Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Алиментные правоотношения фактических воспитателей и воспитанников



Алиментные обязательства по взаимному содержанию фактичес­кого воспитателя и воспитанника относятся к алиментным обя­зательствам третьей очереди.

В силу ст. 269 СК, обязанность по оказанию мате опальной по­мощи ребенку может быть возложена на лиц, в семь? которых он воспитывался.

В этом случае, в качестве основания возникновения алиментно­го обязательства, закон имеет в виду факт принятия ребенка на постоянное воспитание и содержание (фактическое воспитание), когда оно осуществляется без усыновления либо установления над ним опеки или попечительства.

тоянное вос-

Таким образом, взятие ребенка в свою семью на пос

питание и содержание является юридическим фактом, с которым закон связывает определенные юридические последствия.


I

Лица, взявшие в свою семью ребенка на постоянное воспитание и содержание как члена семьи, называются фактическими воспи­тателями, а ребенок, принятый в семью на воспитание — воспитан­ником.

Фактическим воспитателем может быть родственник, лицо, ко­торое является биологическим отцом ребенка, но его отцовство в установленном законом порядке не признано, а также любое дру­гое совершеннолетнее, дееспособное лицо, не являющееся родствен­ником ребенка.

Алиментная обязанность фактического воспитателя по отно­шению к своему воспитаннику возникает лишь в том случае, если воспитатель, ранее принявший ребенка на постоянное воспитание и содержание в свою семью, в дальнейшем отказался его содер­жать. В то же время ребенок продолжает нуждаться в материаль­ной помощи, которую он не может получить от своих родителей, бабки, деда, совершеннолетних братьев и сестер в связи с тем, что он их не имеет, а фактический воспитатель может оказывать ма­териальную помощь.

Таким образом, в соответствии со ст. 269 СК, обязанность по оказанию материальной помощи малолетним, несовершеннолетним детям, не всегда связывается с родственными отношениями.

Основанием возникновения алиментных обязательств между фактическим воспитателем и воспитанником являются не род­ственные отношения (они могут и отсутствовать), а юридический факт — проживание ребенка одной семьей с фактическим воспи­тателем.

Следовательно, субъективное право на получение материальной помощи от фактического воспитателя у воспитанника возникает, если:

а) он принят в семью на воспитание и в течение определенного
периода времени воспитывался, состоял на содержании факти­
ческого воспитателя и проживал в качестве члена его семьи;

б) у него нет родителей, бабки, деда, совершеннолетних братьев

и сестер, то есть лиц, которые в соответствии с правилами, ус­тановленными нормами глав 16 и 17 СК обязаны, в первую и вторую очередь, содержать своих малолетних, несовершен­нолетних детей, внуков, братьев и сестер;

в) фактический воспитатель материально обеспечен и имеет
возможность оказывать материальную помощь.

Указанные условия образуют сложный юридический состав, необходимый для возникновения у воспитанника субъективного права на получение материальной помощи от фактического воспи­тателя.

В каждом конкретном случае суд должен установить наличие всех условий, предусмотренных ст. 269 СК, необходимых для воз-


никновения у воспитанника субъективного права на! получение материальной помощи от фактического воспитателя

Следовательно, если суд установит, что отсутствует хотя бы одно из условий, указанных в ст. 269 СК, необходимых для возникно­вения у воспитанника права на получение материальной помощи от фактических воспитателей, в семье которых воспитывался ре­бенок, то алиментная обязанность последних не должна возник­нуть, а если она возникла, то по решению суда должна быть пре­кращена.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 12 июня 1998 г. «О применении судами некоторых норм Кодекса о браке и семье Украины» содержится указание о том, что по делам о взыс­кании алиментов на несовершеннолетнего ребенка с лиц, которые фактически его воспитывали и содержали, суду необходимо всесто­ронне проверять, действительно ли ответчик взял ребенка на по­стоянное воспитание и содержание, а впоследствии отказался от выполнения принятых на себя обязанностей. При этом следует иметь в виду, что сам по себе факт проживания ребенка с ответчи­ком не может быть основанием к удовлетворению иска, а является лишь одним из доказательств, подтверждающих исковые требова­ния в случаях, когда из анализа сложившихся взаимоотношений видно, что лицо приняло на себя обязанность постоянно содержать и воспитывать ребенка.1

Следовательно, время, в течение которого ребенок находился на воспитании и содержании, должно учитываться в качестве одного из обстоятельств, свидетельствующих об истинных намерениях фактического воспитателя. Вместе с тем, если ребенок находился на воспитании и содержании незначительное время, но было уста­новлено, что фактический воспитатель взял его к себе не временно, т.е. имел намерение постоянно его воспитывать и содержать, али­менты на ребенка должны взыскиваться.2

В отдельных случаях ребенок может находиться на воспитании и содержании других лиц лишь временно, например, в связи с бо­лезнью родителей, пребыванием их в командировке, в отпуске, на обучении и т.п. В таких случаях, с этих лиц не могут быть взыс­каны алименты на содержание ребенка в соответствии со ст. 269 СК, т.к. предоставление материальной помощи было, хотя и сис­тематическим, но у этих лиц не было намерения постоянно воспи тывать и содержать ребенка.


1 Право Украши. — 1998. — № 10. — С. 138.

2 Якименко О.О. Шдготовка алхментних справ до судового
Вшниця: Континент-ПРИМ, 1999. — С. 54.


розгляду.



Семейным законодательством предусмотрены взаимные права и обязанности по содержанию фактических воспитателей и воспитан­ников (ст.ст. 269, 271 СК).

В ст. 271 СК содержатся условия, необходимое для возникно­вения у нетрудоспособных фактических воспитателей права на получение алиментов от совершеннолетних воспитанников

Право на получение алиментов от совершеннолетних воспитан­ников, у фактических воспитателей возникает, если:

а) воспитанник до достижения совершеннолетия не менее пяти
лет проживал с фактическим воспитателем одной семьей;

б) фактический воспитатель является нетрудоспособным по
возрасту, то есть, достиг пенсионного возраста, установленного
законом, или по состоянию здоровья, то есть, он является ин­
валидом первой, второй либо третьей группы;

в) фактический воспитатель является нуждающимся в матери-

альной помощи, то есть, если заработная плата, пенсия, дохо­ды от использования его имущества, иные доходы не обеспе­чивают ему прожиточного минимума, установленного законом;

г) у фактического воспитателя нет другого супруга, совершен-

нолетних детей, братьев и сестер, то есть лиц, которые, в со­ответствии с правилами, установленными нормами глав 9, 16, 17 и 22 СК обязаны содержать своих жену, мужа, родителей, братьев и сестер, или;

д) эти лица по уважительным причинам не могут предоставлять

им надлежащее содержание;

е) воспитанник материально обеспечен и имеет возможность
оказывать материальную помощь.

Указанные условия образуют сложный юридический состав, необ­ходимый для возникновения у нетрудоспособного фактического вос­питателя, нуждающегося в материальной помощи, субъективного права на получение алиментов от совершеннолетнего воспитанника.

Следовательно, если суд установит, что отсутствует хотя бы одно из условий, указанных в ст. 271 СК, необходимых для возникно­вения у нетрудоспособного фактического воспитателя, нуждающе­гося в материальной помощи, субъективного права на получение алиментов от совершеннолетнего воспитанника, то алиментная обязанность последнего не должна возникнуть, а если она возник­ла, то по решению суда должна быть прекращена.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 795 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...