Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Княжеская усадьба как микромодель столицы ( Лысые горы)



Есть основание считать, что многие пейзажи в „Войне и мире” являются отражением яснополянских. Сравнение Лысых Гор с Ясной Поляной вызывается и личностью владельца Лысых Гор князя Болконского и его дочери, прообразами которых послужили дед Л. Н. Толстого князь Волконский и мать писателя Мария Николаевна.
Нетрудно узнать яснополянский пейзаж при описании приезда князя Андрея к отцу в Лысые Горы во время отступления русской армии. Здесь и пруд у въезда, и сторожка, и каменные въездные ворота, и английский парк, и оранжерея. Только не сохранилось ни в натуре, ни в литературе памяти о „тесовом резном заборе” вблизи оранжереи, и о наличии „магнолиевых” кустов.
Нет сейчас и оранжереи. Как известно, она была между английским парком и домом, но в 1867 г. сгорела. Толстой построил вместо нее теплицу. В оранжерее он выращивал персиковые деревья в кадушках. Такую мелкую деталь яснополянской жизни Толстой счел нужным отметить в романе.
На близость Лысых Гор и Ясной Поляны указывает и упоминаемый в „Войне и мире” „прешпект”—сохранившаяся до настоящего времени въездная аллея в усадьбу. В эпопее „Война и мир” творческая способность автора разворачивается необычайно широко и достигает высоких вершин. Уже не центральная Россия и не только Россия, но и зарубежные страны становятся ареной развернувшегося действия. Толстой переносит нас и в Тильзит, и в Аустерлиц, и в другие пункты, но родная Ясная Поляна не исчезает из круга его зрения, и большой старый дом, где он родился, остается мил и дорог его сердцу. Когда ему нужна патриархальная деревенская идиллия, обжитое помещичье гнездо н памяти возникает Ясная Поляна, но, как уже указывалось не раз, она служит писателю только строительным материалом, из которого он создает прекрасное здание по своей идее, по своему замыслу.

Билет №17

33. Кутузов в оценке Л.Н.Толстого в романе «Война и мир».

Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Это простой русский человек, чуждый притворства, и одновременно мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в производители народной войны». Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это – победа. Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения народной войны 1812 г. на территории России, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. А «представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер». Одновременно надо отметить, что образ Кутузова в романе несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых – в неправильных позициях Толстого‑историка. Исходя из стихийности исторического процесса Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражал эти взгляды Толстого в романе. Он, по словам Толстого, «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». У Кутузова – толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий предрешен. Ошибка Толстого состояла в том что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. Он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. Невозможно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях, когда Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступать в глубь России. Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому подлинно велик именно Кутузов – народный полководец, думающий о свободе Отечества. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями.

34.Символ чумы в трагедии Пушкина «Пир во время чумы»

Романтический культурный принцип выдержан Пушкиным благодаря теме пира, взятого из «Города чумы» анг. поэта Вильсона. Пушкин превратил фрагмент в самост. художественный текст. Оппозиция «Тогда и сейчас». Тогда было счастье, сейчас чумной пир. В античное время через пир постигались философские вопросы бытия. Председатель Васельгам решаетисполнить гимн чумы, призывает всех править пир как тризну по самим себя. Герой отказывается от всех культурных традиций и жаждет вступить в конфликт с чумой, но каждый день за огромным обеденным столомстановится все больше свободных стульев. Вместо того, чтобы как-то бороться с болезнью, все сидят за столом и пируют. С одной стороны, чума – это эпидемия, с другой – диагноз больного состояния мира. Чума – символ пустоты, когда культура прошлого исчезает. Плод демонии прошлых веков, пространство устоявшихся культурных ценностей и связей обнаруживает себя как пустота. Таким образом, чума является символом духовной чумы, от которой умирает весь город. Это болезнь не физиологическая, а духовная.

Билет№18

35. Овражья Россия в повести Чехова «В овраге»

Уже в первой главе, начиная с названия и первой строки («Село

Уклеево лежало в овраге…») возникает семантика, к которой

стягиваются многие художественные решения Чехова. С образом оврага

соотнесены образ болота («В нем [селе] не переводилась лихорадка и бы-

ла топкая грязь даже летом…») и завершающий первую главу об-

раз ямы. Формируется вполне определенное представление о «нечистом»

месте. Несомненна опора Чехова на народные воззрения, в соответствии

с которыми овраги, болота и ямы заняты силами нечистыми и темными.

Эту семантику усиливает возникающий в начале повести образ старых

верб, считающихся в славянской народной культуре «прибежищем чер-

тей, водяных и других "нечистиков"…».Негативные характеристики оврага, болота, ямы, преисподней дополняются и усиливаются другими мотивами и образами (мотив лжи, обмана, персонифицированный образ греха.)Суть повести — отображение картины зла и греха, т.е оврага, в котором находится как село Уклеево так и вся Россия. СелоУклеево, которое постепенно меняется в новых экономических отношениях: в условиях развития капитализма деформируется мораль, становятся нормой хищнические принципы существования, уничтожаются традиционные устои и естественно здоровый образ жизни.

36. Усадьба-гроб в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО. Как заколдованное (или “чёртово”) место, которому приписывалось в народном сознании обманное действие, место, где обитает нечистая сила, изображаются в романе головлёвские усадьба и барский дом. На Степана Владимирыча, возвращающегося домой, вид барской усадьбы “произвёл действие медузиной головы. Там чудился ему гроб”. В другом месте романа: “Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползают “умертвия””.Головлёво показано как средоточие хаоса и разрушения. И с усадьбой, и с барским домом постоянно соединяется в романе представление о смерти и выморочности, о гибельном воздействии неподвластной человеку и угрожающей жизни злой силы: “Головлёво – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву Все смерти, все отравы, все язвы – всё идёт отсюда”. Здесь, в заколдованном месте, все без исключения персонажи идентифицируют себя с ним, тоже становясь “заколдованными”; потому-то они и позволяют морочить себя, занимаются самообманом, теряют нравственную ориентацию.ДОМ-АНТИДОМ. В случае Головлёва речь не идёт даже о признаках дома, обеспечивающего человеку (согласно народным представлениям) приют и защиту, приспособленного к человеческой жизни и соответствующего её потребностям. Если в народном сознании существенна связь дома с живым (отсюда и символика дома в фольклоре), то в щедринском романе место, где обитает наделённый чертами злых демонических существ головлёвский барин, связано с нечеловеческим, мёртвым: “Чувствовалось что-то выморочное и в этом доме, и в этом человеке, что-то такое, что наводит невольный и суеверный страх”.Отсюда устойчивая взаимозависимость барского дома (в действительности антидома) и населяющих его персонажей. Этот антидом предстаёт пространством особого типа; он воплощает в себе фальсифицированную реальность и подчёркивает заколдованное состояние его обитателей, существующих в несуществующем, то есть в пространстве зла.

Билет№19

37. Культурный герой в трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»

Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Б. между тем промышляет ростовщичеством, самым презренным в средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Б. тем не менее служит другому кумиру — деньгам: «И как же служит? как алжирский раб, // Как пес цепной». Тем и ужасен век, ужасны его сердца, что рыцари стали ссужать деньги под проценты, запятнав свою честь столь грязным ремеслом. Однако парадокс Б., по верному наблюдению С.Б. Рассадина, заключается в том, что деньги нужны ему для достижения целей истинно рыцарских. Это свобода, независимость, сознание собственного могущества («Я царствую!») и власти («Мне все послушно, я же — ничему»).Да, для «нового» рыцарства, в отличие от «старого», деньги важны не сами по себе, не как мистический источник тайной власти над миром; для него это лишь средство, цена «рыцарской» жизни. Но чтобы уплатить эту цену, достичь этой цели, А., исповедующий «благородную» философию, готов следовать низменным советам «презренного» ростовщика. Пока — действуя как бы по-рыцарски, не соглашаясь на тайное, подлое отцеубийство, но уже не брезгуя отцеубийством явным, позволяющим сохранить видимость благородства. (Поединок остановлен лишь волей Герцога.) Вопрос о том, удержался бы А. от следующего шага, не прибег бы к средству, предложенному Соломоном, если бы не внезапная «естественная» смерть отца в финале, остается открытым.

38. Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина

С именем Татьяны Лариной связаны самые теплые, самые душевные страницы романа «Евгений Онегин». В этой девушке воплотился «милый идеал» Пушкина. Татьяна появляется в романе необычно. Её появление ничем не подготовлено. Автор прерывает описание ее сестры, Ольги Ларной, картинами природы. На этом фоне и появляется Татьяна. Автор обращает внимание читателя на имя героини. Это неслучайно. Оно связано с русской стариной, девичьей в барском доме.С её появлением в произведении всё меняется. У этой героини своя миссия - дать шанс Онегину возродиться с помощью любви. Сам автор не скрывает искренней любви к Татьяне.Татьяна, как никто другой в романе, понимает русские традиции, христианские заповеди, чувствует русскую душу: «Татьяна русская душою».Когда-то Онегин отверг искренние чувства неопытной девушки, теперь жизнь поменяла их местами. Но Татьяна уже несвободна. Её брак освещён церковью, и она не может строить любовь на несчастье другого человека. Главное для этой героини – верность и чувство долга. Поэтому она вынуждена сказать Онегину: «Но я другому отдана и буду век ему верна». В этом духовная сила Татьяны. За это Пушкин любил свою героиню и называл своим «милым идеалом».

Билет№20

39. Тема футляра в рассказе А. Чехова «Цветы запоздалые»


Футляр – Это то, что позволяет героям рассказов строить свою жизнь по определенному шаблону, иметь единственный универсальный ответ на все разнообразные жизненные вопросы. Чехов очень часто раскрывает тему футляра в своих произведениях. «Цветы запоздалые» рассказ о том, как любовь иногда опаздывает. Главный герой врач был в своем рабочем футляре, он был занят только работой, жил ей. И совсем не хотела замечать влюбленную в него девушку. И только когда она заболела пневмонией и начала умирать, до него дошло что он тоже ее безумно любит. Его футляр- работа,а ее футляр – стеснительность. Она привыкла все отдавать людям, но не брать от них. И с помощью этого футляра чехов хотел показать,что когда вы закрываемся в нем, в себе – мы не видим релаьного мира, живем ошибочно, и сами от этого же и страдаем.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 696 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...