Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы рефератов и докладов. 1. Религия как форма сознания



1. Религия как форма сознания.

2. Религия как важнейший фактор социальной и культурной интеграции в трудах Э.Дюркгейма и М.Вебера.

3. Место религии в современном обществе.

4. Характеристика основных религий мира.

5. Взаимоотношения религии и государства.

6. Роль религиозных организаций в современном обществе

7. Функции религии как социального института

8. Проблема религиозности и веры в современном обществе.

9. Тенденции религиозного развития общества.

10. Религиозное возрождение в России

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Какую роль играет религия в формировании мировоззрения человека в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе?

2. Охарактеризуйте основные мировые религии.

3. В чем заключается социальная функция религии?

4. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.

5. Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

«Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт — как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек — это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, — вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем — такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии — это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

(Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. — М.: Наука, 1972. - С. 266 -278)

Вопросы и задания к источнику.

· Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры?

· Какими словами автор ха­рактеризует религию?

· Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии.

· Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.

6. Все известные религиозные верования, будь они простые или сложные, содержат одну и ту же общую черту: они предполагают классификацию реальных или идеальных явлений, которые представляют себе люди, на два класса, два противоположных рода, обозначаемых – обычно двумя различными терминами и достаточно хорошо выражаемых словами: светское и священное. Разделение мира на две области, из которых одна включает в себя все, что священно, другая – все, что является светским,– такова отличительная черта религиозного мышления. Верования, мифы, догмы, легенды – это или представления или системы представлений, выражающие природу священных явлений, свойства и способности, которые им приписываются, их историю, их отношения между собой и со светскими явлениями. Но под священными явлениями не следует понимать только те личные существа, которые называют богами или духами; утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом, словом, любая вещь может быть священной. Обряд может иметь, эту особенность; не существует даже обряда, которому бы она в какой-то степени не была присуща. Существуют слова, выражения, формулы, которые могут исходить только из уст посвященных персонажей; существуют жесты, движения, которые не могут выполняться всеми. (Дюркгейм Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. – М.: Канон+, 1998. – 432 с

Литература

1. Андреева Л.А. Процесс рехристианизации в секуляризированном российском обществе // Социологические исследования. – 2008. – № 8.

2. Гегель Л.А.. Этноконфессиональные особенности южнороссийского региона / Л.А. Гегель, Ю.С. Фролова // Социологические исследования. – 2007. - № 2.

3. Дубограй Е.В. Религиозность военнослужащих России (состояние, структура, факторы) / Е.В. Дубограй // Социологические исследования. – 2007. – № 7.

4. Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии / С.Д. Лебедев // Социологические исследования. – 2007. – № 7.

5. Капалин А.М. Социальная деятельность приходов Тобольско-Тюменской епархии / А.М. Капалин // Социологические исследования. – 2007. - № 10.

6. Самсонова Е.А. Религиозные предпочтения молодых туляков / Е.А. Самсонова, Е.Ю.Ефимова // Социологические исследования. – 2007. - № 2.

7. Узланер Д.А. Секуляризация как социологическое понятие (по исследованиям западных социологов) // Социологические исследования. – 2008. – № 8.

8. Хриенко А.П. Метаморфозы религиозно-нравственной детерминации сознания молодежи / А.П. Хриенко // Социологические исследования. – 2007. – № 7..

9. Широкалова Г.С. Политический выбор русской православной церкви как фактор, определяющий ее будущее / Г.С. Широкалова, А.В. Аникина // Социологические исследования. – 2007. - № 10.

10. Юдин В.В. Вера в колдовство – проявление обыденного сознания молодежи / В.В. Юдин // Социологические исследования. – 2007. - № 10.

11. Юдин В.В Религиозность молодежи (по материалам исследований в Могилевской области) В.В. Юдин // Социологические исследования. – 2006. - № 5.

Тема 15. Общественное мнение как социальный институт (2 часа)

1. Понятие, структура, функции и механизмы формирования и формы выражения общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

2. Методы изучения общественного мнения.

3. Особенности общественного мнения в современной России.

Основные понятия: аналитическое общественное мнение, директивная функция общественного мнения, консультативная функция общественного мнения, объект общественного мнения, общественное мнение, общественность, оценочное, общественное мнение, регулятивное общественное мнение, субъект общественного мнения, экспрессивная функция общественного мнения.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...