Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия маниловщины



Маниловщина - беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное отношение к действительности. (По имени Манилова, персонажа "Мертвых душ" Гоголя.) –«Русский революционный размах является противоядием против косности, рутины, консерватизма, застоя мысли, рабского отношения к дедовским традициям. Русский революционный размах - это та живительная сила, которая будит мысль, двигает вперед, ломает прошлое, дает перспективу. Без него невозможно никакое движение вперед». Начатое дело, которое никогда не будет закончено. Маниловщина — это сад, которому никогда не цвести, я уж не говорю о плодах.

И по большому счету маниловщина — это паразитический образ жизни, когда человек получает от людей все, не отдавая ничего взамен.

М. проводит время в беседке с надписью "Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например, провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост;

Сравнение Манилова с «слишком умным министром» могло означать лишь одно: что иной министр - олицетворение высшей государственной власти! - не так уже и отличается от Манилова и что маниловщина - типическое свойство всего пошлого мира. Маниловы хотят все для себя ничего при этом не делая – в этом и заключается их философия.

Билет№31

Билет № 61. Анализ рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах. Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь. Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч. Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

62. Философия ноздрёвщины

Ноздревщина - употребляется как символ наглости, бесцеремонности. Представитель еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев - непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной" среди большого семейства. Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам. Говоря о типичности Ноздрева: его характер - прямое порождение крепостнического уклада, ибо именно владение крепостными, безответными и бесправными, развило в нем привычку к насилию и произволу. Раскрывая понятие «ноздревщина», укажем также, что, порожденная крепостническим укладом, она живуча и многолика. «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»,- предупреждал еще сам Гоголь. Потому-то всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистических интересов, можно говорить о ноздревщине. В этом и заключается его философия.)

Билет№32


63. Рассказ Тургенева «Касьян из Красной Мечи» и его герой-философ

В основе сюжетно-композиционного построения рассказа лежит прием контрастного сопоставления внешнего и внутреннего облика Касьяна. Как и в других рассказах из «Записок охотника», обрисовку образа героя Тургенев начинает с развернутой портретной характеристики: «Вообразите себе карлика лег пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо». Автор с самого начала подчеркивает необычность, своеобразие привычек и поведения героя. Впервые он видит Касьяна лежащим лицом к земле с покрытой армяком головой посередине двора, на самом припеке, в то время как лошадь его стояла под соломенным навесом. Об удивительной натуре Касьяна, никак не соответствующей внешнему облику этого неказистого, тщедушного карлика, свидетельствовал и взгляд его маленьких глаз, «необыкновенный и странный». Голос «странного старичка» также изумил рассказчика: «В нем не только не слышалось ничего дряхлого, - он был удивительно сладок, молод и почти женски нежен». Но основную роль в раскрытии миросозерцания Касьяна играет речевая характеристика. Причем Тургенев еще более усиливает «несоразмерность» облика своего героя, человека невзрачного, даже уродливого па первый взгляд, и поэтически вдохновенного, красивою внутренним огнем, загорающимся в его глазах, как только речь заходит о его сокровенных мечтах и убеждениях. «Его речь звучала не мужичьей речью: гак не говорят простолюдины, и краснобаи так не говорят». Речь Касьяна, «обдуманно-торжественная и странная», изобиловала выражениями церковного обихода, славянизмами, повторениями слов и отличалась особой ритмической плавностью и напевностью, сближающей ее со стихотворным языком. Неудивительно поэтому, что Касьян пытался сочинять стихи. Ведущим принципом раскрытия психологии героя является принцип самохарактеристики. Ни слова не говоря от себя, Тургенев заставляет читателя глубоко ощутить своеобразие Касьяна, страстно влюбленного в родную природу и тоскующего по правде-справедливости, только посредством его монологов о назначении человека и божьей твари, о странствиях в поисках заповедной земли





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 715 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...