Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нету такого билета не сделал никтооооооооо



16. Духовная головлёвщина

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Жизненный путь Иудушки - это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти. Эпизоды, в которых описывается детство Иудушки, показывают нам, как формировался характер этого лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился "весь послушание и преданность". Если в детстве показная "сыновняя преданность" помогала ему добывать "лучшие куски", то впоследствии он получил за это "лучшую часть" при разделе имения. Поведение и внешний облик Иудушки могут ввести в заблуждение любого: "Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью". Глаза его "источали чарующий яд", а голос, "словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека". Лицемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу. Иудушка - пустозвон, изображенный с обличительной ясностью. Не обладая ни знаниями, ни желанием, увидеть что-то дальше собственного носа, Иудушка любит поговорить о семье и хозяйстве. Непременный атрибут иудушкиного пустословия - разного рода афоризмы, пословицы, религиозные изречения: "все мы под богом ходим", "что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделывать не приходится", "всякому человеку свой предел от бога положен". Слова "бог", "божья милость" не сходят с языка Иудушки. Головлевщина - это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком.. Себялюбец, эгоист, живущий особняком, он привычным говорением отгораживается от жизни, ее беспокойств, реальных ее требований и тревог. (Вот по этому описанию Иудушки можно описать духовную голвлевщину,Если вытаскивать отсюда его плохие качества. В конце рассказа он умер абсолютно один на кладбище у матери в метель).

Билет№9

17. Открытие русской души в рассказах Тургенева «Записки охотника»
«Записки охотника» И.С. Тургенева – одна из тех книг отечественной классики, где наиболее сильно выражен «русский дух», где в прямом смысле «Русью пахнет».В рассказе «Певцы» Тургенев пишет о своём герое: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль». Писатель явил себя таким же певцом благословенной русской земли, с тем же одухотворённо-проникновенным голосом: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Этими тургеневскими словами можно было бы выразить пафос цикла рассказов в целом. В бытии и быте народа ощутимо живое Божье присутствие. Христос – в жизни, в сердце, на устах русского человека. «ах, Господи, Твоя воля!»,«прости, Господи, моё прегрешенье!» – то и дело приговаривают герои тургеневских рассказов. Наслушавшись в ночном зловещих поверий о нечистой и неведомой силе, маленькие герои рассказа «Бежин луг» ограждают себя крестом, именем Божьим. Все герои «Записок охотника» молятся, осеняют себя крестным знамением, божатся, призывают «Господа Бога в свидетели» уповают на «силу крестную» (3, 95); на то, что «Бог милостив» (3, 78), и т.д. Всё это не формализация застывших речевых оборотов, а духовная состав-ляющая русского языка, словесное выражение православного духа русского народа, христианской языковой среды его обитания; показатель глубинной связи слова с самой его сущностью в таинстве языка. В каждом жилище русского человека: будь то помещичий дом или крестьян-ская изба – теплятся лампадки перед образами: «перед тяжёлым образом в сереб-ряном окладе» в богатой избе Хоря; в «чистенькой» комнатке провинциальной барышни. Чистое пламя лампадок, свечей символизирует горение духовное, благоговение, внутренний трепет перед Богом в надежде покаяния и обновления души. Православный человек, входя под любой кров, прежде всего крестится на образа, показывая тем самым, что истинный хозяин дома – Господь Бог. Так, в больнице у фельдшера «мужик вошёл в фельдшерову комнату, поискал глазами образа и перекрестился». Тургенев упоминает также народный обычай с образами обходить постра-давшие от пожара лесные угодья – с тем чтобы с Божьей помощью возродить оскудевшую «производительную силу» земли на таких «”заказанных.На Руси в каждом селе – в таком, например, как Шумихино, «с каменною церковью, воздвигнутой во имя преподобных Козьмы и Дамиана – была церковь. Божьи церкви становились духовно-организую-щими центрами благословенных просторов родной земли. Они являлись и целью паломничества, и пространственными ориентирами, и условленным местом встречи для странников, путешествующих. Своеобразие изображения жизни в рассказах Тургенева предстаёт в динамике взаимодействующих планов бытия: национально-русского и вселенского; конкретно-исторического и философско-универсального; социально-политиче-ского и религиозно-нравственного; земного и надмирного; сиюминутного и вневременного, вечного – всего того, что составляет живую русскую душу «Записок охотника».

18. Духовная и революционная бесовщина в романе Достоевского «Бесы»

Роман "Бесы" Достоевский начал писать как остро современную вещь, в прямой связи с событиями "нечаевского процесса. В Москве было совершено преступление группой заговорщиков во главе с Сергеем Нечаевым был убит студент Петровской земледельческой академии И. Иванов. Преступление было совершено в глухой части парка академии, в гроте, тело было брошено в пруд. Вскоре участники убийства были арестованы, Нечаев же скрылся за границу. Оказалось, что студент Иванов решил порвать с тайным революционным кружком в силу изменившихся взглядов. Нечаев уговорил других членов этого кружка на убийство с тем, чтобы избежать доноса со стороны Иванова, но втайне он хотел всех этих людей окончательно поработить, "связать кровью". Достоевский пристально следил за перипетиями этого процесса. Достоевский увидел в этом преступлении симптом жестокого общественного недуга с непредсказуемыми разрушительными последствиями. Он решил написать произведение, в котором хотел показать, насколько опасно это отрицание религии, морали, семейных, человеческих связей. Так родился замысел "Бесов". В "Бесах" показан маленький кружок заговорщиков, действиями которых заправляет ""верховодит") главный "нигилист" Петр Верховенский, циник, провокатор, человек вне нравственности и морали. Он организует убийство Шатова, который, как и студент Иванов, решился порвать с кружком. Шатов обрел иные ценности: уверовал в особую миссию России и русского народа. Нигилисты в романе - это жалкая горстка "бесов", заваривших смуту, несущую страдания и гибель людям, порой даже не знающим об их существовании.Достоевский показал и истоки этого явления. Они в беззверии, в ложных, чужеродных идеях, воспринятых незрелыми умами. (Нигилисты читают философские сочинения "вульгарных" немецких материалистов. Один из молодых людей даже соорудил аналой, поставил на него эти книги и молился им как новым богам.)Роман "Бесы" в процессе работы над ним далеко перерос границы тенденциозного произведения "на злобу дня". Достоевский изобразил не только самих заговорщиков-нигилистов, но и показал, что их появление не случайно, он дети своих отцов, прекраснодушных идеалистов 40-х годов. В "Бесах" Достоевский нарисовал художественный образ человека, принадлежавшего этому поколению. Центральным персонажем романа, его главным героем является Николай Ставрогин. Это красавец, аристократ, барин, к нему невольно притягиваются все персонажи романа, в него влюблены все женщины, все подозревают какую-то тайну в его биографии. Главной тайной Старогина оказывается все же не его брак с убогой Хромоножкой, Марьей Тимофеевной Лебядкиной, и даже не насилие над ребенком, девочкой Матрешей - преступление, о котором он рассказывает в своей исповеди отцу Тихону. Тайна Ставрогина в глубоком внутреннем опустошении и безверии, которые приводят его к самоубийству в конце романа. Обаятельная и одновременно отталкивающая личность Ставрогина тоже отчасти имеет своего прототипа - это Николай Спешнев, петрашевец, имевший когда-то сильное влияние на Достоевского.Эта картина смутного кружения в мареве метели созвучна роману. Достоевский предугадал ужасные, разрушительные последствия, которые несет "нечаевщина" и сопутствующая ей "шигалевщина": вместо равенства - рабство, вместо свободы - казарма, вместо братства - всеобщий донос, ненависть и соединяющий всех страх. Однако "беснование" выражает себя не только в области политического радикализма. В "Бесах" читатель погружается в зыбкую атмосферу всеобщей охваченности тщеславием, гордостью, утратой твердых нравственных ориентиров, безверием. Именно в такой атмосфере кристаллизуются преступные идеи, не встречающие никакого общественного сопротивления. Роман приобретает черты подлинной трагедии. Нигилизм –отрицание любых авторитетов, даже культурных и социальных.

Билет№10

19. Роман «Отцы и дети» как культурный универсум

Базаровщина - состояние духовной жизни человека или сообщества, характеризующаяся резким противостоянием культуре своего народа и семьи, отрицанием и неисполнением традиций, обычаев, привычек. Это нигилизм к общепринятому, устоявшемуся, веками проверенному. Все началось с конфликта между Базаровым человеком и Базаровым нигилистом. В способности русского человека легко «поломать себя» Тургенев увидел не только великое преимущество, но и опасность разрыва «связи времен». Поэтому социальной борьбе революционеров-демократов с либералами он придавал широкое национально-историческое освещение: речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим.Отец Базарова (Василий Иванович) упоминает Горация (стремился исполнить свой гражд долг) – он его единомышленник. Он считает гуманистическим идеалом всесторонне развитого чел-ка, к-й полезен об-ву. Он старается «не отстать от века», быть тем «мыслящим человеком», для которого «нет захолустья». Труд для него яв-ся моральной ценностью. Сам Базаров – представитель новой интеллигенции, это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Ценности как любовь он объясняет с точки зрения физиологии. Ярый нигилист заявлял, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если из сомнут, то «туда нам и дорога». Так и случилось. Последователей его теории не осталось.Перед лицом смерти рушатся опоры, поддерживавшие его самоуверенность. Умирающий Базаров становится человечным. В нем просыпаются любовь к женщине, любовь сыновняя, любовь к Родине. Человечность побеждает в нем, простые истины бытия становятся более доступными. Таким образом, нравственное противостояние, которое возникает между людьми, приводят к трагическому финалу.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 615 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...