Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Евгений Онегин как русский европеец



Ключевые символы философской лирики А.С. Пушкина

Использование символов характерно для всего творчества Пушкина. Он первым показал большие возможности поэтики символов в раскрытии художественного образа, открыл способность и возможность реализма использовать фантастическое и символическое начала в исследовании действительности.Появляется новый яркий символ свободы и вдохновения -океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.Метель - знак могучей таинственной силы в произведениях (««Метель»(Образ метели в повести – это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, не подвластные человеку силы. Фраза «поручив барышню попечению судьбы» закрепляет параллель "метель – судьба"..Образ метели как бесовской игры-пляски уже был нарисован поэтом в стихотворении «Бесы»:Хоть убей, следа не видно;Сбились мы. Что делать нам?В поле бес нас водит, видно, Да кружит сторонам. Жизнь – метель, снежная буря, заметающая пред путником дороги, сбивающая его с пути: такова жизнь всякого человека. Он – безвольное игралище метели-стихии: думает действовать по личным целям, а в действительности движется ее прихотью».Ведущая роль метели у Пушкина подчеркивается не только тем, что этот образ вынесен в заглавие повести, но и многократным повторением таких слов как "вихрь", "буря", "вьюга", "ветер", которые являют воплощение тайных сил, руководящих жизнью героев.

Евгений Онегин как русский европеец

Онегин предстает перед нами в образе блистательного молодого человека, модного, великолепно вписывающегося в светскую жизнь Петербурга. Автор дает весьма определенное представление о его образовании, вкусах, привычках. Воспитанный своим гувернером, "французом убогим", который "учит его всему шутя", Онегин получил достаточно поверхностное европейское образование. Он читал в основном только модные книги, чтобы "без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка". Пушкин также подчеркивает равнодушие главного героя к истории, из которой он помнил лишь анекдоты, и к поэзии. В то же самое время Онегин читает Адама Смита, что еще раз указывает нам на европейскую направленность его образования. Он интересуется конкретной пользой, а не поэзией, которая кажется ему бессмысленной. Необходимо отметить, что такое мнение было весьма популярным среди молодежи того времени. Несмотря на это, Пушкин очень часто подчеркивает ум Онегина, который хоть и имел весьма однобокую европейскую направленность, но все же был "резким и охлажденным". Вероятно, именно поэтому Онегину так скоро наскучил свет. Но была, на мой взгляд, и еще одна причина. Онегин - это человек, решивший построить свою реальную жизнь по законам европейского романа. Он написал для себя сценарий, которому он следует. Дело в том, что, начитавшись западных книг, главный герой почел за высшую честь служить идеалам полезности. А обладая незаурядными интеллектуальными способностями, волей, смог "создать" себе жизнь и следовать законам жанра. Подтверждение этой точке зрения мы можем найти в тексте самого романа. Автор постоянно сравнивает Онегина с различными литературными героями, пытаясь найти ключ к его поведению:Грандисон.Чальд-Гарольдом, Денди. Но литературный герой может жить лишь на страницах романа, а попадая в реальный мир, он, естественно, вступает в противоречие с ним, становится как бы лишним человеком. Этот конфликт и является причиной глубочайшей духовной драмы русского европейца.

Билет№2

3. Владимир Ленский как русский европеец.

Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, искренний, порядочный и незащищенный от любых ударов судьбы. Детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии. Ленский — поэт-романтик. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковьих, буяновых, петушковых и харликовых: Ему не нравились пиры, Бежал он их беседы шумной.Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Ав­тор недаром пишет: «Меж ними всё рождало споры». Пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский. Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Ленский живет в своем романтическом мире. Сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу..Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе. Мы можем заключить, что человек с иным восприятием мира не вписывается в русскую действительность. Противоречивость происхождения и мировосприятия русского европейца Ленского приводят его к смерти, безнадежности его существования.

4.Прощание с усадьбой-садом в пьесе Чехова» «Вишневый сад»

Последняя пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» пронизана раздумьями автора о прошлом, настоящем и будущем России. Произведение пронизано грустным чувством гибели прекрасного вишневого сада, поэзией увядания, гибели так называемых «дворянских гнезд». В финальном эпизоде герои реально теряют имение, оно переходит к новому владельцу, Лопахину. И именно в этом эпизоде мы видим, как складывается дальнейшая жизнь героев. Лопахина можно в финальной сцене назвать своеобразным победителем. Именно ему достается вишневый сад, он теперь хозяин в поместье. Стоит заметить, что герой ведет себя достойно, без претензий на власть. Тем не менее, именно он распоряжается теперь в доме. Интересно, что он не чувствует ни малейшей вины перед бывшими владельцами: «Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем!..» Он покидает этот дом до весны и оставляет вместо себя управляющего. Епиходов дает возможность Раневской и Гаеву остаться наедине с домом, дает им время для прощания. В финальной сцене поведение Гаева все так же наиграно. Видимо этот герой на самом деле испытывает боль от потери дома и вишневого сада, но выражает он свои чувства как-то высокопарно, неестественно: «Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо...» Раневская тоже неестественна в своем горе. Она прощается с любимым садом, как и со всей Россией, из которой вскоре уедет. Все герои уходят со сцены, но пьеса еще не окончена. Перед нами появляется еще один герой – Фирс, старый больной слуга. В спешном отъезде его просто забыли в этом доме. Фирс – воплощение прежней России, он раб, не способный жить своей жизнью. Но старая Россия уходит, умирает, как в скором времени умрет и Фирс. В самом конце пьесы слышится стук топора, вырубающего вишневый сад и грустный, надрывный звук лопнувшей струны. Лопнула старая Россия, ей больше нет места, ее вырубают, как прекрасные вишневые деревья. Хорошо это или плохо? Кто знает? Финальный эпизод не дает нам ответа на этот вопрос. Мы понимаем только одно – прошлое уходит безвозвратно.

Билет№3





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1899 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...