Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В предыдущей главе мы рассмотрели возможности применения кинотерапии в условиях исправительного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Однако, очевидно, что эффективность ресоциализирующей и воспитательной деятельности таких учреждений зависит от всего коллектива колонии. Конечно, прежде всего, речь идет о педагогическом коллективе. Педагоги исправительных учреждений не в меньшей степени нуждаются в психологической помощи и поддержке. Психологическая помощь осмысливается ими прежде всего как эмоциональная разгрузка, развитие навыков саморегуляции и повышения стрессоустойчивости. Такой запрос в некоторой степени проявляет педагогическую установку на несотрудничество, избегание, формализм, исключительность ролевых отношений, внешний локус ответственности за профессиональную эффективность. Коррекция неэффективных педагогических установок вполне возможна в условиях кинотренинга, направленного на решение нескольких взаимосвязанных задач:
- развитие рефлексии педагогической деятельности;
- активизация педагогического творчества;
- повышение профессиональной ответственности.
Для решения этих задач могут быть использованы следующие фильмы:
«Пролетая над гнездом кукушки» (реж. М.Форман)
«Умница Уилл Хантинг» (реж. Гас Ван Сэнг)
«Кто, если не мы» (реж. В.Приемыхов)
«Пацаны» (реж. Д.Асанова)
«Американка» (реж. Д.Месхиев)
«Когда смолкли выстрелы» (реж. П.Ф.Райан)
Использование кинотренинга в образовании
Цели и обстоятельства использования кинотренинга в образовании чрезвычайно многообразны. Обычно преподаватель (ведущий семинара) иллюстрирует положения своей лекции примерами «из жизни» или «из практики». Очевидно, однако, что такими примерами могут быть художественные фильмы или их фрагменты. Более того, нам представляется, что кинематографический пример предпочтительнее его «вербального аналога». И дело тут даже не в том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а в том, что в фильме представлены наиболее типичные, глубинные, и потому сущностные особенности феномена. Ценность кинотренинга в образовательном процессе возрастает и в связи с тем, что учащиеся не только видят типичное, представленное в конкретном, но и работают с этим содержанием в процессе групповой дискуссии. Кино позволяет в яркой, динамичной, эмоциональной форме показать учащимся феномены, которые порой весьма трудно распознаются в жизни по их вербальным описаниям. Есть целый ряд соображений, которые дают основания говорить о кинотренинге как о весьма продуктивном методе обучения. Просмотр кинофильма и его обсуждение
- повышают эмоциональную вовлеченность учащихся в учебную ситуацию;
- позволяют организовывать творческие уроки;
- дают учащимся возможность проверить свои знания в анализе жизненных ситуаций;
- развивают навыки групповой дискуссии и аргументации своей позиции;
- дают возможность всесторонне, глубоко и с интересом раскрыть предмет;
- активизируют творчество учащихся;
- способствуют генерированию учащимися новых идей, взглядов отношений [7].
В кинотренинге акценты смещены с терапии на формирование конкретных навыков и практическое использование ранее полученных знаний. Учебный кинотренинг имеет ту же структуру, что и кинотерапевтическая сессия: просмотр фильма – перерыв – обсуждение. В том случае, если в качестве материала для обсуждения используется фрагмент фильма, обсуждение можно проводить сразу же после завершения просмотра, то есть, без перерыва. Поскольку кинотренинг направлен на учебные цели, меняется круг задач ведущего. Теперь он выглядит следующим образом:
1. Поддержка дискуссии (поощрение высказываний, активизация группы и т.п.).
2. Акцентирование высказываний, вскрывающих объективные причинно-следственные связи между событиями кинофильма, структуру феномена и его генезис.
В процессе обсуждения фильма используются те же техники и приемы, что и в кинотерапевтической группе. Отличие заключается в инструкции перед просмотром фильма и вопросах, обращенных к содержанию фильма на этапе обсуждения. Инструкция должна содержать четкие указания, на что именно необходимо обратить внимание обучающимся. Вопросы должны соответствовать учебным задачам.
Приведем несколько конкретных примеров использования кинотренинга в образовании.
Курс социальной психологии (специальность: психология, социальная педагогика, социальная работа)
Тема: групповая динамика.
Фильм: «Повелитель мух» (Реж. П.Брук)
Инструкция перед просмотром фильма: «Смотрите этот фильм так, как если бы вы вели полевое наблюдение. Постарайтесь отметить основные феномены групповой динамики. Все, что вы заметите, необходимо записывать: ваши наблюдения будут нужны нам для обсуждения увиденного».
Вопросы для обсуждения:
- Что можно сказать о групповой задаче?
- Как выглядит в этой группе групповое решение?
- Как происходит выдвижение лидера?
- Каковы механизмы формирования групповых норм и групповых санкций?
- Какие конкретные групповые нормы и санкции вы увидели в этой группе?
- Какие формы власти существуют в группе?
- Как выглядит статусная динамика в группе? Что задает особенности статусной динамики?
- Какие стили лидерства присутствуют в группе?
- Каковы механизмы группообразования в закрытом сообществе?
- Какие инструменты реализации власти используют лидеры?
Домашнее задание:
Сформулируйте в письменной форме ответы на вопросы:
1. Почему подростки сначала выбрав руководителем Ральфа, потом постепенно переходят в группу Джефа?
2. Почему Ральфу не удалось установить законы, а Джефу удалось это сделать?
3. Какова роль используемой Джефом символики в повышении групповой сплоченности?
Специальный курс «Психология семейных отношений» (специальность: психология, социальная работа, социальная педагогика, социология, педагогика)
Тема: Супружеские и детско-родительские отношения.
Фильм: «Боже, любовник моей матери и сын мясника» (реж. Э.Иссерман)
Тема: Факторы возникновения и динамики нарушений в семейном функционировании.
Фильмы: «Второй лучший» (реж. К. Менджес)
«Сцены из супружеской жизни» (реж. И.Бергман)
Тема: Детско-родительские отношения в семьях со взрослыми детьми
Фильм: «Отцепись от звезд» (реж. Н. Кассаветис)
Тема: Структура семьи. Трехпоколенная семья.
Фильм: «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович)
Специальный курс «Семейное консультирование»
Тема: Кризис в браке.
Фильм: «Боже, любовник моей матери и сын мясника» (Реж. Э.Иссерман)
Инструкция: «Представьте себе: к вам на прием приходит женщина (клиент) и говорит: «Я не знаю, что делать дальше… Я запуталась совсем… Я не знаю, как дальше будет…». И рассказывает вам о своей семье. Смотрите фильм как рассказ клиента о своей семейной ситуации».
Задания:
1. Составьте список вопросов к клиенту, ответом на которые является последовательность событий, показанных в фильме.
2. Постройте генограмму семьи. Опишите структуру семьи, особенности семейных отношений.
Специальный курс «Введение в психотерапию»
Фильмы к спецкурсу:
1. «День сурка» (реж. Г. Рэмис)
2. «Дон Жуан де Марко» (реж. Д. Левен)
3. «Второй лучший» (реж. К.Менджес)
4. «Мелкий бес» (реж. Н.Досталь)
5. «Пурпурная роза Каира» (реж. В.Аллен)
6. «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. М.Форман)
7. «Красота по-американски» (реж. С.Мендес)
8. «Форест Гамп» (реж. Р.Замекис)
9. «Умница Уилл Хантинг» (реж. Гас Ван Сэнг)
10. «Малена» (реж. Джузеппе Торнаторе)
11. «Лучше не бывает» (реж. Джеймс Л.Брук)
12. «Слезы капали» (реж. Г. Данелия)
13. «Доживем до понедельника» (реж. Станислав Ростоцкий)
14. «Осенний марафон» (реж. Г.Данелия)
15. «Блеск» (реж. Скотт Хикс)
16. «Айрис» (реж. Ричард Эйр)
17. «Человек дождя» (реж. Б.Левинсон)
18. «Покидая Лас-Вегас» (реж. М.Фиггис)
Заметим, что при наличии фильмотеки, работа с фильмами может быть организована как самостоятельная внеаудиторная работа студентов, контроль за которой осуществляется по письменным ответам.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 893 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!