Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковный этикет



В последние годы в связи с ростом влияния церкви на сознание граждан, ее активным участием в общественной жизни страны и международных связях наблюдается повышенный интерес к вопросам, связанным с религией в целом и с деятельностью церкви в частности. Значительно расширилась сфера общения официальных лиц, деловых людей, рядовых граждан со священнослужителями. С учетом этого особую актуальность приобретают вопросы религиозного протокола и этикета.

Для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил поведения и обхождения, сложившихся на протяжении тысячелетней истории христианской церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в церкви на правах обычая – регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен и необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила, православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом церкви Христовой.

Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность. Глава Церкви – Господь Иисус Христос, а церковь – тело Христово. Каждый ее член, будучи духовно свободным и равноправным с остальными, занимает, однако, свое особое положение: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная - звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Особенности иерархической структуры православной церкви необходимо учитывать, чтобы не нарушить внутри - церковную субординацию. Известная русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», имеет и обратную сторону: раз уж ты приходишь в чужой монастырь, надо знать его устав.

Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак внимания является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфия, камилавка, клобук).

Понятие церковного этикета довольно тесно смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписке. Церковный протокол предписывает порядок проведения официальных церковных церемоний, а также осуществления контактов между поместными православными и иными церквами.

Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским, иногда и дипломатическим протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Программа светского торжества, на которое приглашается священнослужитель, должна быть тщательно продумана. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время церковного поста (например, в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Обычный здравый смысл должен удерживать лиц, находящихся в обществе священнослужителя, от вольного поведения, громкого смеха, скабрезных рассказов. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является.

Нормы светского этикета, складывающиеся на протяжении столетий, являются неотъемлемой частью мировой культуры. Владение ими – признак воспитанности человека, его принадлежности к цивилизованному обществу. Столь же значимым является и знание церковного этикета как основы общения между собой членов православной церкви.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 861 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...