Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные аксиологические концепции



Несмотря на огромный интерес к феномену ценности, многое до сегодняшнего дня в природе ценностей остается не изученным и спорным. И это понятно. Обо всем, что существует в мире можно не просто сказать, что оно есть, но и выразить к существующему определенное отношение, сказать хорошо оно или плохо, должно быть или не должно. Причем, само ценностно-оценочное суждение опирается на определенные критерии. Предметы окружающего мира могут иметь для человека положительную или отрицательную значимость, и это находит отражение в его ценностном сознании. Другими словами, анализируя феномен ценности, мы сталкиваемся со сложной диалектикой субъективного и объективного. Разнообразные философские теории вырабатывают понятие ценности, опираясь на какой-либо аспект взаимосвязи субъекта (человека) с объективным миром. Принимая во внимание разное истолкование связи объективного и субъективного, выделим основные аксиологические концепции.

1. Объективно-натуралистическая концепция. Ценность рассматривается как объективное свойство предмета, неотделимое от него. В конечном счете здесь ценность не просто обусловливается свойствами предмета, но оказывается тождественной ему. Последовательно выдержанный натурализм ведет к не различению ценности и предмета – носителя ценности. Ценностями объявляются природные явления (блага), которые полезны человеку – минералы, растения, животные, а также материальные предметы, произведенные человеком (материальные блага общества). В границах данного подхода значимость вещи подменяется ее полезностью, что размывает специфику понятия ценности.

Натуралистическое истолкование ценностей ярко проявляет себя в эстетике, когда природа красоты видится в объективных свойствах самого предмета. Так называемые «природники» считают прекрасное принадлежащим самой природе, безотносительно к воспринимающему природу человеку. Красота для них есть ни что иное как особого рода пространственные соотношения, цветовые сочетания, соразмерность форм. Но красота не может быть чем-то безразличным к чувствам человека, его переживаниям. Сами по себе электромагнитные, звуковые колебания, пространственные соотношения, которые воспринимаются нами как цвета, звуки, формы, не содержат в себе красоты. Завися от них, красота есть нечто иное, не сводимое к объективным свойствам действительности. Без диалектики объективного и субъективного природа не только эстетической, но и всякой другой ценности не может быть раскрыта.

Сегодня объективно-натуралистическая трактовка ценностей встречается не так часто. Большинством авторов подчеркивается социальная, а не естественная природа ценностей. Кроме того, достаточно четко проводится различие между ценностью и предметом, способным быть объектом ценностного отношения. Тем самым преодолевается ограниченность аксиологического натурализма. Но указание на связь ценности с бытием, а также установка на объективность ценностей могут быть отмечены как рациональный момент рассмотренной концепции.

2. Субъективно-психологическая концепция. Не предмет объективно обладает ценностью, а человек наделяет его этим качеством – такова суть данной концепции. Ценность – это не свойство объекта, а определенное психическое отношение субъекта к нему, субъективная оценка. Говоря «добро», мы высказываем одобрение чего-либо, говоря «зло» - осуждаем. Что определяет ту или иную нашу склонность к предметам и явлениям действительности, их оценку? Не свойства самих предметов, а наше внутреннее психическое состояние, определяемое, прежде всего, чувством удовольствия или неудовольствия. Учения, в которых наслаждение, удовольствие и есть ценность, широко распространены в этике (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).

Но было бы грубым упрощением рассматривать субъективные переживания вне того, чем они вызваны: наслаждение – вне зависимости от его причин, удовольствие – вне его оснований. Любой акт человеческого сознания имеет предметную направленность, характеризуется содержательной соотнесенностью. Такие переживания, как удовольствие, наслаждение, счастье необходимо рассматривать в контексте с соответствующими предметами, т.е. с основаниями, которые человек имеет для счастья, наслаждения. Эти основания лежат за пределами внутреннего мира человека, в его предметной деятельности, в отношениях с другими людьми.

В субъективистских теориях ценностей происходит отождествление ценности и оценки, ценности и ценностных ориентаций человека, ценности и чувства ценности. Но оценка, чувство ценности и ценностные ориентации принадлежат сфере ценностного сознания, тогда как ценности предполагают для выяснения их природы анализ не только субъективного мира человека, но и свойств самой объективной действительности, исследование связи субъекта с объектом.

3.Объективно-трансцендентальная концепция. Она характерна для Баденской школы неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). С точки зрения этой концепции ценности образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону и объекта, и субъекта. Ценность не совпадает с вещью и не сводится к оценке – субъективному акту. Ценности образуют мир идеальных значимостей, «чистой нормативности», диктующей человеку нормы поведении. Сущность ценностей, писал Г.Риккерт, состоит в их значимости, а не в их фактичности. Поскольку ценности здесь наделяются самостоятельным бытием, то, как считают марксисты, это типично идеалистическое воззрение в духе платоновской теории идей.

Для неокантианцев характерно противопоставление мира ценностей как мира долженствования и мира реального бытия. Критические высказывания в адрес неокантианской концепции ценностей направлены, в первую очередь, против того, чтобы приписывать ценностям идеальное долженствование. В природе ценностей, если их не мистифицировать, нет активной принудительной силы. Не ценности вынуждают человека на определенные поступки, а человек, обладая свободой воли, делает выбор в пользу той или иной ценности. Ценности обладают внутренним содержанием и осознаются человеком как достойные осуществления. Если не признавать за человеком активного начала, а признавать силу за идеальным долженствованием, которое направляет человека по правильному (должному) жизненному пути, то сложно объяснить, почему человеческое поведение изобилует ошибками, ложными шагами. Не нормативная идея причинно обусловливает поступки людей, а человек, обладающий свободной волей, предпочитает ценность и действует соответствующим образом.

4. Диалектико-материалистическая (марксистская) концепция. Она строится на диалектике субъекта и объекта, которая основы свои имеет в практической деятельности людей. Ценности не представляют собой ни физической, ни психической реальности, это область субъектно-объектных отношений, т.е. объективных явлений, осмысленных с точки зрения целей, интересов, потребностей субъекта. Философы – марксисты связывают ценности с социальным бытием, с практической деятельностью людей и на этом пути пытаются обосновать объективный, социально-исторический характер ценностей, преодолеть крайности как субъективизма, так и надисторического объективизма (трансцендентализма).

Ценности – одно из выражений практического, заинтересованного отношения человека к миру, но они не сводимы к индивидуальной значимости. Ценности имеют всеобщую общественную значимость и в этом смысле мир ценностей возвышается над миром индивидуального бытия как сфера всеобщего. Ценность есть такое всеобщее, которое выполняет роль регулятора в деятельности людей, служит определенным общественным эталоном, критерием измерения человеческих действий, формирует структуру личности. Ценности имеют идеальную природу и это следствие их социальной сущности.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 7846 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...