Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные тенденции и направления художественной критики в ХХ- XXI вв



Европейская и американская культура XX века: особенности исторического и культурного развития, место изобразительного искусства в культуре XX века, проблема «художник и общество», «художник и масса». Изменение характера, формы и содержания художественной критики в XX веке - акцент на интерпретацию. Влияние художественного рынка на развитие искусства. Философские системы, эстетические концепции и художественная критика. Философия и теория искусства. Искусство первой половины ХХ века: экспрессионизм, абстракционизм, «fantasy». Немецкая культура начала XX века и развитие художественной критики. Проблема методологии. Значение критической деятельности Р.М. Рильке (1875 – 1926), Рильке о Родене и Сезанне.Новые тенденции в искусстве начала XX века и их анализ в художественной критике. Популярность манифестов, их теоретическое содержание и эстетическая программа, идея овладения миром, отрицание традиции в искусстве. Экспрессионизм, его теоретики и критики. Группа «Мост» (Дрезден, 1905 г.) - публикации художников и ежегодные отчеты (1906-1912). Э.Л. Кирхнер. Критика выставочной деятельности «Моста» (1907 г.). Эмиль Нольде. Группа «Синий всадник» (Мюнхен, 1909 г.). В. Кандинский. Альманах «Синий всадник» (Мюнхен, 1911-1914). Основные положения теории экспрессионизма. Немецкое искусство 1930-х гг. Г. Хартлауб и «новая вещественность» (магический реализм). Французское искусство начала XX века. Кубизм, его эволюция. Теоретики и критики кубизма. Глез и Метценже «О кубизме» (1912 г.). П. Пикассо о смысле кубизма. Луи Вексель о живописи Брака. Гийом Аполлинер (1880 – 1918) «Эстетические размышления о живописи кубизма» (1913 г.). Критики о работах Пикассо. Журналы «Литература» (1919 г.) и «Кабаре Вольтера» (1916 г.) о современном искусстве, их авторы и создатели. А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар, Л. Арагон, Г. Аполлинер, П. Пикассо. Теория концептуальности кубизма, определение теоретиками кубизма задач искусства. Формирование элитарной критики, принцип расхождения искусства и жизни в кубизме. Дадаизм: «манифест дада» (1913 г.), принципы и основные идеи движения. Журнал «Дада» (1919 - 1921). Т. Тцара. Гуго Баль. М. Дюшан. М. Эрнст. Понятие «ready-made». Сюрреализм в художественной критике. Сюрреализм как явление культуры, философские и психоаналитические принципы обоснования сюрреализма. Идея «автоматического письма». Искусство как «чистый психологический автоматизм,… предназначенный для выражения… подлинного процесса мышления… свободного от воздействия рассудка и от каких-либо эстетических или моральных целей». Сюрреализм как общественное явление. Термин «сюрреализм» (1917 г.) и его происхождение. Андре Бретон как теоретик сюрреализма. «Манифест сюрреализма» (1925 г.). Журналы «Сюрреализм» (И. Голл) и «Сюрреалистическая революция» (П. Навилль, Б. Пере). Второй (1925 г.) и третий (1930 г.) «Манифест сюрреализма», их политическое и художественное значение. Расхождение приверженцев сюрреализма - Л. Арагона, Г. Аполлинера, П. Элюара. А. Бретон и политизация движения. Теория сюрреализма и современное искусство, проблема преемственности. Леон Деган, Мишель Сейфор о беспредметном искусстве. Абстракционизм. М. Сейфор «Абстрактное искусство, его истоки и первые мастера» (1949). «Словарь беспредметной живописи». М. Рагон и М. Бриан об абстракционизме. Андре Мальро «Психология искусства и голоса безмолвия». Роже Гароди «Реализм без берегов». Итальянское искусство XX века и его критика. Новиченто. Футуризм, его теория и программа. Филиппо Маринетти – автор первого футуристического манифеста («Фигаро», 1909 г.). «К молодым художникам Италии» (1910 г.). «Манифест футуристической живописи». Умберто Боччони, Карра, Руссоло, Балла. Требование нового формовыражения и отрицание предшествующего искусства. Испанская культура XX века. Х.Ортега-и-Гассет (1883 – 1955), его воззрения на современную культуру, размышления об искусстве, проблема «дегуманизации». Художественная жизнь США в ХХ веке. Выставка группы художников «Восьмерка» (1908) («школа мусорного ящика») и критические выступления. Альфред Стиглиц (Штиглиц) (1864 – 1946) и «фотосецессион». Выставка «291» и журнал «Работа Камерой». Роберт Генри как теоретик и критик искусства. «Дух искусства» (1921 г.). Джон Слоун, его эстетическая программа и теория искусства. «Армори шоу» («арсенальная выставка») 1913 года, американская критика о современном европейском искусстве, проблема «модернизма». Критика и современное искусство – проблема оценки. Появление специализированных журналов по изобразительному искусству. «Арт Ньюс». Риджионализм 1930-х годов. Грант Вуд и Томас Харт Бентон – теоретики направления. «Бунт против города» (1935 г.). «Художники в Америке». Американский «социальный реализм» 1930-х годов, его теоретики и критики. Журналы по искусству и художественная критика в общественно-политической прессе. «Нью Мэссиз». М. Голд, Д. Норт о современном искусстве. О. Финкелстайн «Реализм в искусстве».Абстракционизм в американском искусстве середины XX века. «Абстрактный экспрессионизм». «Живопись действия» и художники «цветного поля». А. Ричи и его теория беспредметного искусства. Л. Гудрич, А. Барр, Б. Роуз об абстракционизме. Периодические издания об абстрактном искусстве. А. Барр «Кубизм и абстрактное искусство».Английская культура в ХХ веке, теория и художественная критика. Герберт Рид «Искусство сегодняшнего дня», «Воображение и идея». Г. Рид о Сезанне и Мондриане. Генеалогия современной абстракции. Деятельность А. Хаузера, статья «Концепция времени в современном искусстве и науке» (1956 г.). Художники о своем творчестве, увеличение роли самовысказываний и интерпретации собственных работ в искусстве XX века. Проблема культуры второй половины XX века. Термин «Наше Время». Понятие постиндустриального общества и его культуры, информационное общество и место искусства в системе ценностей. Модернизм и постмодернизм. Искусство постмодернизма и проблема метода современной художественной критики, вопрос интерпретации. Методология гуманитарных наук и художественная критика. Проблема истины и идея бесконечного раскрытия смысла (текст как смыслообразующая деятельность). Повседневность и неопределенность в качестве категорий эстетического суждения. Интертекстуальность и способы критических высказываний. Массовый интерес к искусству и возрастание роли художественной критики в 60-е годы, обращение к массовому читателю, отказ от элитарности. Средства массовой коммуникации и их роль в формировании запросов зрителей. «Массовая культура» как феномен. Д. Белл, А. Тоффлер, Д. Макдональд, Б. Розенберг, Э. Фромм и др. Поздний «абстрактный экспрессионизм» и живопись жесткого контура. Э. Келли. Ф. Стелла. Оп-арт и его теоретики. Научный подход и использование новых материалов и технических средств. «Инвайронменты». Виктор Вазарели. Ричард Анушкевич. Поп-арт и его теория «искусства для всех», поп-арт и проблема воспроизведения реальности. Искусство и средства массовой коммуникации. Изобразительное искусство и «коммерческий продукт». Роберт Раушенберг, Джэспер Джонс, Рой Лихтенштейн. Люси Липпард - ведущий теоретик и критик поп-арта. «Поп-арт» (1970 г.). Критика поп-арта и вопрос об универсальности данного направления, снимающего барьер между искусством элитарным и массовым, между искусством и действительностью. И. Хассан о поп-арте, Р. Мертон, Р. Арон. Эволюция взглядов Г. Рида. Проблема «ценностей». Фотореализм. Луи Мейзель. Гиперреализм и его место в искусстве XX века. Проблема возрождения изобразительных форм. Р. Эстес, Ч. Белл, Л. Оллоуэй, С. Немсер, Ч. Клоуз, Д. Эдди, О. Флек, Р. МакЛин. Художественная критика о «массовой культуре». «Концептуализм» (Concept Art). Появление термина. Генри А. Флинт (1961), Кинхольц (1963). Джозеф Кошут (Косут) «Искусство после философии» (1969). «Музей нормального искусства» в Нью-Йорке. Сол Ле Витт, Дж. Кошут, Р. Берри, Д. Хюблер, Л. Вейнер, Д. Грэхем, Э. Хессе, Б. Науман, Х. Дарбовен и т.д. Термин «контркультура». А. Хаузер о «массовом искусстве». Проблема «умирания» искусства. Понятие «постмодернизм» и его границы. Риторика постмодернизма, «цитатное мышление», палимпсест, интертекстуальный диалог, межтекстовые отношения. «Бедное искусство» в Италии, Ф. Клементе. Ансельм Кифер. Элизабет Мюррей. Понятие «первичной структуры». «Минимализм». Концептуальное искусство. Ассамбляж, инвайронмент, инсталляция, перформанс. Акилле Бонито Олива о понятии «трансавангард». Актуальные периодические издания: «Коннесёр», «Коннессанс дез артс», «Студио», «Ди Велт», «Л'экспресс», «Арт джорнал», «Артс мэгэзин», «Арта», «Арт ньюс», «Арт ин Америка», «Арт бюллетин», «Боз арт», «Академиа», «Музеум», «Музеумз джорнал», «Ревю дел арт» «Гранд сигнатурез», «Парагон арт», «Гойя», «Венеция арти» и др. Венецианская Бьеннале и кассельская «Documenta». Отечественная художественная критика в ХХ веке. Обзор последних публикаций: тематика, методология, эстетические приоритеты. Современная художественная критика в контексте культуры: приемы, стили, темы. Пост-постмодернизм. Художественная критика на современном этапе и ее роль в организации художественной жизни. Contemporary art. Проблема критерия суждений о современном искусстве и роль художественной критики. Критика и журналистика. Жанры современной художественной критики. Критика и рынок художественных произведений. Реклама. Критика и история искусства. Интерпретация, проблема границ текста. Критика и средства массовой коммуникации. Вопрос о шкале ценностей. Проблема нормативности в искусстве. Поиск адекватного стиля изложения. Современная культура и культурная традиция. Проблема иерархии. Критика и художественные субкультуры. Эмоциональное и интеллектуальное восприятие. Может ли критика быть объективна и сохраняется ли критерий вкуса? Критика как элемент современной художественной жизни (расширение текста). Критика и художественная выставка. Критика и галерейное дело. Проблема методологии современной художественной критики.

Литература по курсу

Основная литература:

Антропология. http://anthropology.ru/ru/texts/zagorodn/metatext_27.html. 25.01.2012.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р. Арнхейм. – М.: Архитектура – С, 2007. – 392 с.

Арсланов В.Г. Западное искусствознание в ХХ веке. \ В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2005. – 864 с.

Базен Ж. История истории искусств от Вазари до наших дней. / Ж. Базен. - М.: Прогресс-Культура, 1994. – 524.

Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник /Ю.Б. Борев—М.: Высшая школа, 2002. — 511с.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. / В.В. Бычков. — М.: Гардарики, 2005. — 462 с. ISBN 8-8297-0116-2

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. / Б.Р. Виппер. – М.: Издательство В. Шевчук, 2004. – 368 с.

Грачева С.М. Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории, образования. / С.М. Грачева. – СПб.: СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина, 2010. – 380 с.

Гуманитарные науки. Образовательный сайт. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/31921. 25.01.2012.

Даниэль С. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зретеля. - СПБ.: ТИД АМФОРА, 2006, - стр.206, ил. ISBN5-367-00080-0.

Жидков, В.С., Соколов Б. К. Искусство и общество / В.С. Жидков, Б.К. Соколов. – СПб.: Алтейя, 2006. – 324 с.

– М.: Ком Книга, 2005. – 208 с.

Заховаева, А.Г. Искусство: социально-философский анализ / Анна Георгиевна Заховаева.

История европейского искусствознания. От Античности до конца XVIII века. / Под ред.: Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова М.: Академия наук СССР, 1963. – 436 с.

История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. / Под ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. – М.: Наука, 1966. - 331 с.

История европейского искусствознания: первая половина XIX в. – начало ХХ в. / Отв.ред. Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. Кн. 1,2 – М.: Наука, 1969. – Кн. 1 - 303 с.; кн. 2 - 296 с.

История безобразия. \ Под ред. Умберто Эко. – М.: Слово \ Slovo, 2007. 456 с.

История красоты. \ Под ред. Умберто Эко. – М.: Слово \ Slovo, 2009. – 440 с.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 6-ти т. / Под ред. Овсянников М.Ф., Гершкович З.И., Лившиц М.А., Мейлах Б.С. и др. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1662 – 1970.

Мастера искусства об искусстве. В 7-ми т. / Под ред. А.А. Губера. – М.: Искусство, 1965 – 1970. – 3500 с.

Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры./ Пер. А.М. Гелескула. - М.: Наука, 1991. – 340 с.

Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Ст. по истории искусства / Эрвин Панофский; [Пер.с англ. В.В. Симонова]. - СПб.: Акад. проект,1999. - 393,[2] с., [32] л. ил.: ил.; 20 см. - (Мир искусств).

Социология искусства: Учебник. / Под ред. В.С. Жидкова, Т.А. Клявиной. – СПб.: История – Искусство, 2005. – 479с.

Турчин В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII - XIX веков. - М.: Высшая школа, 1987. – 324 с.

Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. / Макс Фридлендер. - СПб.: Андрей Наследников, 2001 г. - 206 с. ISBN 5-901410-02-5. Серия «Классика искусствознания».

Художественный журнал. http://xz.gif.ru/numbers/48-49/kritika-kritiki/. 25.01.2012.

Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. \ В.П. Шестаков. – М.: URSS, 2008, - стр. 304, ISBN 978-5-382-00510-2.

Яковлева, Н.А. Анализ и интерпретация произведения искусства/ Наталья Анатольевна Яковлева. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.

Электронные публикации института русской литературы «Пушкинский дом» РАН. http://lib.pushkinskijdom.ru. 25.01.2012.

Эстетика. Словарь.- 1989. www.terme.ru›. 25.01.2012.

Дополнительная литература:

Античность

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. СПб.: Азбука-классика, 2006. – 400 с.: ил. (Новая история искусства). ISBN 978-5-352-02068-5.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб.: Азбука-классика, 2007. – 464 с.: ил. ISBN 978-5-352-02067-8.

Античные мыслители об искусстве: Сб. высказываний древнегреч. философов и писателей об искусстве/Общ. ред. В. Ф. Асмуса, — 2–е изд. — М.: Изогиз, 1938. – 242 с.

Брагинская Н.В. Генезис "картин" Филострата Старшего. // Поэтика Древнегреческой литературы. - M.: Напука, 1981. - C.224-289.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Эллинистически-римская эстетика. - М.: Мысль, 2010. – 704 с. http://www.philosophy.ru/library/losef/index.htm (23.01.2012)

Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. / Под ред. Эдуард Фролов. - М.: АСТ, Ладомир, 2002. – Т. 1 – 496 с., Т. 2 – 503 с. (Библиотека античной литературы)

Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. / - М.: Ладомир, 1994. - 942 с.

Философия. Лосев Алексей Федорович. http://www.philosophy.ru/library/losef/index.htm. 25.01.2012.

Филострат старший и младший. Картины. Каллистрат. Статуи. Феофраст. Характеры. / Пер. С. Кондратьев. – М.: Александрия, 2009. – 416 с.

Средние века

Антология. Философия. Библиотека Средневековья. http://antology.rchgi.spb.ru/.25.01.2012.

Безансон А. Запретный образ: Интеллектуал. История иконоборчества / Ален Безансон; [Пер. с фр. М. Розанова]. - М.: МИК, 1999. - 423 с.; 22 см. Загл. и авт. ориг.: L'image interdite/ Alain Besancon. - Библиогр. в прим. в конце гл. - Указ. имен: с. 414 - 421.

Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. / Ханс Бельтинг. Пер. с нем. К.А. Пиганович. – М.: Прогресс – Традиция, 2002. – 752 с.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры \ П.М. Бицилли. - СПб: Мифрил, 1995. – 242с.

Богословие в культуре Средневековья \ под ред. Л. Лутковского. - Киев: Христианское братство "Путь к истине", 1992. 383 с.

Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви \ В.В. Бычков. - М.: ладомир, 1995. – с. 593 с.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина \ В.В. Бычков. М.: Искусство, 1984. – 264 с.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 366 с.

Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы / А.Я. Гуревич. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 544 с.

Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. / А.Я. Гуревич. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 560 с.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1972. / А.Я. Гуревич. — 318 с; 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1981. — 359 с.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.

Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. \ В.П. Даркевич. - М.: URSS, 2009. – 192 с.

Даркевич В.П. Аргонавты Средневековья. \ В.П. Даркевич. – М.: КДУ, 2006. – 256 с.

Даркевич В.П. Светская праздничная жизнь Средневековья\ В.П. Даркевич.. – М.: Индрик, 2006. – 432 с.

Дворжак М. История искусства как история духа / Макс Дворжак; [Пер. с нем. А.А. Сидорова и др. под общ. ред. А.К. Лепорка]. - СПб.: Акад. проект, 2001. - 331,[2] с., [24] л. ил.: портр.; 21 см.- (Мир искусств).

Дюби Ж. Тысячный год от Рождества Христова / Жорж Дюби. Пер. с фр. Н. Матяш. - М.: Путь, 1997. - 239 с.

Дюби Ж. Европа в средние века / Жорж Дюби; [Пер. с фр. В. Колесникова]. - Смоленск: Полиграмма, 1994. - 316,[3] с.; 20 см.

Дюби Ж. Время соборов: Искусство и о-во, 980-1420: [Пер. с фр.] / Жорж Дюби; [Вступ. ст. и коммент. Д.Э. Харитоновича]. - М.: Ладомир, 2002. - 378, [1] с., [16] л. ил.; 22 см.

Дюби Ж. Средние века (987-1460) от Гуго Капета до Жанны д' Арк / Жорж Дюби; пер. с фр. Г.А.Абрамова, В.А. Павлова. - Москва: Международные отношения, 2001. - 414, [1] с.: карт.; 22 см. - (История Франции).

Карсавин Л.П. Культура средних веков / Л. П. Карсавин; [Примеч. А.В. Арсентьев]. - М.: Кн. находка, 2003.- 222 с., [8] л. ил.; 22 см.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Жак Ле Гофф; [Пер. с фр. А.М. Руткевича. - 2-е изд.]. - СПб.:ИД СПбГУ, 2003. - 154,[4] с.: ил.; 20 см.

Ле Гофф Ж. История тела в средние века / Жак Ле Гофф,Николя Трюон; пер. с фр. Елены Лебедевой. - Москва: Текст, 2008 [т.е. 2007]. - 195, [3]с.; 21 см.

Ле Гофф Ж. Рождение Европы. / Серия «Становление Европы». / Пер. с фр. А.И. Поповой. Предисл. А.О. Чубарьяна. – СПб.: Александрия, 2007. – 398 с.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр. Общ. ред. С.К. Цатуровой. М.: Изд. группа «Прогресс», 2001. - 440 с.

Ле Гофф Ж.Цивилизация средневекового Запада: [перевод с французского] / Жак Ле Гофф; [послесл. А.Я. Гуревича].- Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 558,[1] с.: ил., карт.; 22 см. - (Серия "Великие цивилизации" / сост. В. Харитонов).

Муратова К.М. Мастера французской готики. XII-XIII веков: Проблемы теории и практики художественного творчества. / К.М. Муратова. - М.: Искусство,1988. – 349, [2] с., [48] л. ил.: цв.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья / Ц.Г. Нессельштраус. – СПб.: Азбука-классика, 2000. – 384 с. с. 9 – 26.

Панофский Э. Перспектива как «символическая форма»; Готическая архитектура и схоластика / Эрвин Панофский; Пер. [с нем.] И.В. Хмелевских, Е.Ю. Козиной; Пер. [с англ.] Л.Н. Житковой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 334, [1] с.: ил.; 18 см. - (Серия «Художник и знаток»). Библиогр. в примеч.: с. 98-208, с.312-325. - Указ. имен в конце кн.

Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. \ Б.В. Раушенбах. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 320 с. ISBN 5-352-00001-Х

Хейзинга И. Осень Средневековья. \ Йохан Хейзинга. Пер. Дмитрий Сильвестров. - М.: Изд-во Ивана Лимбаха,1994. – 768 с.

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Умберто Эко; Пер. с итал. А.П. Шурбелева. - СПб.: Алетейя, 2003. - 252,[2] c.; 20 см. - (Библиотека средних веков / Редкол.: С.П. Карпов (пред.) и др.) (Университетская библиотека / Ред. совет: Н.С. Автономова и др. Философия). Загл. и авт. ориг.: Arte e bellezza nell'estetica medievale / Umberto Eco. - Библиогр.: с.220-252 и в тексте.

Возрождение

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории западноевропейского искусства / М.В. Алпатов. - М.: Искусство, 1979. – 320 с.

Баткин Л.М. Леон Альберти и Леонардо да Винчи о жесте в живописи / Л. М. Баткин; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед. - М.: РГГУ, 2002. - 62,[2] с.: ил.; 21 см. - (Чтения по истории и теории культуры; Вып. 36). Библиогр. в прим.: 61-62.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Пробл. и люди. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 446 с.: ил.; 22 см. Библиогр. в примеч.: с. 401-443. - 2800 экз. - ISBN 5-7281-0019-8.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. - 413, [2] с.: ил.; 25 см. На пер. авт. не указан. - Рез.: англ.

Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности / Отв. ред. С.С. Аверинцев; АНСССР. - М.: Наука, 1989. - 270, [2] с.; 20 см. -(Научно-популярная литература. Серия "Из истории мировой культуры"). Библиогр. в примеч.: с. 248-271.

Баткин Л.М. Пьетро Аретино и конец итальянского Возрождения / Л. М. Баткин; [Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед. им. Е.М. Мелетинского]. - Москва: издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2009. - 145, [2] с.: портр.; 17 см.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / АН СССР. - Москва: Наука, 1978. – 199 с., 4 л. ил.; 20 см. - (Серия "Из истории мировой культуры").

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса \ М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.

Буркхардт, Якоб (1818 - 1897). Культура Италии в эпоху Возрождения = Die Kultur der Renaissance in Italien: опыт / Якоб Буркхардт; [пер. с нем. и послесл. А.Е. Махов]. - [2-е, испр. изд.]. - Москва: Интрада, 2001. - 543, [1] c.: ил.

Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности / Пер. с нем. Е. Козиной. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 384 с.: ил. + вклейка (32 с.).

Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых живописцев: Джотто, Боттичелли и другие / Джорджо Вазари; [пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского]. - Санкт- Петербург: Азбука-классика, 2006. - 342,[1] с.

Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих:Альберти, Микеланджело и другие / Джорджо Вазари; [пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского]. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. - 317,[2] с.; 18 см.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения \ Вс. ст. и ред. Л. М. Брагиной. - М.: Искусство,1986. – 392 с.; 21 л. ил.

Головин В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения \ В. П. Головин. - М.: НЛО, 2003. – 288 с.

Дворжак М. История искусства как история духа / Макс Дворжак; [Пер. с нем. А.А. Сидорова и др. под общ. ред. А.К. Лепорка]. - СПб.: Акад. проект, 2001. - 331,[2] с., [24] л. ил.: портр.; 21 см.- (Мир искусств).

Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Пер. с ранненововерхненем. Ц. Нессельштраус. — СПб.: Азбука, 2003. — 704 с.: ил. + вклейка (32 с.). ISBN 5-267-00253-4

Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. - СПб.: Азбука-классика, 2004. — 320 с.: ил.

Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - СПб.: Азбука-классика, 2005. — 528 с.: ил.

Кларк К. Нагота в искусстве Пер. с англ. М. Куренной, И. Коймановой, А. Толстовой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.: ил.

Леон Баттиста Альберти: [Сб. статей] / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры; [Отв. ред. В.Н. Лазарев]. - Москва: Наука, 1977. - 192 с., 12 л. ил.; 21 см.

Леонардо да Винчи Суждения о науке и искусстве. / Леонардо да Винчи. - СПб.: Азбука, 2001. – 704 с.

Лисовский В. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. СПб.: Азбука-классика, 2007. − 616 с.: ил. ISBN 978-5-352-02142-2.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1982. – 623 с.

Мандер К. ван. Книга о художниках Пер. с гол. В. М. Минорского под редакцией Г. И. Федоровой. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 544 с. + вклейка (64 с.).

Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков — М., 1983. — 176 с.

Панофский Э. Перспектива как «символическая форма»; Готическая архитектура и схоластика / Эрвин Панофский; Пер. [с нем.] И.В. Хмелевских, Е.Ю. Козиной; Пер. [с англ.] Л.Н. Житковой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 334, [1] с.: ил.; 18 см. - (Серия «Художник и знаток»). Библиогр. в примеч.: с. 98-208, с.312-325. - Указ. имен в конце кн.

Соколов М. Мистерия соседства. К метаморфологии искусства Возрождения. / Михаил Соколов. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. – 519 с.

Степанов А. В. Искусство Возрождения. Италия XIV — XV века. СПб.: Азбука-классика, 2006. − 512 с.: ил. ISBN 5-352-00597-6.

Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Италия. XVI век. СПб.: Азбука-классика, 2007. − 640 с.: ил. ISBN 978-5-352-02083-8.

Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. — 640 с.: ил. ISBN 978-5-9985-0462-8.

Философская библиотека Ренессанса. http://renaissance.rchgi.spb.ru/.25.01.2012.

Хейзинга И. Осень Средневековья. \ Йохан Хейзинга. Пер. Дмитрий Сильвестров. - М.: Изд-во Ивана Лимбаха,1994. – 768 с.

Сочинения великих итальянцев XVI века. / Сост. Л.М. Брагина.- СПб.: Алетейя, 2002. - 377 с.

Челлини Б. Жизнеописание. Сонеты. Трактаты. / Пер. с ит. В. Штейна, А. Косс, И. Моисеенко, Ю. Ильина. — СПб.: Азбука-классика, 2003. − 255 + вклейка (32 с.) ISBN 5-352-00441-4

Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или трактат о живописи. / Ченнино Ченнини. - М.: Библиополис, 2008. – 304 с.

XVII-ХVIII вв.

Барская Т.Д. Дидро. 1713 – 1784./ Т.Д. Барская. - М.;Л.: Искусство, 1962. – 114 с.

Библер, Владимир Соломонович. Век просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант / В.С. Библер. - М.: Рус. феноменол.о-во, 1997. - 46 с.; 21 см. Библиогр. в подстроч. примеч. -ISBN 5-7333-0433-2.

Буало Н. Поэтическое искусство. / Н. Буало. – М.: Художественнаялитература, 1957. – 231 с.

Винкельман, Иоганн-Иоахим. Избранные произведения и письма / Пер. А.А.Алявдиной; Вступ. ст. [с. 7-80] и ред. Б.Пшибышевского. - [Репр. воспроизведение изд. 1935г.]. - М.: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1996. -681, [4] с.: ил.; 17 см. Вых. дан. ориг.: М.; Л.: Acagemia.

Винкельман, Иоганн Иоахим (1717-1768). История искусства древности = Geschichte der

kunst des altertuns. Малые сочинения = Kleine schriften / Иоганн Иоахим Винкельман; Подгот., [пер. с нем., коммент., прил.]: И.Е. Бабанов; Гос. Эрмитаж. - СПб.: Алетейя, 2000. - 770,[4] с., [23] с. ил.; 21 см. Библиогр. в коммент.: с. 489-668 и в подстроч.прим. - Указ. имен: с. 718-770. - 2000 экз. -ISBN 5-89329-260-Х.

Винкельман, Иоганн Иоахим. Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре = Gedanken uber die Nachahmung der Griechischer Werke in der Malerei und Bildhauerkunst / [О-во по изуч. восемнадцатого века]. - (Ранняя ред.). - М.: Б.и., 1992. - 49 с.: факс.; 20 см. Текст парал. на рус. и нем. яз.

Герман М.Ю. Хогарт и его время. / М.Ю. Герман. - М.: Искусство, 1977 226 с.: ил. - (Из истории мирового искусства).

Грачев Д. Эстетические взгляды Дидро. /Д.И. Грачев. - М.: Искусство, 1961. – 225с.

Даниэль С. М. Европейский классицизм. — СПб.: Азбука-классика, 2003. − 304 с.: ил. ISBN 5-352-00313-2.

Даниэль С. М. Рококо: От Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика, 2007. – 336 с.: ил. (Новая история искусства) ISBN 978-5-352-02074-6.

Дени Дидро и культура его эпохи: [Докл. науч.конф. Сектора клас. искусства Запада] / ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; [Сост. и отв. ред. В.Г. Кисунько]. - М.: Б. и., 1986. - 215 с.

Дидро Д. Салоны: В II т. / Дени Дидро. - М.: Искусство, 1989. Т.I – 270 с. T.II – 399 с.

Дидро, Дени. Сочинения: В 2 т.: [Пер. с фр.] / [Сост.,ред., вступ. ст., с. 3-57, В.Н. Кузнецова]; АНСССР, Ин-т философии. - М.: Мысль, 1986-. - 21см. - (Философское наследие). - ISBN 5-244-00083-7. Т. 1. - 1986. - 590, [2] с., [1] л. портр. - (.

..; Т. 97). Т. 2. - 1991. - 604, [2] с., [1] л. портр. - (...; Т. 114).

Дидро, Дени. Эстетика и литературная критика: Пер. с фр. /[Вступ. статья В. Бахмутского, с. 3-37; Примеч.Е. Сапрыкиной]. - М.: Худож. лит., 1980. - 658 с., 1 л. портр.; 21 см. Библиогр. в примеч.: с. 591-634. - Указ. имен.:с. 635-657.

Длугач, Тамара Борисовна. Дени Дидро. - 2-е изд., дораб. - М.: Мысль,

1986. - 190, [1] с.; 17 см. - (Мыслители прошлого). На обл. авт. не указан. - Библиогр.: с. 187-188 (29 назв.). - Указ. имен: с. 189-190.В прил.: Письмо господину Гримму в защиту аббата Рейналя, 25 марта 1781 г. / Д. Дидро.

Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 536 с. ISBN 978-5-86793-701-0

Дюбо Ж.Б. Критические размышления о поэзии и живописи/Ред-кол.: М.Ф. Овсянников (пред.) и др.; Предисл. Л.Я. Рейнгардт; Пер. сфр. Ю.Н. Стефанова; Коммент. Ю.Н. Стефанова, С.А. Ошерова. М.: Искусство, 1976. – 766 с.

К.В. Загороднева. Принципы и приемы анализа живописных произведений в «Салоне» Дидро 1759 года. // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 http://anthropology.ru/ru/texts/zagorodn/baroque_22.html

Западноевропейская художественная культура XVIII века: Сб. ст. - М.: Наука, 1980. – 255 с.

Из истории английской эстетической мысли ХVIII века. / Вступительная статья: И.С. Нарский. Перевод А.Л. Субботина. -- М.: Искусство, 1982. – 368 с.

Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения. \ Т. Л. Лабутина. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 2005. – 464 с.

Лессинг, Готхольд Эфраим (1729-1781). Избранное: Пер. с нем. / Готхольд Эфраим

Лессинг; [Вступ. статья, с. 5-20, и коммент. А.Гулыги]. - М.: Худож. лит., 1980. - 574 с., 1 л. портр.; 21 см. Содерж.: Драмы: Минна фон Барнхельм; Эмилия

Галотти; Натан Мудрый; Басни в прозе; Лаокоон,

или О границах живописи и поэзии: Трактат.

Певзнер Н. Английское в английском искусстве. \ Н. Певзнер. Пер. с англ. О. Демидовой, Л. Житковой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 320 с. ISBN 5-352-00586-

Проблемы Просвещения в мировой литературе / Отв. ред. С. В. Тураев. - М.: Наука, 1970. – 354 с.

Философия в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера / [Рос. АН. Ин-т философии; Отв. ред. и авт. вступ. ст. В.М. Богуславский]. - М.: Наука, 1994. – 720 с.; 22 см. - (Памятники философской мысли / Редкол.: Т.И. Ойзерман (пред.) и др.).- ISBN 5-02-008196-5.

Хогарт У. Анализ красоты. / Пер. с англ. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2010. — 224 с.: ил. + вклейка (32 с.). ISBN 978-5-389-01127-4

Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс- Академия, 1992.- 464 с.

Эстетика Дидро и современность: [Сб. ст. / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории

изобразит. искусств, Сектор истории эстет. Учений; Отв. ред. В.П. Шестаков]. - М.: Изобразит.искусство, 1989. - 334, [2] с., [15] л. ил.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII и XVIII вв. / А.К. Якимович. - СПб.: Азбука-классика, 2004. − 440 с.: ил. ISBN 5-352-00706-5.

XIX век

Бальзак O. Об искусстве. / Сост. В.Р. Гриб.– M. – Л.: Искусство, 1941. – 528 с.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. _ Н.Я. Берковский. - Л.: Худ. лит., 1973. - 567 с.

Бодлер Ш. Об искусстве. / Шарль Бодлер. - М.: Искусство, 1986. - 412 с.

Бьянко Давид, Манини Лучия, Мадзани Анна. Большая история искусства. XIX век. / Пер. с итал. - М.:Слово,2009. -384 с.: ил.

Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. / В.Г. Вакенродер. Вс. ст. А.С. Дмитриева.- M.: Искусство, 1977. – 263 с.

Ван Гог В. Письма / Пер. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, 2003. — 848 с. + вклейка (32 с.). ISBN 5-267-00099-Х

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966

Вентури Л. От Мане до Лотрека Пер. с ит. Ц. И. Кин. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 352 с.: ил. ISBN 978-5-352-02031-9

Вентури Л. Художники нового времени. / Л. Вентури. Пер. с ит. Л. М. Бродской. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 352 с.: ил. ISBN 978-5-352-02030-2

Гейне Г. Французские художники. / Генрих Гейне. Полное собр. соч. в 12 т. / Под общ. Ред. Н.Я. Берковского, T.6. - М., 1936. – 502 с.

Герман М. Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. М.: Слово, 2004. -296 с.: ил.

Гете, Иоганн Вольфганг. Избранные произведения: Об искусстве. [Переводы] / [Сост. И предисл. Б.П. Мицкевича, с. 5-26; Худож. Н.В.Сустова]. - Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 479 с.:ил.; 21 см.

Гоген П. Письма, эссе, статьи / Пер. с фр. Н. Рыковой, А. Кантор-Гуковской, О. Кустовой, Л. Ефимова. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 704 с. ISBN 5-352-00152-0

Гонкуры Э.и Ж. Дневник./ Пер., сост., коммент. Лейбович. В 2-х т.- M.: Худож. лит., 1964. Т. 1 – 711 с., т. 2 – 750 с.

Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. / Бернард Девенир. - М. Искусство, 1994. -424 с.

Делакруа Э. Письма / Пер. с фр. Ю. Б. Корнеева, Л. М. Цывьяна, Е. В. Баевской. — СПб.: Азбука, 2003. — 896 с.: ил. + вклейка (32 с.). ISBN 5-267-00586-Х

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. / А.С. Дмитриев. - М.: Изд-во МГУ, 1975. – 264 с.

Дюхтинг Х. Жорж Сёра. / Х. Дюхтинг - М.: Tashen, 2000. -136 c.

Европейский символизм. \\ Под ред. Светлов Е.И.- СПб.: Алтейя, 2006

Жерико о себе и современники о нем. - М., 1962

Земпер Г. Практическая эстетика. / Г. Земпер. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.

Золя Э. Мой Салон.Эдуард Мане. // Собр.соч. в 26 т., T.24. - М., 1966

Импрессионизм. Воспоминания Дюран-Рюэля. - Л., 1969

Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи. - М., 1972

Клеман М. В. Э.Золя. / Михаил Карлович Клеман. - М.: Гослитиздат., 1940. – 176 с.

Кожина Е. Романтическая битва. / Елена Федоровна Кожина.- Л.: Искусство, Лен. отд., 1969. – 272 с.

Коро - художник, человек. / Сост. Е.М. Гайдукевич. - М.: Изд. Акад. Худ. СССР, 1959. – 176 с.

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. / Г. Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 584 с.

Курбе Г. Письма, документы,воспоминания. / Сост. И прим. Н.Н. Калитиной. - М.: Искусство, 1970. – 271 с.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. / И. Лакатос. - М.: Аст, Аст Ермак, 2003. - 384 с.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. / Сост. А.С. Дмитриев. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 638 с.

Литературные манифесты французских реалистов. / Сост. М.К. Клеман- Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1935. – 203 с.

Моклер. К. Импрессионизм, его история, его эстетика, его мастера. Пер с франц. Под ред. Рерберга Ф. И. М.: Искусство, 1909. -101с.

Моррис У. Иcкусство и жизнь. / Сост. А.А. Аникст, коммент. Р.Ф. Усмановой - М.: Искусство, 1973. – 511 с.

Певзнер Н. Английское в английском искусстве. \ Н. Певзнер. Пер. с англ. О. Демидовой, Л. Житковой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 320 с. ISBN 5-352-00586

Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. \ Эрвин Панофски - СПб.: Андрей Наследников, 2002. – 237 с.

Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. — СПб., Азбука-классика, 2005. — 384 с.: ил. ISBN 5-352-01156-9. Цена:189 руб.

Раздольская В. Искусство Франции второй половины XIX века./ В.И. Раздольская. - Л.: Искусство, 1981. -319 с.

Ревалд Дж. История импрессионизма. / Джон Ревальд. / Джон Ревальд. - М.: Республика, 1994. -415 с.

Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. / Оскар Рейтерсвсверд. - М.: Искусство, 1974. -298 с.

Рейтерсверд О. Клод Моне. Пер со шведского. / Оскар Рейтерсвсверд. М.: Искусство, 1965. -147 с.

Рёскин Дж. Лекции об искусстве. / Джон Рёскин. Пер. с англ. Когана П.; под ред. Кононенко Е.; вступ.ст., комм. Кононенко Е – М.: Б.Г.С. – Пресс, 2006. Серия Ars longa. – 319 с.

Рёскин Дж. Камни Венеции./ Пер. с англ. А. В. Глебовской, Л. Н. Житковой. — СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. — 352 с. + вкл. (16 с.) ISBN 978-5-9985-0415-0

Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. Заметки о христианском искусстве для английских путешественников / Пер. с англ. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 248 с. + вкл. (64 с.) ISBN 978-5-352-02183-5

Рёскин Дж. Семь светочей архитектуры. / Пер. с англ. М. Куренной, Н. Лебедевой, С. Сухарева. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 320 с. + вкл. (64 с.) ISBN 978-5-352-02208-5

Роден О. Завещание. / Пер. с фр. В. Г. Микушевича, Л. Н. Ефимова, Г. А. Соловьевой, П. Росси. — СПб.: Азбука, 2003. — 624 с. + вклейка (64 с.). ISBN 5-267-00617-3

Речи и письма живописца Луи Давида. / Пер. с фр. - М.-Л.: Изогиз, 1933. – 111с.

Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. - Поль Сезанн. - М.: Искуство, 1972. – 368 с.

Серов В. в переписке, интервью и документах/В.Серов; Предисл. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. - Л.: Художник РСФСР,1985.-С.227-228.

Синьяк Поль, Сёра Жорж. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1976. -278 с.

Уайлд О. Письма. Эссе / Пер. с англ. В. Воронина, А. Зверева, Л. Мотылева и др. — СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. — 416 с. ISBN 978-5-9985-0497-6.

Файст Х. П. Импрессионизм во Франции. / Х. Петер Файст. - М.: Tashen - Арт-Родник, 2008. -707с.:ил.

Фрид Я. Стендаль: Очерк жизни и творчества / Я.В. Фрид. - М.: Гослитиздат, 1958 (1966). - 287с.

Шефтсбери Э. Эстетические опыты. / Энтони Шефтсбери. Михайлов А.В. Вместо введения.— М.:Искусство, 1975. - 542 с.

Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты. / П.Б. Шелли. Пер. З.Е. Александровой.- М.: Наука, 1972 (АН СССР «Лит. памятники»). – 451 с.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия.Критика.: В 2-х т. / Сост. Ю.Н, Попова.- М.: Искусство, 1983. Т. 1 – 479 с., т. 2 – 441 с.

Энгр об искусстве. / Сост. Авт. вс. ст. А Н. Изергина.- Л.: Изд-во Акад. Худож. СССР, 1962. – 171 с.

Эстетика раннего французского романтизма. / Пер. с фр., сост. В.А. Мильчиной. - М.: Искусство, 1982. – 480 с.

XX – XXI вв.

Акопян К.З. ХХ век в контексте искусства История болезни как повод для размышлений. / К.З. Акопян. Рец.: Т.Ф. Кузнецова, А.К. Якимович; Российский ин-т культурологии. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с. (Технологии культуры).

Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.: ил. ISBN 5-352-01984-5.

Афанасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. / М.Н. Афанасижев.- М.: Высшая школа, 1990 – 176с.

Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 — 320 c.

Батракова С.П. Художник ХХ века и язык живописи. / С.П. Батракова. – М.: Наука, 1996. – 176 с.

Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. / М.М. Бахтин. - М.: Лабиринт, 2000. – 640 с.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. // Киноведческие записки. Вып. 2. - М., 1989. С. 151-173

Богемская К.Г. Понять примитив. / К.Г. Богемская. – СПб: Алтейя, 2001. – 185 с.

Бодрийяр Ж.. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. / Пер. Н.В. Суслова - Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2001, 96 с.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М.: Культурная революция; Республика, 2006. – 269 с. (Мыслители ХХ века).

Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. Н. Суслова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 199 с. (Серия "Академический бестселлер"). ISBN 5-9709-0003-6.

Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. С.Н. Зенкина. — М.: "Добросвет", 2000. — 387 стр. ISBN 5-7913-0047-6.

Бодрийяр Ж. Система вещей. / Пер. с фр. и сопр. ст. Н.С. Зенкина. – М.: Рудомино, 2001. – 220 с.

Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. Л. Любарской, Е. Марковской. — М.: Добросвет, 2000. — 387с.

Бредихина Л. Репрезентационные практики в "женском" искусстве.\\ Женщина и визуальные знаки./ А. Альчук.. ред. - М.: URSS, 2004 - 280 c. С.24 - 31.

Валери П. Об искусстве./ ред. В.М. Козовой, предисл. А.А, Вишневского. - М.: Искусство, 1976. – 622 с.

Выготский Л. С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2010. - 352 с.

Вейдле В.В. Умирание искусства. / В. Вейдле. Толмачев В.М. (сост. и послесл.). – М.: Республика, 2001. – 447 с.

Гадамер Х. - Г. Актуальность прекрасного. \ Христиан Ганс Гадамер. - М.: Издательство – Искусство, 1991.- 367 с.

Герман М. Ю. Модернизм. / М.Ю. Герман. - М.: Слово,2005. -306 с.: ил.

Григорьян Б.Т Философская антропология Критический анализ. / Б.Т. Григорьян.- М.: Мысль, 1982 – 188с.

Гинзбург К. Приметы. Уликовая парадигма и ее корни. // Новое литературное обозрение, 1994, № 8, с. 27-61 http://detective.gumer.info/txt/ginsburg.doc (24.01.2012).

Гройс Борис. Комментарии к искусству. / Пер. А. Фоменко, С. Веселовой, Г. Литичевского, О. Степанова, Е. Лазаревой, А. Матвеевой, В. Софронова-Антомони. — М.: Художественный журнал; Прагматика культуры, 2003. — 342 с. — (Modus pensandi).

Давыдов Ю.К. Эстетика нигилизма. / Ю.К. Давыдов.- М.: Искусство, 1975. – 272 с.

Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: тексты, иллюстрации, документы. / Под ред. К. Шумана. - М.: Республика, 2002. – 560 с.

Дали С. Дневник гения. / Пер. с фр. Л. М. Цывьяна. — СПб.: Азбука, 2003. — 448 с. + вклейка. ISBN 5-267-00491-Х

Добрынина В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века. / В.И. Добрынина, А.В. Большаков. - М.: Знание, 1993. – 480 с.

Жан Бодрийяр / Грицанов А.А., Кацук Н.Л. — Мн.: Книжный Дом, 2008. — 256 с. (Мыслители XX столетия). ISBN 978-985-489-772-1.

Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 384 с. ISBN 978-5-86793-910-6

Зедльмайр Г. Искусство и истина. / Г. Зедельмайр. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.

Зедльмайер, Ханс. Утрата середины. - М.: Прогресс – Традиция. Издательский дом «Территория будущего», прогресс-традиция, 2008. – 604 с.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодерн. / И.П. Ильин. Научный редактор А. Е. Махов. - М.: Интрада, 1996. – 256 с.

Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. - М.: ИНИОН РАН - INTRADA, 2001. - 384 c. - Библиография: с. 357-369. - Именной указ.: с. 370-374. - Предм. указ.: с. 375-382.

Искусство в современном мире. Сборник статей. Вып. 3. /Отв. Ред. М.А. Бусев, сост. М.П. Лазарев. - М.: Памятники исторической мысли, 2009. – 411 с., ил.

Искусство эпохи Модернизма. Стиль Ар Деко. 1910–1940-е годы. / Отв. ред. Т.Г. Малинина. - М.: Пинакотека, 2009. - 320 с., ил.

Искусствознание запада об искусстве XX века. - М., 1938

Кандинский В. Точка и линия на плоскости. / Василий Кандинский. — СПб.: Азбука, 2003. — 560 с.: ил. + вклейка (32 с.). ISBN 5-267-00254-2

Краусс Розалинд. ПОДЛИННОСТЬ АВАНГАРДА И ДРУГИЕ МОДЕРНИСТСКИЕ МИФЫ / Пер. А. Матвеевой, К. Кистяковской, А. Обуховой. — М.: Художественный журнал, 2003. — 318 с. — (Классика современности).

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. / Г. Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 584 с.

Крючкова В.А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений Серия: Искусство и борьба идеологий. - М.: Изобразительное искусство, 1985 г. - 304 с.

Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. / Крючкова В.А. - М.: Изобразительное искусство, 1979. - 215 с.

Культура и культурология: слов. / Ред.-сост. А.И. Кравченко. - Екатеринбург; М.: Деловая кн; Акад. проект, 2003. - 926 с. - Источники: с. 921-927.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. / И. Лакатос. - М.: Аст, Аст Ермак, 2003. - 384 с.

Лейбнин В.Н. Рейд. Психоанализ и современная западная философия. / В.Н. Лейбнин. – М.: Политиздат, 1990 – 397с.

Лебедев А.К. К спорам об абстракции в искусстве. / А.К. Лебедев. - М.: Изобразительное искусство, 1970. – 260 с.

Левинг Ю. Воспитание оптикой. Книжная графика, анимация, текст. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 528 с., ил. - ISBN 978-5-86793-806-2

Малевич. Классический авангард. Витебск.- М.: Экономпресс, 2008 – 304 с.

Малевич К. Черный квадрат. – Казимир Малевич. - СПб.: Азбука-классика, 2003. − 576 с. + вклейка (64 с.). ISBN 5-352-00567-4

Маргинальное искусство. / Составление и предисловие А.С.Мигунова. - М.: Издательство Московского государственного университета, 1999. - 159 с., 35 цв. ил.

Матисс А. Заметки живописца / Пер. с фр., англ. — СПб.: Азбука, 2003. — 640 с. + вклейка (32 с.). ISBN 5-267-00581-9

Мельвиль Ю.И. Пути буржуазной философии XX века. / Ю.И. Мельвиль. - М.: Мысль, 1983 – 247с.

Михайлова И.Г. Художественное моделирование как фактор фантастического видения реальности. / И.Г. Михайлова. – СПб.: Б&К, 2005. – 312 с.

Модернизм: Анализ и критика основных направлений: [сб. ст.]. / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобр. искусств; под ред. В. В. Ванслова, Ю. Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1980. – 311 с. 39 л. ил.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. / Я. Мукаржовский. - М.: Искусство, 1994. - 606 с.

Мунье Э. Персонализм. / Э. Мунье. - М.: Искусство, 1990 – 143с.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. / Сост. Свасьяна К.А. Т.1, 2 - М.: Мысль, 1997 – 829, 829с.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии, или эллиниство и пессимизм. / Фридрих Ницше. - М.: Попурри, 2001 – 624с.

Олива Акилле Бонито. Искусство на исходе второго тысячелетия. / Пер. с итал. Курьеровой Г., Чекалова К. - {Классика современности} – М.: Художественный журнал, 2003. – 217 с. ISBN 5-901116-09-7 ~54.00.00 06880

От конструктивизма до сюрреализма. / Отв. ред.: Е. К. Виноградова, Г. Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания. - М.: Наука, 1996. - 202 с., 24 л. ил.

Паперный В. Культура Два. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 408 с.: ил. ISBN 978-5-86793-923-6

Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. / К.А. Петров - Водкин. — СПб.: Азбука, 2003. — 768 с.: ил. + вклейка. ISBN 5-267-00293-3 К. С. Петров-Водкин был не

Рокмакер Ханс Р. Современное искусство и смерть культуры. / Ханс Р. Рокмакер.– СПб.: Мирт, 2004. – 218 с.

Пивоваров В. О любви слова и изображения. / В. Пивоваров. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. ISBN 5-86793-298-2

Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. / В.С. Поликарпов. - М.: Мысль, 1990 – 219с.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. / К. Поппер. - Едиториал УРСС, 2002. - 384 с.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Чары Платона Т.1/ К. Поппер. - М.: Феникс, Культурная революция, 1992 – 448с.

Пикассо и окрестности: Сб. статей / Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобраз. искусств; отв. ред. М.А. Бусев. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 296 с., ил.

Самосознание европейской культуры ХХ века (мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе). / Сост. Э. Удальцова. - М.: Политиздат, 1991 – 366с.

Смирнов И.П. Кризис современности./ И.П. Смирнов. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 296 с. — ISBN 978-5-86793-787-4

Современное искусствознание: Метод. пробл. Сб. ст. / Отв. Ред. А.Я. Зись. – М.: Наука, 1994. – 253 с.

Современное искусствознание за рубежом. Очерки. / Отв. Ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. - М.: Наука, 1964. – 314 с.

Современная западная философия: словарь / сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991. - 414 с. - Указ. имен: с. 407-417.

Современные зарубежные концепции диалектики (критические очерки). / Отв. ред. Лекторский B.A. - М.: Наука, 1987 – 270с.

Социология искусства: Учебник. – СПб.: Искусство-СПб, 2005. - 479 стр. (5-210-01609-9)

Стоикита В. Краткая история тени. / Виктор Стоикита. - СПб.-М.:Machina,2004. -270с.:ил.

Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теории. / Стойков Атанас [предисл. А. А. Федорова-Давыдова] - М.: Искусство,1964. - 247 с., 12 л. ил.

Столяров И.А. Управление культурой (организационно-экономический механизм). / И.А. Столяров. - М.: Экономика, 1989 – 202с.

Сумерки богов. / Сост. Яковлева А.М. - М.: Политиздат, 1989 – 398с

Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме (критический анализ). / Г.М. Тавризян. - М.: Наука, 1977 – 142с.

Тасалов В.И. Светоэнергетика искусства. Очерки теории искусствознания. / В.И. Тасалов. – СПб.: ДМ. Булганин, 2006. – 462 с.

Труды Государственного Эрмитажа. [T.] 50: Музеи мира в XXI веке: реконструкция, реставрация, реэкспозиция (20.10.2008–22.10.2008): материалы Международной конференции / науч. ред. А. А. Трофимова; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. – 190 с.: ил.

Трубина Е.Г. Город в теории: опыт осмысления пространства. / Е.Г. Трубина.— М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 520 с.: ил. - ISBN 978-5-86793-823-9

Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки./ Я.А. Тугенхольд. - М.: Советский художник, 1987. -315с.

Турчин В.С. Образ двадцатого: в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Призведения и теории. / В.С. Турчин. – М.: Прогресс - Традиция, 2003. – 648 с.

Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. / В.С. Турчин.— М.: Издательство МГУ им.М.В.Ломоносова,, 1993.—248 с. ISBN 5-211-02686-1.

Турчин, В.С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона: L’ancien regime, революция и империя, XVIII – начало XIX веков / Валерий Стефанович Турчин. – М.: Жираф, 2007. – 286 с.

Уайхтед А.Н. Избранные работы по философии. / А.Н Уайтхед.- М.: Прогресс, 1990 – 718с.

Филонов П. Дневник. / Павел Филонов. — СПб.: Азбука, 2003. — 672 с.: ил. + вклейка (64 с.). ISBN 5-267-00327-1 Павел Филонов — один

Философия любви. Часть 1. / Под ред. Горского Д.П. - М.: Политиздат, 1970 – 510с.

Философия наивности. / Сост. А.С. Мигунов - М.: Издательство МГУ им.М.В.Ломоносова, 2001. – 384 с.

Философия свободомыслия. - М.: РАГС, 2004 – 256с.

Фоменко А. Архаисты, они же новаторы. / Андрей Фоменко.- М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 214 с. ISBN 9785867935238

Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. / Зигмунд Фрейд. – Тбилиси: Мерина, 1991 – 232с.

Фромм Э. Душа человека. / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992 – 430с.

Фромм Э. Искусство любви. / Э. Фромм. – Минск: Полифакт, 1990 – 80с.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге (сборник). / М. Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1991 – 192с.

Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс- Академия, 1992.- 464 с.

Хоннеф К. Энди Уорхолл (1928 - 1987). От коммерции к искусству. \ К. Хоффнер. – М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с.

Хренов А. Маги и радикалы: век американского авангарда. / А. Хренов. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 408 с.: ил. - ISBN 978-5-86793-842-0

Честертон Г.К. Вечный человек. / Г.К. Четертон.- М.: Политиздат, 1991 – 544с.

Шагал М. Моя жизнь / Пер. Н. Малевич. — СПб.: Азбука, 2003. — 446 с.: ил. + вклейка (64 с.). ISBN 5-267-00200-3

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. / Пер. с франц. С. Дубина. - М.: НЛО, 2002. – 416 с.

Шиффрин А. Легко ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать / Андре Шиффрин; пер. с английского С. Силаковой. — 2-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 224 с. - ISBN 978-5-86793-930-4

Шопенгауэр А. Сочинения в 5-и томах. «Мир как воля и представлении». Т.1. / А. Шопенгауэр. - М.: Московский клуб, 1992 – 395с.

Шпенглер О.Закат Европы Т.1 / О.Шпенглер; пер.с нем., К.А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1993.-С.438.

Эко У. VERTIGO – Круговорот образов, понятий, предметов. / Умберто Эко. – М.: Слово/SLOVO, 2009. – 408 с.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.074 с)...