Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Петербург как город стихий и страстей



Санкт-Петербург – город Петра, воплощение изменений и нововведений. «Окно в Европу» становится столицей, городом, построенным на западный манер, жестокость форм, ветер, холодный климат, дождь, сырость и близость моря делают город враждебным человеку. Здесь же можно подняться, попытать счастья, заработать. Здесь раскручиваются все пороки человечества с новой силой, так как нет исторического стержня, которых мог бы удерживать людей и останавливать их. Новое сознание. Город контрастов (Москва остается позади). Чуждая людям архитектура и холодность во всем. Приток авантюристов. Германн из «Пиковой дамы» - олицетворение страстей Петербурга. Девиз – «Любой ценой», убивающий и разрушающий все и всех на своем пути, как наводнение («Медный всадник»). Герой Петербурга способен на все, т.к. окружающая обстановка этому способствует (город-мечта, неприступная крепость и шанс взлететь), но не для всех становятся губительными страсти и стихии Петербурга, это происходит, когда у человека нет нравственной основы, и тогда его затягивает в болото страстей. Нельзя говорить это только о Петербурге, в любом мегаполисе встречается подобное.

Билет№22

43. Стихийный патриотизм купца Ферапонтова в романе «Война и мир»

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» — при­мер истинного патриотизма.
Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам.
Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.
"Карпы и Власы" не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если "решилась Расея", он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

44. Пугачёв в оценке А.С. Пушкина

Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль веры в доброго царя, личность человека, ставшего добрым царем – Пугачева. В романе Пугачев представлен с разных сторон: он то вожатый, которому Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку, однако автор составил образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента, сильной воли, человека противоречивого характера.Особое внимание Пушкин обращает на две детали: бороду и глаза. Борода черная, с проседью. Глаза выдают его, говорят, что он человек сильный, не лишенный наблюдательности. Глаза «живые», «сверкающие», «ястребиные», «огненные». Лицо довольно приятное, но с плутовским выражением. Пугачев одет в оборванный армяк, татарские шаровары. Пушкин использует речевую характеристику героя: когда он говорит простым народным языком, речь звучит плавно, красиво, выразительность придают ей присказки, поговорки. Как только Пугачев начинает говорить с «царской важностью» (по его мнению), он выглядит смешно.Автор показывает казака благородным, смелым, но жестоким человеком. Может быть, именно жестокость и пролитая кровь невинных людей оттолкнули народ от предводителя восстания. Человек в одиночестве не делает историю, историю делает народ, а человек, даже если он историческая личность, может лишь направлять деятельность народа. Пугачев хотел стать исторической личностью, но его человеческие качества, методы и способы были неподходящими. Восстание подавлено, а герой казнен.

Билет№23

45. Снятие стереотипа с образа Кулигина в пьесе Островского «Гроза»

Мы замечаем его реплики только "по - делу", и когда это необходимо. "С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть", - заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: "Да не спускаю и я: он - слова, а я - десять." Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу. К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери. Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. "Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой". Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: "Нет, своего-то ума." В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!" После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми. Образ Кулигина симпатичен тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель - сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим. Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по - богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть "изгоем" в Калинове.

Порода Ростовых

«В „Войне и мире" очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к „породе". Собственно, Болконские или Ростовы — это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией», — писал С. Г. Бочаров.Особенности «ростовской породы». Основные понятия, характеризующие всех членов этой семьи, — это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт — не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни».Отличается от всех Ростовых лишь холодная, спокойная, «красивая» Вера, от правильных замечаний которой зсем делается «неловко». Она лишена простоты и сердечности «ростовской породы», она может запросто обидеть Соню, читать детям бесконечные нравоучения.Таким образом, в жизни семьи Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности — великодушие, благородство, преклонение перед красотой, эстетические чувства, патриотизм — достойны уважения.

Билет№24

47. Символика сна Николеньки Болконского в романе «Война и мир»
Сон Николеньки в эпилоге не только знакомит нас с внутренним миром повзрослевшего героя, но и противостоит сновидениям четвертого и пятого томов. Не случайно он назван "страшным". В его картинах представлена намечающаяся дисгармония мира. Предшествующим образам звуков "огромного хора инструментов", "живого колеблющегося шара" и живых капель противостоят теперь "косые линии", "нити",которые "ослабевают", "путаются", вызывают тяжесть и "поломанные сургучи и перья", которые тоже попадают в сон юноши. Ощущению радостного сознания собственных сил у Пети и Пьера противостоит ощущение бессилия и слабости, которые испытывает в конце сна Николенька: "Он почувствовал себя бессильным, бескостным и жидким". Он пробуждается в слезах, и это сновидение, переходящее в слезы, позволяет вспомнить другого Николеньку, из "Детства". Так сюжет самого большого романа Толстого через сон смыкается с завязкой его первой повести. Сон Николеньки Болконского также нередко понимается как намек на последующее участие героев в событиях 14 декабря. Но сны — даже в романах — нельзя трактовать чересчур прямолинейно. Сыну Андрея Болконского в конце 1825 года будет всего девятнадцать лет. Столь юные участники входили в декабристские организации целиком под воздействием старших братьев и родственников, еще не умея в свои годы сделать осознанный идейный выбор. Если Николенька Болкон­ский и окажется в рядах декабристов, это повлияет на его судьбу, но ничего не скажет о нем как о личности.

48. Снятие стереотипа с образа Феклуши в пьесе Островского «Гроза»

Феклуша – странница. Никуда она «далеко не ходила; а слыхать – много слыхала» и всегда готова со всеми поделиться знаниями. Она рассказывает Глаше о странах, где правят султаны, о землях, где живут «люди с пёсьими головами». Она, угождая своей «благодетельнице» Кабанихе, рассказывает ей и о «суете», царящей в Москве, и об «огненном змие», которого «стали запрягать», и о времени, которое «стало в умалении приходить». Она одна из тех «странных» людей, которые служили источниками сведений для жителей «тёмного царства». Она заставляла всех с благовением внимать всем её выдумкам. В городе Калинове никто ни о чём не знал. Все с удивлением слушали рассказы Феклуши. Жители этого города были наивны. Феклуша помогает нам это увидеть. Второстепенная роль Феклуши в пьесе открывает перед читателями «тёмное царство» - жизнь обитателей города Калинова. Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нём. Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо. Они только поддерживают Феклушу подаяниями, чего она и добивается. Нельзя считать ее мошенницей, потому что она нужна людям.

Билет№25





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...