общности или группы, к которой принадлежит индивид, постоянно оценивают как его социальный статус, так и "качество исполнения" им тех или иных социальных ролей и на основе оценки определяют виды общественного "вознаграждения" его деятельности. Оценка и вознаграждение выполняют в системе социальной стратификации две важные функции. Во-первых, это – воспроизводство способности к труду данного вида: подготовка лётчика, менеджера или юриста обходится обществу (да и родителям этого человека) значительно дороже, чем подготовка грузчика или дворника, кроме того, поддержание способности к труду данного вида предполагает удовлетворение различных потребностей у людей разных профессий. Вторая функция - это поддержание стимулов, обеспечивающих приток новых людей, участвующих в данном виде трудовой деятельности, взамен выбывающих. Например, в советский период, когда прописка в Москве была ограничена, профессия дворника открывала для иногородних перспективу получения московской квартиры и прописки, что, несмотря на низкую зарплату, было мощным стимулом для заполнения свободных вакансий. Неодинаковые общественная оценка и вознаграждение как бы "встроены" в иерархию социальных позиций и описываются таким показателем как престижность позиции.

Таким образом, признаки, которые описывают социальное неравенство и на основе которых общество расслаивается на страты, многообразны. В различные исторические эпохи и в разных типах обществ на первый план выходят и являются определяющими различные комбинации социально-дифференцирующих признаков. Более подробно мы рассмотрим эту тему там, где речь пойдёт об исторических типах стратификационных систем.

Для характеристики строения общества в социологии традиционно используются два понятия – " социальный слой " (его синоним – " страта ") и " класс ". В зависимости от того, какое понятие берётся за основу, различают теории стратификации и теории классов. В обыденном представлении классовую теорию связывают с марксизмом, что не совсем правильно, так как понятийный аппарат этой теории использовался не только Марксом и его последователями, но и другими учёными.

В современной научной литературе можно встретить несколько подходов к определению понятий "класс" и "социальный слой". Часть учёных рассматривает их как синонимы. Другие эти понятия различают, причём термин "слой" применяется к группам, выделенным внутри классов. Наконец, существует третий подход. Суть его в том, что понятие "страта" ("слой") применяется для описания иерархии социальных общностей и групп внутри общества и характера отношений между ними. Конкретные живые люди могут находиться на разных этажах социальной пирамиды, обладать различным влиянием на жизнь общества, вступать в солидарные или антагонистические взаимодействия друг с другом. Отдельный человек, являясь членом семьи, жителем города или села, представителем этнической группы (племени, народности, нации), включается в тот или иной социальный слой (страту) – общность людей, занимающих относительно близкое положение в профессиональной, социально-экономической и политической иерархиях и обладающих сходным уровнем влияния и престижа. Положение рабочего на частном предприятии в Москве, Воронеже, Иркутске, Бомбее или Сан-Франциско, несмотря на различие в деталях, в основных чертах будет сходным, как и положение владельцев этих частных или акционерных предприятий. Но различие статусов владельца крупного завода, фабрики и наёмного промышленного рабочего будет заметно невооружённым глазом независимо от страны их проживания, национальных традиций и обычаев. Различия между ними в уровне доходов, характере труда, отношении к собственности, степени влияния и престижа будут объективно, т.е. независимо от личных качеств людей и их желаний, определять характер отношений между социальными слоями.

Теория стратификации изучает реальную картину расслоения общества на социальные общности, различающиеся положением их членов по отношению к собственности, власти, по месту в общественном разделении труда и уровню престижа. Для того чтобы получить многомерную картину социальной дифференциации в конкретном типе общества или конкретной стране, проводятся эмпирические "замеры" уровня дохода, образования, имущественного неравенства, состояния "потребительской корзины", описываются этнокультурные, половозрастные характеристики и политические позиции тысяч людей. В эмпирической западной социологии для анализа обобщённого статуса индивида (положение человека в своём социальном слое + положение слоя в общественной иерархии) очень часто используется социально-экономический индекс позиции, исчисляемый на основе трёх показателей, таких как престиж профессии, уровень дохода и уровень образования.

По поводу понятия "класс" очень точно высказался в 20-х годах ХХ в. известный русский социолог П.А. Сорокин: "Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность. И в этом случае попытки "схватить этого Протея" оказывались не более успешными: "класс" либо ускользал и ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределённое и неясное, что становится невозможно отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок"[lxxxii]. К сожалению, несмотря на множество дискуссий вокруг этого термина, он не определён с должной ясностью по сей день.

Понятие социального класса стало широко использоваться в общественных науках в XVIII-XIX вв., что хронологически совпадает со временем становления современного индустриального общества в Англии, Франции, Германии. Французские историки эпохи Реставрации (Ф. Гизо, О. Минье), у которых К. Маркс заимствовал термин "класс", использовали его для описания борьбы различных слоёв населения в период Великой Французской революции. Заслуга Маркса перед наукой заключается в том, что он выделил противостоящие друг другу классы нарождающегося капиталистического общества и объяснил экономическую природу их классового конфликта.

В лаконичной форме определение понятия "класс", соответствующее марксистской традиции в социологии, можно найти у В.И. Ленина: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства"[lxxxiii]. Как правоверный марксист, Ленин считал, что антагонизм между основными классами капиталистического общества неизбежен в силу их различного отношения к собственности.

Ещё одна научная традиция ведёт свое начало от теории классов немецких учёных Г. Шмоллера и М. Вебера. Первый разработал теорию происхождения классов на основе разделения труда и образования профессий. Второй, в противоположность Марксу, к экономическому измерению стратификации добавил ещё два измерения: отношение к власти и уровень престижа. Расхождение М.Вебера с марксизмом заключалось ещё и в том, что он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Взгляды Шмоллера и Вебера при всех различиях объединяет стремление вывести положение классов в обществе из многих факторов, в отличие от марксизма, сводящего все к отношениям собственности и месту индивида в общественном разделении труда. Так что веберианская традиция в теории классов сближается с основными положениями теории стратификации, например, в изложении П.А. Сорокина.

Значительное развитие обе традиции в классовой теории получили с началом массовых эмпирических исследований социальной дифференциации в 30-70-х годах XX в. Первой крупной работой по этой теме в американской социологии явилась книга Р. Линда "Middltown", в которой анализировалось влияние экономического неравенства на политические, образовательные и религиозные институты в рамках локальной территориальной общности ("community"). Линд провёл одно из первых многомерных исследований стратификации, сочетая марксистскую и веберианскую методологию.

Ллойд Уорнер в своём масштабном эмпирическом исследовании "Yankee City" впервые использовал для анализа социального расслоения "субъективные" критерии стратификации, т.е. оценку американцами классовых позиций друг друга. Анализируя субъективные характеристики принадлежности к классу, Уорнер разработал стандартный индекс статусных позиций, включавший в себя такие показатели, как образование, место жительства, доход и происхождение, и выделил в американском обществе шесть классов. В целом он следовал веберианской теоретической традиции, рассматривая класс как статусную группу.

Уже первые эмпирические исследования социально-классовой структуры современного индустриального общества показали ограниченную познавательную ценность понятия "класс". Этот термин показал свою относительную эффективность при сравнительном анализе общественно-экономических формаций, внутренних противоречий и конфликтов, которые приводят к смене социально-экономических систем, но при анализе расслоения сравнительно небольших территориальных или этнических общностей термин "класс" оказался непригоден и был вытеснен понятием "страта".

Исследование происхождения понятия "класс" и традиций употребления этого слова позволяет наметить две сферы использования этого термина в современной теоретической и эмпирической социологии.

Поскольку появление данного термина связано со становлением капиталистического строя, и он недостаточно эффективно "работает" при анализе каст, сословий и иных форм расслоения в древних обществах, понятие "класс" следует применять для анализа конкретного исторического типа стратификации – социальной дифференциации в индустриально развитых странах.

Второе направление использования термина "класс" наметил известный германский социолог Р. Дарендорф. Он писал: "...класс – это всегда категория для целей анализа динамики социального конфликта и его структурных корней, и поэтому может быть чётко отделён от страты как категории для описания иерархических систем в данный момент времени..."[lxxxiv]. В рамках такого словоупотребления класс можно определить как конфликтную социально-экономическую группу, которая оспаривает существующее распределение собственности, власти и привилегий. Любая страта или группа родственных страт потенциально является классом (в теории Маркса такое сообщество именуется "классом в себе"), но действительным классом ("классом для себя") они становятся, лишь осознав общность своих интересов и оформившись организационно, создав корпоративные организации: профсоюзы, союзы предпринимателей, политические партии и т.д. При подобной трактовке термин "класс" становится категорией не только социологического, но и политического анализа.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 4162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...