Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная роль как динамическая сторона статуса



Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной.

Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда они становятся социальными нормами – предписанными правилами поведения. А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидания

людей. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. От учителя ученики ожидают вполне определённого поведения. А если учитель повёл себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток и т.п., то мы имеем дело с поведением, но не ролевым.

Роль именуют динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело с социальным взаимодействием. Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику. Можно сказать, что статус подчёркивает сходство людей, а роль их различие.

Каждый статус обычно включает ряд ролей – ролевой набор. К примеру, статус профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодёжи, консультант, администратор, автор научных статей и др. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разные отношения со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, приём экзаменов и т.д. Вторая является, скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу друзей-преподавателей совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами газет или предпринимателями. Таким образом, ролевой на-

бор формирует набор социальных отношений.

Идентификация с ролью и статусом.

Мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной начальник ведёт себя пренебрежительно не только с подчинёнными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Люди переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому что слились со своей главной ролью (главным статусом).

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанцированием от роли. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов – статусной символики (орденов, формы, титулов и других элементов внешнего образа) отличить его от других статусов.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Преподаватель и учащийся – не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Преподаватель стоит выше, учащийся – ниже. Когда преподаватель держится на равных с учащимися, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда учащиеся, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью.

Если преподаватель допускает фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации со своим статусом.

В процессе достижения определённого статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств.

Ролевое напряжение может повышаться по таким причинам как: 1.Несоответствие внутренних установок личности требованиям роли; 2.Слабая ролевая подготовка; 3.Подготовка личности к исполнению ролей включает в себя только формальные правила социального поведения и игнорирует обучение неформальным модификациям этих правил. То есть обучающиеся индивиды часто усваивают идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения; 4. Ролевой конфликт.

Ролевые конфликты. Выделяют два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования её основной работы могут прийти в конфликт с выполнением её домашних обязанностей Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли может служить положение руководителя, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной. Или, когда индивид под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую его интересам и внутренним установкам. Во многих ролях существуют конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям, входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Итак, ролевой конфликт - это конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтные обязанности и требования.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряжённость может быть снижена и человеческое «Я» защищено от многих неприятных переживаний. Это:

1.Рационализация ролей. Скрывает реальность ролевого конфликта путём бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классическая иллюстрация – девушка, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики и грубияны.

2.Разделение ролей. Снижает ролевую напряжённость путём временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения её из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История даёт нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.

Такой процесс ролевого перерождения создаёт возможность снятия эмоциональной напряжённости всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путём разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

3.Регулирование ролей. Процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли, перекладывая её на организацию или ассоциацию, в которой он выполняет конфликтную роль. Так, нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли.

Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Что касается третьего способа действий, то он используется, в основном, осознанно и рационально.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое социальная связь? Субъекты социальной связи? Предмет социальной связи?

Социальные отношения? Какова природа социальной взаимозависимости?

2.Определите понятия «социальное действие» и «социальное взаимодействие».

3.Опишите механизм совершения социального действия и его структуру.

4.Дайте характеристику понятия «социальная структура».

5.Что такое социальный статус и социальная роль? Как они связаны между собой?

6.Что такое приписываемые статусы? Имеются ли таковые в современном обществе?

7.Что такое достигаемые статусы? В чём причина их увеличения в современном обществе?

8.В чём состоит специфика поведения людей в обществе, где в основном существуют достигаемые статусы?

9.Что мы понимаем под ролевым поведением?

10.В каком случае социальная роль не подчиняет человека, а способствует развитию его индивидуальности?

11.В чём основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти

понятия?

12.Какие основные виды действий совершает человек для защиты своего «Я» от ролевых напряжений и конфликта?

Тема 3: Личность и общество. Социализация индивида.

Вопросы:

1.Разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

2.Структура личности. Факторы развития личности.

3.Понятие социализации. Процесс социализации.

4.Проблемы социализации (десоциализация, ресоциализация, социальная адаптация).

1.Разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека.

Человек – родовое понятие. Это единственное в мире существо, объединившее в себе природное, социальное и духовное начала. Космобиопсихосоциодуховное существо. Бытие человека проявляется в многообразной деятельности.

В ней указанные начала сливаются воедино.

К наиболее существенным человеческим качествам обычно относят:

1.Разумность и членораздельная речь.

2.Способность к общению, сознательное объединение своих усилий для совместной деятельности.

3.Непрерывный рост потребностей – стимулов деятельности и саморазвития. Социальная эволюция окультуривает физиологические потребности, но полностью освободить их от влияния подсознательных сил и инстинктов не может.

4.Духовность, нравственность. Такие качества как ум, совесть, честь, долг, любовь, добро, красота не присущи природе как таковой. Как духовное существо человек обладает свободой, которая не только продукт общественного развития, но в огромной степени обусловлена духовной сущностью человека.

Индивид - отдельный человек, представитель вида homo sapiens.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Во многих случаях - это категория эстетическая.

Вместе с тем человек выступает и как носитель социальных качеств и свойств, определённое сочетание которых и определяет его как личность. Именно в этом понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры, а личность – в качестве особой социологической категории.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность – диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального), и отдельного (индивидуального).

Понятие «личность» подчёркивает неприродную сущность человека.

«Сущность «особой личности» составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество». К.Маркс.

Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической организации индивида – одно из условий формирования личности, но её сущность определяется социальной реальностью.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности:

1. Деятели. Для них главное – это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. На Западе культивируется именно такой тип личности. Потребность общества в таких личностях всегда была острой. Ещё евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

2. Мыслители. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался огромным авторитетом. Многие мудрецы и пророки считались посланцами богов, или обожествлялись сами. Это люди, которые приходят в мир смотреть и размышлять, а не для того, чтобы соревноваться и торговать (Будда, Заратустра, Конфуций и др.).

3. Творцы, люди чувств и эмоций,которые остро чувствуют; деятели литературы, искусства.

4. Святые, люди, сделавшие делом своей жизни милосердие, служение людям (мать Тереза, А.Швейцер). Обострённо чувствуют душевное состояние другого человека, облегчая его страдания.

5. Негодяи, безличности – те, кто говорит одно, думает другое, делает третье.

Различают базисную личность – обладающую наиболее распространёнными в данном обществе чертами и идеал личности – личность, которую общество провозглашает определённым эталоном.

Большинство людей сочетают в себе признаки различных типов личности.

Личность в человеке проявляется не во всякое время жизни (когда человек тяжко болен, в бреду и без сознания, когда действует по сложившемуся бытовому стереотипу – неизвестно, что за этим стоит). Человек предстаёт перед другими и перед собой как личность, когда включён в ситуацию, в которой должен активно и свободно отстоять свою позицию. Именно свободное, активное индивидуальное бытие творит и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность.

Социальная активность существует в двух полярных измерениях: 1.позитивная социальная активность; 2. негативная социальная активность.

Позитивная социальная активность – это направленность личности на изменение обстоятельств, других людей, самого индивида для пользы общества, как ответственность за обстоятельства. Социально опасные личности тоже творят, изменяют обстоятельства, действуют сознательно, но безответственно и это негативная социальная активность. Она часто направлена на уничтожение индивидуального бытия в другом человеке, на превращение другого в ничто.

Позитивная социальная активность – необходимое условие участия личности в жизни нашего общества, она должна стать насущной потребностью личности. Состоявшаяся личность сочетает постоянство установок на такие ценности, которые органически сочетают не только «независимость», но и понимание необходимой зависимости. Отдельно взятый индивид не может подняться сам по себе, вне общения с другими, до уровня личности. В полноценном человеке нужно развивать способности критического мышления, формировать защитные механизмы противостояния любым формам внешнего манипулирования личностью, воздействию идеологических штампов, стереотипов массовой культуры, политико-пропагандистских акций.

Таким образом, личность – это и категория нравственная, включающая способность различать добро и зло, поступать в соответствии с этим и предполагающая ответственность за свои поступки. Личность в этом смысле – это «человек с большой буквы».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3833 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...