Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поселение как социально-культурная среда и социальная общность



Жизнь отдельного человека и разнообразных сообществ людей протекает в конкретном географическом пространстве и всегда имеет определенную территориальную проекцию. Условия природной среды и концентрация природных ресурсов определяют численность и плотность населения в той или иной местности. Территориальная близость людей создает возможность для их общения, а плотность населения в пределах конкретной территории определяет частоту социальных контактов. Горы, пустыни, непроходимые леса, моря и океаны препятствуют взаимодействию людей друг с другом и служат естественными границами для расширения сообществ. Дороги, современные виды транспорта, средства связи уменьшают пространственную разобщенность людей и способствуют их общению. Там, где плотность населения велика, люди регулярно обмениваются идеями, товарами, лучше узнают обычаи друг друга; там растут и распадаются социальные общности и группы, бурно течет общественная жизнь. Там, где плотность населения мала – на Крайнем Севере, в пустынях, в тропических джунглях – развитие общества как бы "замирает". Социология как наука об обществе изучает процессы возникновения и распада человеческих сообществ, поэтому она не может обойти стороной влияние географических факторов на социальную структуру общества.

Социология в отличие от географии или экономической науки имеет "свой взгляд" на описание территории. Если географа интересует положение населенного пункта в пространстве, окружающая его природная среда (ландшафт, климат и т.д.), экономиста – производственный потенциал поселения (наличие промышленных объектов, профессиональная занятость населения, наличие узлов коммуникаций – морских портов, аэродромов, железнодорожных станций и т.д.), то социолог изучает устойчивые общности и социальные группы, возникающие в результате совместного проживания в том или ином населенном пункте, а также влияние, которое оказывает тип поселения на образ жизни отдельного человека и локального сообщества людей.

Для описания иерархии различных видов поселений и соответствующих им территориальных общин, а также многообразных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе расселения и освоения территории, в социологии используется понятие "территориально-поселенческая структура общества".

Постоянные жилища впервые появились у людей в эпоху неолита (конец каменного века, 8-3 тысячелетие до н.э.) в тех районах, где начинало развиваться земледелие. До этого времени сообщества охотников и собирателей вынуждены были постоянно менять место жительства, следуя за стадами животных, вести кочевой образ жизни и строить только временное или сезонное жилье. Переход к производящему хозяйству и, прежде всего, к земледелию как виду деятельности, связанному с долговременным и интенсивным освоением территории, вызывал потребность в строительстве постоянных жилищ. Концентрация людей в местах сосредоточения необходимых для жизни ресурсов естественным образом привела к образованию поселений, которые стали постоянным или сезонным местом обитания человека. На Ближнем Востоке, где возникли первые земледельческие цивилизации, археологами обнаружены одно- и многоэтажные дома с каменными фундаментами и стенами из сырцового кирпича, относящиеся к восьмому тысячелетию до н.э. По функциональным признакам дома объединялись в группы, и уже в восьмомседьмом тысячелетиях до н.э. в Месопотамии появились поселения с регулярной застройкой, укреплениями, культовыми сооружениями, которые стали общественными центрами отдельных территорий.

Как в обыденной речи[li], так и в научной литературе [lii] термин "поселение" трактуется примерно одинаково: как населенное место, населенный пункт, постоянно или сезонно обитаемое место в отличие от "пустоши", необжитой местности. Признаками поселения являются: 1) наличие капитальных зданий и сооружений (в отличие от переносных строений в кочевьях); 2) пространственная локализация и территориальная общность жилищ, мест приложения труда, объектов производственной и социальной инфраструктуры, зон отдыха и т.д.; 3) наличие географического наименования (топонима).

Социология рассматривает поселение как культурную среду, в которой разворачивается разнообразная деятельность индивида, происходит его первичная социализация, формируется особый образ жизни.

Во-первых, тип поселения во многом предопределяет вид трудовой деятельности, которым может заниматься человек, и, следовательно, выбор профессии. Молодые люди, живущие в отдаленной деревне, объективно, независимо от их желания и воли, ограничены в выборе профессии двумя-тремя десятками специальностей (механизатора, доярки, полевода и т.п.). В то же самое время их городские сверстники, особенно жители столиц и крупных индустриальных центров, могут выбирать для себя сотни профессий, в том числе самые престижные. Сельскому жителю для того, чтобы стать космонавтом, киноактером или банкиром, неизбежно придется покинуть родные места и перебраться в город. Но и после получения образования по одной из названных специальностей бывший селянин не найдет на своей малой родине работы "по профилю", так как в сельской местности сложился спрос на иные профессии, – космонавты там не нужны.

Во-вторых, оказывая влияние на выбор профессии, тип поселения предопределяет возможность получения образования и, в значительной мере – возможность приобщения индивида к ценностям культуры. Крупнейшие музеи, библиотеки, картинные галереи, научные центры, университеты и иные высшие учебные заведения сосредоточены в городах. Путь М.В. Ломоносова, пришедшего из далеких Холмогор в Москву за знаниями, в каждом новом поколении повторяют тысячи и тысячи молодых россиян. Конечно, современные средства телекоммуникации уменьшили информационную изоляцию сельского населения (телевизор и радиоприемник теперь есть почти в каждом доме), но это еще не позволяет говорить о равных возможностях горожанина и жителя села в освоении культурных ценностей: телевизионный фильм об Эрмитаже или Третьяковской галерее не может заменить непосредственных впечатлений от их посещения.

В-третьих, в зависимости от типа поселения неодинаковые возможности предоставляются людям для проведения досуга и организации быта. Ходить на дискотеку или в кафе, иметь в доме центральное отопление, горячую воду и газ может позволить себе в России горожанин, житель рабочего поселка или, в лучшем случае, житель центральной усадьбы какого-либо совхоза, но никак не обитатель сельской глубинки. Житель села, получающий основные продукты питания из своего приусадебного хозяйства, вынужден тратить на обработку земли и уход за домашними животными те часы досуга, которые горожанин может использовать для просмотра телепередач, чтения книг, посещения театров, дискотек и прочих увеселительных заведений. Отсутствие учреждений культуры (клубов, кинотеатров и т.д.) в сельской местности усугубляет положение дел и предопределяет иные, чем у горожан формы проведения свободного времени.

В-четвертых, неравномерное распределение по территории органов управления, ограниченные возможности местного политического представительства приводят к тому, что общественно-политическая активность людей, возможность их участия в политической жизни страны зависят от типа поселения. Как правило, наиболее бурно политическая жизнь течет в столицах и иных административных центрах, а на местном уровне в периферийных районах политическая активность естественным образом "сходит на нет".

В-пятых, различные типы поселений существенно отличаются друг от друга по численности и плотности населения, что, в свою очередь, ведет к различиям в частоте и характере социальных контактов, к разнообразию типичных форм общения. Житель города в течение одного трудового дня может вступить в контакт с таким количеством людей, с каким сельский житель не сможет встретиться и за неделю. Частота контактов оказывает обратное влияние на формы социального взаимодействия. Так, привычная для российской сельской глубинки норма этикета – здороваться со всеми встречающимися в дороге путниками – не может быть реализована в большом городе в силу чрезвычайно высокой интенсивности социальных контактов.

Эксперименты психологов в лабораториях и наблюдения за людьми, живущими в условиях тесных пространственных контактов, выявили отрицательное влияние скученности на здоровье человека. Субъективное переживание чувства "тесноты" не обязательно вызывается наличием большого количества людей, оно возникает тогда, когда другие люди вторгаются в "личное пространство" индивида, нарушают дистанцию общения. Неспособность защитить личное пространство вызывает у человека ощущение тревоги, психическую напряженность, а иногда – немотивированную агрессию. Так проявляется обнаруженный психологами в городских условиях "стресс перенаселенности"[liii].

Наконец, тип поселения оказывает влияние на человека, непосредственно на его психику, в силу того, что является искусственной, рукотворной средой обитания. В одних случаях, когда здания и сооружения гармонично сочетаются с окружающей природой, облик населенного пункта вызывает благоприятные эмоции, чувство комфорта; в других – монотонный ритм типовой застройки, антигуманный масштаб зданий, например "небоскребов", приводят к "эмоциональному голоду"[liv] и угнетению человеческой психики.

Таким образом, тип поселения оказывает многостороннее воздействие на личность, на ее образ жизни и характер межличностных отношений.

В обыденном понимании территориальная общность людей не отличается от типа поселения, в котором она существует. Между тем не все люди, живущие в данный момент в пределах какого-то населенного пункта, составляют сообщество. Обыденная речь достаточно чутко передает это отличие делением на "коренных жителей" и "приезжих", например, противопоставлением коренных москвичей и "лимитчиков", "деревенских" и "дачников" и т.д. В западной социологии для описания сообщества людей, образующегося по месту жительства, используется термин "community", что в переводе с английского означает "община". Поскольку в отечественной социологической науке не разработано понятия для описания подобного явления, то мы, отталкиваясь от сложившейся научной традиции, в дальнейшем будем вести речь о местных или территориальных общинах.

Длительное проживание людей в одном месте ведет к возникновению разнообразных социальных связей между ними и формированию территориальных общностей со своими нормами, обычаями и традициями. Следует сказать, что, как и семья, "сообщества по месту жительства" образуются естественным образом, тем самым отличаясь от деления населения по административно-территориальному признаку (житель города, деревни или поселка городского типа). С течением времени из сообщества людей, объединенных внешними обстоятельствами (проживанием на одной территории), образуется территориальная община, обладающая всеми признаками социальной группы: устойчивостью и продолжительностью существования; наличием общих целей и совместной деятельности; наличием общей системы ценностей и норм поведения; формированием у представителей общины чувства принадлежности к группе, ощущения "мы – группа" (часто это выражается в ношении какого-либо группового символа) и т.д. В отличие от некоторых целевых социальных групп и от формальных организаций местные общины содержат цель в самих себе: поддержание многосторонних социальных связей, объединяющих жителей данной местности, и совместную эксплуатацию территории; иные направления деятельности являются производными.

Община является пространством, в котором формируются узы общественной солидарности: именно соседи, как правило, оказывают помощь в экстренной ситуации. Это может быть помощь в разрешении небольших повседневных проблем (дать взаймы немного соли, денег; дать во временное пользование какую-то вещь) и помощь в разрешении серьезных кризисов (дать приют погорельцам, помочь в случае неожиданной смерти или болезни близкого человека и т.д.).

Отношения соседства являются важнейшим видом общественных отношений в территориальных общинах. На их основе формируется система статусов и социальных ролей, они оказывают влияние на другие виды отношений (экономические, духовные) в местном сообществе. Соседи являются той незримой границей, за которой заканчивается личное пространство индивида и начинается пространство общественное. Они могут не быть ни друзьями, ни родственниками, т.е. между соседями не обязательно существует кровная или духовная общность, но в то же время они являются "ближайшими чужими" – людьми, в силу проживания "бок о бок" близко знакомыми с личными качествами друг друга и, благодаря этому – формирующими первичное общественное мнение о человеке. Иными словами, наряду с семьей и трудовым коллективом, территориальная община выступает в качестве первичной группы, осуществляющей социальный контроль и социализацию личности, приобщение ее к нормам общежития.

В истории человечества существовало несколько видов территориальных общин, поэтапно сменявших друг друга. Наиболее древней формой была родовая община, существовавшая при первобытно-общинном строе. С появлением аграрных обществ – рабовладельческих и феодальных – ей на смену пришла соседская сельская община и территориальная община (полис, коммуна) в античных и средневековых городах. При переходе к индустриальному обществу территориальные общины, как в сельской местности, так и в городах, постепенно утратили свои основные функции и превратились либо в органы местного самоуправления, либо в мельчайший элемент административно-территориального деления в государстве.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3483 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...