Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
а) вотчины — земля крупного феодала, боярина, ко-
торая переходила по наследству. Она состояла из
феодальной усадьбы и крестьянских селений;
б) поместья — земля, которую князь жаловал своим
дружинникам в условное владение за службу. Пра-
во владения землей имело место лишь в период
службы. По наследству эта земля не передавалась.
Во-вторых, совершенствование земледельческих орудий привело к возникновению в Древней Руси двухпольной и трехпольной систем земледелия. Это, в свою очередь, позволило увеличить площадь земельных угодий и их производительность.
В-третьих, быстрое развитие ремесел. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами обусловило рост городов. На основе летописей историки подсчитали, что в IX —X вв. на Руси насчитывалось 24 города, в XI в. — 64, в XII в. — 135, а к XIII в. — уже 224. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь тогда называли Градарикой — страной городов. О размерах городов свидетельствуют описания Киева, сделанные немецким летописцем в X в. Он отмечал наличие в городе 400 церквей и 8 больших торговых площадей, а также 100 тыс. жителей.
В-четвертых, углубление общественного разделения труда, повышение производительности земледелия, развитие ремесел вело к росту торгового обмена между городом и деревней, торговли между различными областями Киевской Руси и ее самой со многими странами: Персией, Аравией, Францией, Скандинавией. Крупнейшим торговым партнером Руси была Византия.
Установление частной формы собственности на землю привело к созданию четкой социальной структуры общества и положило начало формированию крепостной зависимости крестьян.
На вершине социальной пирамиды находился великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, осуществлял сбор дани с подвластных племенных князей и других земельных собственников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение. СМ. Соловьев писал, что ежегодно в ноябре русские князья выезжали из Киева со своей дружиной и ехали в земли подвластных им славянских племен, где собирали дань, вершили судебные дела и решали другие вопросы.
Следующую ступень занимали крупные земельные собственники — бояре и местные князья. Они платили дань великому киевскому князю и имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих им земель. Такое же место занимало и высшее духовенство.
Свободные крестьяне жили на свободных землях, платили дань различным феодалам и отрабатывали повинности.
Зависимые крестьяне уплачивали феодалам оброк либо отрабатывали барщину.
В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян ■— общинников. Однако по мере установления частной собственности на землю возрастала зависимость от феодалов крестьян, разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам, и вынуждала добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом осуществлялось экономическое принуждение крестьян.
Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая существовала на Руси в двух формах барщины и натурального оброка.
а) Барщина — это даровой принудительный труд кре-
стьянина, работающего собственным инвентарем в
хозяйстве феодала. Широко распространилась в
Европейской России во второй половине XVI —
первой половине XIX в. После отмены крепостного
права в 1861 г. сохранилась для временно обязан-
ных крестьян как издольщина. Юридически отме-
нена в 1882 г., фактически существовала до Октябрь-
ской революции 1917 г. в виде отработок.
б) Натуральный оброк — ежегодный сбор денег и про-
дуктов с крепостных крестьян. Продуктовый оброк
отменен 19 февраля 1861 г., денежный — сохранял-
ся для временно обязанных крестьян до 1883 г.
В Киевской Руси сложились следующие группы зависимых крестьян:
а) закуп — крестьянин, взявший у феодала купу (долг
денежный или натуральный);
б) рядович — крестьянин, который в силу различных
причин не мог самостоятельно вести хозяйство и
заключал с феодалом ряд — договор. Он доброволь-
но признавал свою зависимость и получал взамен
большой участок земли, орудия труда, зерно для
посевов и т. д.;
в) изгой — крестьянин, потерявший связь с общиной
и нанимающийся к феодалу;
г) лушенник — раб, отпущенный на волю, оказавший-
ся без средств к существованию и идущий в каба-
лу к феодалу;
д) холоп — человек, который находился в основном в
составе дворовых людей феодалов и был факти-
чески на положении раба.
Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем. Великокняжеская власть носила неограниченный и наследственный характер. Князь же реализовывал и судебную власть.
Важным элементом политической системы Древнерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников — бояр. Местную власть осуществляли племенные князья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские.
Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой модификацию русского права. Свод законов Киевской Руси именовался «Русская Правда». В XI в. происходит складывание так называемой «Краткой редакции» «Русской Правды». Она состояла из двух основных частей — «Древнейшей Правды» (или «Правды Ярослава») и «Правды Ярославичей». Кроме княжеского гражданского законодательства в этот период на Руси действовали и церковные правовые документы, которые были направлены на то, чтобы укрепить политические позиции Русской церкви.
И Основные периоды истории Киевской Руси
Историки выделяют три основных периода развития Киевской Руси:
— начальный период— вторая половина IX —конец Хв.;
— период расцвета — конец X —середина XI в.;
— период упадка и начало феодальной раздробленности — середина XI —начало XII в.
Главным содержанием первого периода является объединение славянских земель вокруг Киева и дальнейшее развитие феодальных политических и экономических отношений.
Первые правители Киевской Руси— Олег (882 — 912), Игорь (913-945), Ольга (945-964), Святослав (964 — 972) — настойчиво расширяли свои владения, подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей, кривичей, вятичей. Сначала зависимость этих племен проявляется лишь в выплате ежегодной дани. Потом постепенно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместников.
Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям (например, в 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря). Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наемников — варягов, неизменно добивались успеха.
Помимо укрепления государства у первых киевских Рюриковичей были еще две взаимосвязанные большие заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками — хазарами, печенегами, а с середины XI в. — половцами.
Сын Игоря и Ольги Святослав прославился походами на Дунайскую Болгарию и Византию. Его активная внешняя политика привела к резкому обострению отношений с могущественным Хазарским каганатом, разгром которого Святославом в 964 г. привел к образованию на Таманском полуострове русских поселений, объединенных в Тмутараканское княжество, а также освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство. Внутренняя политика Святослава была направлена на дальнейшее усиление централизованной княжеской власти и завершение объединения восточнославянских земель вокруг Киева. В 970 г. Святослав впервые ввел в обычай дачу сыновьям особых уделов. Он посадил Ярополка в Киеве, Олега — в древлянской земле, а Владимира — в Новгороде. Н.М. Карамзин оценил этот шаг Святослава как «пример несчастный, бывший виною всех бедствий России».
Второй период истории Древнерусского государства — период расцвета. После смерти Святослава в течение 8 лет идет борьба между его сыновьями за великокняжеский престол. Победителем в этой борьбе при помощи наемной варяжской дружины становится Владимир (980— 1058), убивший своего брата Ярополка. Время его княжения становится периодом наивысшего расцвета, былинным временем Киевской Руси.
В отличие от своих предшественников, которые, по меткому выражению К. Маркса, смотрели на Россию лишь как на стоянку, от которой надо двигаться дальше, Владимир перешел к оседлой жизни в столице своего государства. Это явилось важным шагом в направлении его феодализации. Экономика этого периода определяется дальнейшим развитием феодальных отношений за счет активного распространения поместного землевладения и совершенствования земледелия. С целью защиты от кочевников южных рубежей Владимир вел строительство крепостей по рекам (Зми-евы валы).
Жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. То солнце сожжет посевы, то затяжной дождь сгноит неубранный хлеб, то ветер опустошит колосья. Древние славяне не могли объяснить такие явления, как дождь, град, снег, ветер, гром, молния. Считая силы природы могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов: Сварог — бог неба и огня, Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии, Велес — покровитель скота.
В 988 г. Владимир крестился сам и повелел всем своим подданным принять христианство. Многие славяне не хотели расставаться со своими богами. Но их силой заставляли принять новую веру. Постепенно славяне привыкли к христианской религии, хотя многие языческие верования сохранились и влились в христианство. Не стало грозного Перуна. Но его чертами народ наделил святого Илью, который стал «ведать» громом и молнией. Вместо «скотьего» бога Белеса покровителем скота стал святой Власий.
Введение христианства приобщало Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в известной мере, — к античной культуре. В городах на Руси стали строиться красивые храмы и монастыри, создавались школы. Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Она укрепила власть князей и бояр над народом. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил Церковь материальным содержанием за счет особого налога —
«десятины». Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживавшая первую, государственную. Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, оно осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя». Начатое Владимиром внедрение христианства было завершено в основном при князе Ярославе уже в XI в. Но некоторая часть населения продолжала оставаться язычниками.
Заслугой Владимира было и то, что oii организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Внезапности нападения степных кочевников он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи. Могучие витязи, богатыри, стерегущие степные рубежи Руси от кочевых племен, стали героями русских былин, возникновение которых относят именно к этому времени.
После смерти Владимира 12 его сыновей начинают многолетнюю борьбу за великий киевский престол, уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя на Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В результате этой борьбы киевским князем становится Ярослав Мудрый (1035- 1054).
Князь Ярослав родился в 978 г. Он получил хорошее образование, много читал. Княжил Ярослав в Новгороде и был женат на дочери шведского короля. В личной дружине Ярослава находился отряд варягов. Варяги оскорбляли новгородцев, затевали с ними драки, насиловали женщин. В 1015 г. жители Новгорода напали на варягов и многих порубили. Ярослав приказал за это казнить нескольких новгородцев. В связи с этим конфликтом вышел свод законов Древней Руси «Русская Правда». Она защищала жизнь, честь и имущество новгородцев. Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Штраф за убийство простого смерда был в 16 раз меньше, чем за убийство княжеского дружинника.
В «Русской Правде», например, было указано, что кража животного из хлева расценивается как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Там приводятся данные о стоимости разных видов скота. Цена коня определялась в 2 гривны, «коня княжна» — в 3 гривны, рабочего вола — в 1 гривну. Лучшими лошадьми в эту эпоху считались венгерские скакуны и кони, привозимые с Востока. Скот, принадлежавший князьям, клеймили. Количество скота в крупных княжеских хозяйствах и монастырских имениях было довольно значительным. Так, в одном из хозяйств князя Игоря Олеговича насчитывалось 3000 кобыл и 1000 коней.
Став великим киевским князем, Ярослав постарался укрепить свою власть. Во все города и земли Киевской Руси он послал преданных ему бояр. Он украшал Киев по образу и подобию Константинополя. В Киеве были построены Золотые ворота, служившие главным входом в город. В центре города Ярослав воздвиг великолепный Софийский собор. Этим он выразил идею духовной самостоятельности Руси и подчеркнул «равно-великость» двух держав. Ту же идею утверждал ближайший соратник князя киевский митрополит Илларион в своем известном произведении «Слово о Законе и Благодати».
Ярослав Мудрый сделал Русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома Константинопольского патриарха он сам назначил в 1051 г. митрополита в Киеве и епископа в Новгороде из среды русских священников. В Киеве был построен Киево-Пе-черский монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства. При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые по приказу их сводного брата киевского князя Святополка. Причислив Бориса и Глеба к святым, Церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц — страшного бедствия Древней Руси.
При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» так оценивал историческую роль Ярослава Мудрого: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель,
Ариирукне гвсцарствв: ойразование, развитие, видов
но возвратил утраченное Россией в бедствия междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ».
Третий период истории Киевской Руси — период упадка и начала феодальной раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси начались междоусобные войны князей за лучшие земли, города, за киевский престол.
Старшие сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод — не сумели сохранить единство русских земель. Они часто враждовали друг с другом. Кроме того, на юге появился новый сильный враг — кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на р. Альте. Социальная напряженность в Киеве нарастала, начались народные восстания.
Ответом на восстания 60 — 70-х гг. XI в. явился специальный сборник законодательных постановлений. Он был принят на съезде сыновей Ярослава Мудрого и известен нам как «Правда Ярославичей». В частности этот свод предусматривал суровую кару за преступления против власти и собственности.
Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения горожан заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого — властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 — 1125).
Опираясь на своих сыновей, Владимир Мономах смог сделать многих непокорных князей своими вассалами и возродить на недолгие 12 лет былое единство Руси. Став великим князем, шестидесятилетний Владимир Мономах не мог не считаться со справедливыми требованиями жителей Киева. Он издал новый закон, облегчавший положение городских низов.
Владимир Мономах запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Он прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевской Руси, дал решительный отпор половцам, отбросив их далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков
как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125 —1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси.
Однако мудрая политика последних киевских князей уже не могла приостановить процесс дробления Руси, вызванный социально-экономическими причинами: рост новых городов, укрепление местной земледельческой знати. Киев требовал дани и войск, задерживая хозяйственное развитие других земель, и поэтому отдельные княжества стремились покончить со своим подчинением столице.
Таким образом, дробление государственного суверенитета при преемниках Ярослава было подготовлено длительным развитием производительных сил и свидетельствовало не о кризисе державы, а о возвышении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Уже с 1132 г. в истории Руси начинается новая эпоха — эпоха феодальной раздробленности. Отчасти она была подготовлена и съездом князей в 1097 г. в Любече, который принял решение о династическом разделении русских земель между различными княжескими родами.
Итак, Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединенные в единое, сильное государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности, из которой затем сформировались русский, украинский и белорусский народы. Укрепление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне.
Великие киевские князья выделяли своим сыновьям уделы с городами и селами в наследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло много удельных княжеств. Потомки Владимира, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха образовали местные княжеские династии, которые стремились отделиться от Киева. К середине XII в. Древнерусское государство окончательно распалось. От него отделились Новгородская земля, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское, Черниговское и другие княжества. Их князья не подчинялись Киеву, сами управляли своими землями, имели дружины, издавали законы, устанавливали отношения с другими государствами.
Выводы
■ Киевская Русь, возникновение которой явилось закономерным результатом генезиса восточнославянских племен, положила начало государственности русского, украинского, белорусского и других народов.
■ Киевская Русь стала одним из самых сильных и мощных государств средневековой Европы того времени, имела прочные экономические, политические, культурные и династические связи с различными странами.
■ Древнерусское государство сыграло большую роль в борьбе с кочевыми народами, став заслоном на их пути в европейские страны.
Вопросы mi самоконтроля
1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств? Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?
2. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси.
3. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?
4. Назовите первых русских князей. Чем они знамениты?
5. Каковы причины принятия христианства на Руси? Как крещение Руси повлияло на ее историю?
6. Какой была социальная структура Киевской Руси, ее эволюция?
7. Как развивался аппарат государственного управления на Руси?
8. В чем сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе?
9. Какие этапы распада Киевской Руси можно выделить? С именами каких князей они связаны?
10. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?
Литература
1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1990.
3. Как была крещена Русь. М., 1988.
4. Мавродин В.В. Древняя Русь. М., 1946.
6. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.
7. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.
8. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии. Л., 1990.
Древнерцсскае государство: образование, развитие, упадок
1 Структурно логические схемы ____________
________________________________________ Глава I
Схема 5
Схема 6 |
РЕЛИГИЯ НА РУСИ |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Глава II
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА С ВНЕШНИМИ ВРАГАМИ
Причины феодальной раздробленности. Социально экономическое и политическое развитие Руси в период феодальной раздробленности Борьба с внешними врагами.
■ Причины феодальной раздробленности.
Социально-экономическое и политическое
развитие Руси в период феодальной
раздробленности ___________________
Со второй четверти XII в. на Руси начался период феодальной раздробленности, длившийся до конца XV в. (Западная Европа прошла этот этап в X — XII вв.).
Современная историческая наука рассматривает эпоху феодальной раздробленности как закономерный и прогрессивный по своему содержанию (до того как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) этап в развитии феодального общества, который создал новые, более благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель.
«Период феодальной раздробленности полон сложных и противоречивых процессов, которые нередко ставят историков в тупик. Особенно заметны отрицательные стороны эпохи: 1) явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземное завое- Jj| вание; 2) междоусобные войны и 3) возрастающее дробление княжеских владейий... С другой стороны, необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры... а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры XII— начала XIII в. во всех ее проявлениях»11.
■свовные аршины феодальной раздробленности
1. Рост производительных сил на местах — одна из главных причин феодальной раздробленности. В чем это нашло свое отражение?
Во-первых, произошли значительные сдвиги в развитии производительных сил в сельском хозяйстве, что прежде всего выразилось в совершенствовании орудий труда: появились деревянный плуг с железным лемехом, серпы, косы, двузубая соха и др. Это подняло уровень сельскохозяйственного производства. Повсеместно распространилось пашенное земледелие. Начался переход к трехпольной системе земледелия.
Во-вторых, определенных успехов достигло ремесленное производство. Появление новых сельскохозяйственных орудий позволило высвободить для ремесла все больше людей. В результате произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. В XII — XIII вв. уже насчитывалось до 60 различных ремесленных специальностей. Наибольших успехов достигло кузнечное дело, из одного только железа и стали производилось около 150 видов изделий.
" Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв. М., 1993. С. 469-470. |
В-третьих, развитие ремесел явилось толчком к росту городов и городского населения. Именно в городах преимущественно развивалось ремесленное производство. Число городов резко увеличивается. Если в русских летописях в XII в. упоминается 135 городов, то к середине XIII в. их число выросло до 300.
РаадрИдитпь на Рус». Борьба рцссквга парада с внеииимн врагам»
2. Другая причина феодальной раздробленности —
дальнейшее усиление местных центров.
К 30-м гг. XII в. даже на самых отдаленных окраинах Киевской Руси сложилось крупное боярское землевладение. В стране появились крупные землевладельцы — князья, иногда более состоятельные, чем киевские. Нередко они владели не только селами, но и городами. Общинные земли также захватывали бояре. Росло церковное и монастырское землевладение.
Феодальные вотчины, как и крестьянские общины, носили натуральный характер. Их связи с рынком были слабыми и нерегулярными. В этих условиях для каждого региона появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В каждом таком княжестве сформировалось местное боярство — главная политическая и экономическая сила того времени.
3. Расширение базы феодализма повлекло за со-
бой усиление классовой борьбы, что явилось также
одной из причин образования самостоятельных фео-
дальных княжеств в Древней Руси.
Обострение классовой борьбы происходило между феодалами, с одной стороны, и смердами и городской беднотой — с другой.
Формы классовой борьбы крестьянства и городской бедноты с угнетателями были весьма разнообразны: побеги, порча господского инвентаря, истребление скота, разбои, поджоги, наконец, восстания. Борьба крестьян носила стихийный характер. Выступления крестьян и горожан были разрозненными. Примерами крупных восстаний были восстания в Новгороде (1136), Галиче (1145 и 1188), Владимире-на-Клязьме (1174—1175). Наиболее крупным было восстание в Киеве в 1113 г.
4. Для подавления выступлений крестьян и город-
ской бедноты от правящих кругов требовалось созда-
ние аппарата принуждения в каждом крупном фео-
дальном владении. Феодалы были заинтересованы в
твердой княжеской власти на местах прежде всего
потому, что это позволяло подавить сопротивление
крестьян, все более ими закрепощаемых.
Местные феодалы т,еперь не зависели от центральной власти в Киеве, они опирались на военную мощь своего князя.
5. Непрерывные войны с кочевниками (хазары, печенеги, половцы, волжские булгары) также способствовали уничтожению экономических и политических связей между русскими землями.
Таким образом, назревшие с XI в. предпосылки экономической независимости крупных феодальных княжеств, вотчин и городов к середине XII в. превратились в прочную экономическую базу для их политического освобождения от великокняжеской власти.
В результате расчленения Киевской Руси на территории Руси в XI—XII вв. сложились 13 наиболее крупных княжеств и феодальных республик: Новгородская и Псковская земли, Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волын-ское, Киевское, Переяславское, Черниговское, Тмутара-канское, Муромское, Рязанское княжества.
Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей.
С ростом числа феодально зависимых людей эксплуатация их труда в вотчинном хозяйстве (а не дань) становилась основой экономической мощи князя.
Владимир I распределил по Руси своих 12 сыновей, являвшихся наместниками великого князя.
До завещанию Ярослава Мудрого его сыновья сели княжить в разных русских областях. С этого начинается так называемый «удельный период»: Русь была разделена на уделы (в Новгороде — посадник).
Власть великих киевских князей пришла в упадок, а великокняжеский стол превратился в объект борьбы между сильнейшими правителями других княжеств. Необходимо заметить, что носителями политического обособления на Руси были представители правящих классов, а не народ.
Каким же был политический строй русских земель и княжеств в XII — XIII вв.? Политический строй княжеств в период феодальной раздробленности не был однородным. Можно выделить следующие его разновидности:
1) сильная княжеская власть во Владимиро-Суздаль-ской земле;
2) боярская феодальная республика в Новгороде, где власть князей почти сошла на нет;
3) сочетание княжеской власти и политической силы боярства, длительная борьба между ними в Галиц-ко-Волынском княжестве.
В остальных княжествах политический строй был близок к одному из указанных вариантов. На примере этих княжеств и земель рассмотрим присущие им характерные черты, их историю.
Вдадимиро Суздадьсиав земля (Московская, Северо-Восточная Русь)
Наибольшее значение из обособившихся земель приобрело Владимиро-Суздальское (или, как оно называлось сначала, Ростово-Суздальское) княжество. Оно занимало весьма обширную территорию от Нижнего Новгорода до Твери по Волге, до Гороховца, Коломны и Можайска на юге, включало Устюг и Белоозеро на севере. Здесь к началу XII в. сложилось крупное феодальное боярское землевладение.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1930 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!