Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Век Просвещения в художественной критике, теории и истории искусства



Исторические и культурные особенности эпохи: временные рамки, век значительных перемен в политике и экономике. Просвещение и его национальное своеобразие в отдельных странах. Основные положения просветительской доктрины. Смещение центра культурной жизни из Италии во Францию. Изменение акцентов в области художественной культуры. Стилевое разнообразие: рококо, классицизм, реализм, сентиментализм. Противоречивые тенденции в культуре XVIII века: сосуществование различных типов государственного устройства, «галантный век» и особенности просвещенческой этики, расхождение эстетических идеалов и предпочтений, обилие художественных направлений, отражение их в критике. Формирование эстетики и основных жанров искусствознания, сочетание теоретических и исторических сочинений с критическими опусами. Эволюция методов и стилистики критических выступлений, влияние художественной критики на культурную жизнь. Феномен массовой выставки и зрителя, роль критика. Появление периодических изданий и возникновение разделов художественной критики, интерес к современному искусству и его роль в культуре Просвещения. Критерий "вкуса" и проблема нормы в искусстве. Характерные черты французской культуры XVIII века, двойственность тенденций, просвещенческие идеалы и особенности искусства Франции этой эпохи. Формирование профессиональной художественной критики и актуальность ее жанрового и стилистического своеобразия. Деятельность Ж.-Б.Дюбо. «Крические размышления о поэзии и живописи» (изд. 1719 г.) и их роль в формировании эстетических критериев и понятия «вкуса» во французской художественной критике ХVIII века. Салон как феномен французской художественной жизни XVIII века. Расширение популярности Салонов, общественный интерес к выставкам Академии, их история и принцип организации. Роль Салонов в художественной культуре Франции. Лафон де Сент-Иенн «Размышления о нескольких основаниях современного искусства во Франции. С экзаменом важнейших произведений, представ­ленных в Лувре» (1747 г.) как первый критический обзор выставки в истории. Дискуссия о возможности критических публикаций: Ш. А. Куапель, Кошен, Леблан. Основные положения и эстетические суждения Лафона де Сент-Иенна. Появление публикаций о Салоне во французской периодике и отдельных изданиях - типы статей, их критическая направленность, приоритеты и идеалы авторов. Обновление искусствоведческой терминологии, жанровое разнообразие критических выступлений во второй половине XVIII века. Салоны и их критика. Дени Дидро (1713-1784). «Энциклопедия» и энциклопедисты, роль Дидро. Биография и сочинения, философские воззрения, эстетическая программа и суждения об искусстве. «Опыт о живописи» (1765 г.) и «Салоны» (1759–1781): метод художественной критики Дидро, стилистика его сочинений, язык и терминология, излюбленный прием - поиск несоответствий, акцент на противоречия, похвала и порицание в работах Дидро, дидактическая составляющая его суждений («моральная живопись»), ирония. Дидро о натуре, о технике и манере живописи. Интерес к содержанию произведения. Проблема критики в сочинениях Дидро. «Салоны» и современная художественная жизнь, значение работ Дидро в истории критики. «Салоны» и их критика после Дидро. Стиль и манера рецензий в конце XVIII века. Своеобразие английского Просвещения и его роль в культуре Англии XVIII века, имена и идеи. Особенности английского изобразительного искусства XVII-ХVIII веков. Появление периодической печати и ее роль в становлении художественной критики (журналы «Исследователь», 1710 г., «Зритель», 1717 г.). А. Поп «Опыт о критике» (1711 г.). Дж. Ричардсон «Опыт теории живописи»(1715 г.), «Знаток» (1719 г.). Проблема взаимодействия литературы и живописи в истории английской культуры. Вопрос о формировании национальной школы живописи. Роль Уильяма Хогарта (1697 – 1764) в сложении специфической художественной традиции искусства Англии. Особенности творческого пути и смысл литературных трудов У. Хогарта. «Автобиография», «Анализ красоты» (1753 г.). Эстетическая программа и творческие принципы Хогарта; Хогарт о месте художника в современном мире, о своей роли в обращении к новым жанрам в английском искусстве. Идеи моральной тематики, проблема «театральности» живописи в интерпретации Хогарта, вопрос о гротеске. Выступление против академических правил и схоластической эстетики. Утверждение норм красоты, интерес к «случайности» как эстетическому принципу (волнообразная линия). Основание Королевской Академии Художеств (1768 г.). Джошуа Рейнольдс «Речи» (1769–1790). Проблема стилистического своеобразия искусств. Соединение классицистических, барочных и реалистических тенденций в его суждениях. Внимание к воображению и чувству в «Речах» Дж. Рейнольдса. Эстетические принципы. Закономерные противоречия в сочинениях Хогарта и Рейнольдса и их причина. Интерес к истории древнего искусства, появление предпосылок сентиментализма и романтизма в английской культуре. «Общество дилетантов», деятельность Стюарта и Реветта. Увлечение национальной стариной, внимание к готике. А. Поп. Гораций Уолпол. Ричард Хёрд «Письма о рыцарском и романическом». Интерес к «примитивам» в Италии. Спор о преимуществах греческого или римского искусства в английской и итальянской художественной мысли. Утверждение исторического метода классификации по школам в Италии. Сочинение аббата Ланци (1739 г.), итальянская литература по искусству (Орланди, Боттари, Дзанетти). Теория классицизма (Лодоли, Милициа). Дж. Б. Вико и «Новая наука» (1725 г.), проблема исторической типологии. Развитие эстетических взглядов в Германии в связи с особенностями политических и культурных процессов в стране (проблема объединения и подъема национальной культуры). Теория «малых восприятий» Лейбница. Баумгартен и возникновение эстетики как науки о чувственном восприятии. Иоганн Христ, сложение методологии атрибуции произведений искусства. Людвиг Гагедорн «Письма любителя живописи» (1755 г.), «Размышления о живописи» (1762 г.) - идея эстетического восприятия глаза, чувство как мерило в оценке произведения искусства. Деятельность Лессинга (1729–1781) и Просвещение. «Лаокоон, или о границе живописи и поэзии» (1766 г.), Лессинг о типологии, сходстве и специфике каждого искусства. Обновление искусствоведческой терминологии. Лессинг о современной живописи. Немецкий классицизм XVIII века. Эстетическая теория И.И. Винкельмана (1717–1768) и его роль в развитии методологии искусствознания, размышления о подражании древним в скульптуре и живописи, об античном наследии. «Размышления о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» (1755 г.). Влияние «Истории искусства древних» (1764 г.) на сложение истории искусства как гуманитарной науки. Общие положения эстетической концепции Винкельмана: культ разума и пафос чистой формы. Обновление приемов искусствознания (стилистический анализ), введение периодизации, теория связи искусства с социальными и климатическими условиями. Значение Лессинга и Винкельмана для формирования античного идеала в европейском искусстве, создание первой научной концепции нового стиля. А.Р. Менгс «Мысли о прекрасном и вкусе в живописи» (1762 г.). Русские трактаты по искусству и художественная критика XVIII века. Феофан Прокопович, Василий Татищев, Антиох Кантемир. М.В. Ломоносов. Д.А. Голицин, П.П. Чекалевский, В.И. Баженов, Ф.В. Каржавин, Н.А. Львов как теоретики искусства. Н.М. Карамзин. Понятия «критика», «средний штиль». Историческое значение эпохи Просвещения в развитии теории искусства, методологии искусствознания и художественной критики.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1099 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...