Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жанровое и стилистическое разнообразие художественно-критических выступлений авторов XIX века



Особенности европейской культуры XIX века: век обнаженного противоречия во всех сферах, позитивизма и веры в науку, утилитаризма, «демистификации» мира, секуляризации. Место художественной критики в искусствознании, проблемы искусства в XIX веке. Разнообразие художественной жизни. Обострение социальных приоритетов. Общественная мысль XIX века проделывает путь от идеи Разума к культу чувства, к подсознательному и бессознательному, от идеи Цивилизации к идее локальных культур, от романтизма к реализму, от рассуждений о социальной роли художника к концепции «чистого искусства», от ухода от действительности («двоемирие» романтизма) к практицизму, от индивида к массе и т.д. Сложные стилистические трансформации искусства, потеря единого стиля, изменение жанровых приоритетов, станковизм, переоценка понятия «традиция». Научный пафос вторгается в сферу искусства. Живопись литературна. Осознание формы как проблемы. Стилевое разнообразие: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и постимпрессионизм, символизм, модерн, зарождение примитивизма и экспрессионизма. Немецкая литература об искусстве конца XVIII - начала XIX веков: особенности исторической ситуации, сложение новых направлений в общественной жизни, искусстве, художественной критике. Движение «Бури и натиска». Проблемы сентиментализма и предромантизма. Отношение к классицизму. Отказ от нормативной эстетики, вопрос самобытности, возрождение интереса к отечественной культуре и народному творчеству. И.Г.Гердер. И.В.Гете «О немецком характере и искусстве» (1773). Веймарский классицизм. Ф. Шиллер «Музей антиков в Мангейме» (1734), «O грации и достоинстве» (1733). Журнал «Пропиляйн» (1793-1803); программные статьи Гете: «Введение в Пропилеи», «О Лаокооне», «О правде и правдоподобии в искусстве» - проблема восприятия искусства, соотношение идеала и действительности. Интерес к готике: Гете «O немецкой архитектуре» (1773) и его роль в cтановлении неоготического вкуса. Гете о проблеме национального в искусстве; его эстетическая концепция и воззрения на современное искусство. «Учение о цвете». Эстетические воззрения романтиков. Иенский романтизм. «Философия искусства» Ф.В.Й. Шеллинга. Новалис (Фридрих фон Гарденберг). А.В. и Ф. Шлегели, В.Г. Вакенродер, Л. Тик - эстетические воззрения и литературно-критическая деятельность. Г.Гейне: «Путешествие по Гарцу» (1824 г.), «Италия» (1828 г.), «Французские художники (Салон 1831 г.)» (1831-1834), «Романтическая школа» (1834 г.). Оценка Гейне современного французского искусства. Влияние теории немецкого романтизма на европейскую литературу и искусство. Художественная жизнь Германии второй половины XIX века. Мюнхенские выставки и их значение для национальной школы живописи. Ф. Пехт и «Кунст фюр алле». Критическая деятельность Фридриха Эггерса, Людвига Питча, Адольфа Розенберга, Людвига Пфау и журнал «Кунстварт». Издание «Кунст унд Кюнстлер» и реалистические тенденции в европейском искусстве. Особенности мюнхенского искусства и критики: Альберт Дрезднер «У истоков критики», Вольдемар Зейдлиц «Развитие современной живописи» (1897 г.), Людвиг Браутиген «Новая критика» (1893 г.). История живописи Рихарда Мутера (1859 – 1909) и ее критический пафос. Европейское искусство конца ХIХ - начала XX веков. Критическая деятельность Юлиус Мейера-Грефе (1887 – 1935) и особенности эстетики рубежа веков: «Доклад о современной эстетике» (1899-1900), журнал «Пан». Проблема синтеза искусств и соединения искусства и жизни в статьях Мейера-Грефе. «История развития современного искусства» (1900-1924) Мейера-Грефе и ее принципиальное значение для понимания сути художественной критики рубежа веков. Франция на рубеже XVIII–XIX веков: Салоны 1791 и 1793 гг. и особенности их критики. Классицизм Луи Давида (1748–1825) и его «Речи и письма». Упразднение Академии и создание «Общества содействия прогрессу наук и искусств». Историческая ситуация во Франции начала XIX века и художественная критика этой эпохи: Ж.Б. Бутар, П.К.Б. Шоссар, М.Ж.В. Фабр, Го де Сен-Жермен, Ф.А.М. Миель, О.И. Кератри, Ш.П. Ландон. Роль художественной критики в противостоянии классицистов и романтиков. Ф.Р. Шатобриан. Катмер де Кенси и критические выступления приверженцев классицизма. «Об идеале» (1805 г.), «О природе, целях и средствах подражания в искусстве» (1825 г.), «Похвальное слово Пуссену» (1812 г.). Салон 1819 года и споры о творчестве Жерико. Клеман и Кератри. «Романтическая битва» в художественной критике: Огюст Жаль, Адольф Тьер, Луи Вите, Этьен-Жан Делеклюз. Воззрения на искусство и литературно-критическая деятельность Стендаля (1783–1842): «История живописи в Италии», «О романтизме в изящных искусствах», «Рим, Неаполь и Флоренция», «Прогулки по Риму», обзоры парижских Салонов 1822, 1824 и 1827 гг. Критики и современники о живописи Делакруа. Французские писатели о современном искусстве (О. де Бальзак, А. Мюссе, П. Мериме, Ш.-О. Сент-Бёв, А. Дюма, Т. Готье). Гюстав Планш – эстетические предпочтения и литературно-критическая деятельность. Г.Ж.И. Лавирон, В. Шельше. Художественная критика в периодических изданиях: «Журналь де Деба», «Ревю де Дё Монд», «Пресс», «Л'Артист», «Глобус» и др. Шарль Бодлер(Бодлер-Дюфан, 1821–1867) как художественный критик: эстетическая программа и критерии оценки произведений. Салоны Бодлера. Бодлер о «героизме современной жизни» и романтизме. Бодлер о роли критики и художественной форме. Отзывы о современных художниках. Французская культура середины XIX века: особенности общественной жизни и новые течения в искусстве, развитие эстетических теорий, дискуссии и проблема «реализма» в критике. Шанфлери (Жюль Франсуа Феликс Юссон Флери, 1821–1889). Луи-Эмиль Дюранти (1833–1880), Жюль-Антуан Кастаньяри (1830–1888), Торе-Бюргер (Этьен-Жозеф-Теофиль Торе, 1807–1869). Декларация «реализма» Курбе и его высказывания об искусстве. Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865) о социальной и воспитательной роли искусства, «Искусство, его основания и общественные назначение» (1865 г.). Ипполит Тен и его влияние на художественную критику, принципы позитивизма и искусство. Теофиль Готье о задачах искусства, сложение теории «чистого искусства» и ее приверженцы. Эстетические и художественные воззрения Ж. и Э. Гонкуров, эссеистика как жанр искусствознания, художественно-критическая деятельность («Салон 1832» и др.) и отзывы о современном искусстве. Ж.К. Гюисманс об импрессионистах, П.Гогене и современных художниках. Сборник «Современное искусство». Жорж Карл Гюисманс (1848–1907) и эстетика символизма. Место искусства в литературных произведениях автора: «Наоборот» (1834), «Некоторые» (1889 г.). Эмиль Золя (1840—1902) о проблемах современного искусства: «Прудон и Курбе», «Салон 1866 года» «Мой Салон», «Что мне ненавистно», «Ипполит Тэн как художник» (1865 г.), статьи для «Вестника Европы» в период с 1875 по 1880 г.: «Выставка картин в Париже», «Две художественные выставки в мае» (1775 г.), «Эдуард Мане» - 1884 г. предисловие к ка­талогу посмертной выставки «Влияние Мане» и другие работы. Роман «Творчество». Эстетические принципы и критические высказывания автора. Э.Фромантэн о современных художниках и старых мастерах, рассуждения о роли критики и судьбах искусства. Творчество Э.Мане в критике. Художественная критика об импрессионистах; роль критики в развитии течения. Ведущие критики импрессионизма: Т. Дюре, Т. Сильвестр, Ж. Ривьер и др. Борьба различных направлений критики в оценке творчества импрессионистов. История движения и попытки его классифицировать (натурализм, позитивизм, оптика). Противники импрессионизма: А. Вольф, Ш. Биго, А. Говард, А.А. Кларетри, Л. Леруа. Мнение Э. Золя. «Салон отверженных» 1863 года и его критика. З. Астрюк. Ж. Ривьер и журнал «Л'имрессйонист» (1877 г.). Т. Дюре «Живописцы-импрессионисты» (1878 г.). Т. Жеффруа. Статья А. Вольфа в газете «Фигаро» и спор вокруг импрессионизма (Берталь, Вашан, Шамилен). Разработка теории импрессионизма (Шено, Гюисманс, Кардо). Художественная жизнь Франции конца XIX века: появление новых направлений и тенденций, расширение и активизация выставочной деятельности, обновление теории искусства, возникновение литературно-художественных журналов и их роль. Постимпрессионизм в художественной критике. «Ревю Эндепендан» (1884 г.), «Ревю Модернист», «Ревю вагнерьенн» (1885 г.), «Л'артист», «Ревю критик» (1882 г.) и др. - эстетические и художественные особенности. Символизм в художественной культуре и литературе Франции. Альберт Орье о Ван Гоге и Гогене, его метод и манера изложения. «Меркюр де Франс» (1890 г.). Камиль Моклер и Морис Шарль, Эдуард Дюжардан. «Ревю бланш» (1891 г.). Гюстав Кан и «Символист» (1886 г.). Поль Адан. Жюль Лафорг. Критические выступления Феликса Фенеона, «синтетический» принцип анализа, эстетические предпочтения автора. Фенеон о современном искусстве. «Манифест символизма» (1886 г.) Ж. Мореаса. Критическая деятельность Шарля Анри и символизм. «Воспитание чувства формы» и «Воспитание чувства цвета» (1888 г.). Еженедельник «Арт модерн», Верхарн о постимпрессионизме. Проблема постимпрессионизма в литературе об искусстве. Английская культура рубежа XVIII-XIX веков. «Озерная школа» и эстетика английского романтизма (Вордсворд, Колридж). П.Б. Шелли. Дж. Г. Байрон. Констебль и Тернер в оценке английской художественной критики. У. Хэзлит (1778—1830) «Об удовольствии живописи» (1820 г.), «Почему не развиваются искусства» (1814 г.) «О подражании», «О вкусе» (1816 г.), отзывы о современных английских и французских художниках. Джон Рёскин (1819—1900) - крупнейший английский теоретик искусства и художественный критик. Рёскин о месте художника и роли искусства в современном обществе, «современные живописцы» (1843 - 1860) и другие сочинения. Эстетические принципы автора, проблема функции искусства, искусство и религия; Рёскин об истории искусства и архитектуры. «Академические записки» (1855 - 1859). Рёскин и прерафаэлиты: особенности художественного течения и мнение критика. Влияние Рёскина на английскую литературу об искусстве. Ф.Дж. Хамертон. У. Патер. Теоретические взгляды и творческая индивидуальность У. Морриса. Русская художественная критика XIX века. А.Ф. Мерзляков. В.А. Жуковский «О критике». К.Н. Батюшков «Прогулка в Академию художеств. Н.В. Кукольник. Н.И. Надеждин. А.С. Пушкин. Н.В. Гоголь. А.И. Герцен. В.Г. Белинский. Ф.В. Булгарин. О.И. Сеньковский, М.П. Погодин, С.П. Шевырев. П.В. и И.В. Киреевские, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов. М.Е. Салтыков-Щедрин. М.Л. Михайлов. Общее направление развития художественной критики в XIX веке. Искусство XIX века и художественная критика, теория и история искусства как отражение современной художественной жизни.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1002 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...