Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социология религии



А) Религия в зеркале понимающей социологии. Типология религий

Вебер отказывается от исследования генезиса религии и её содержательной стороны (вероучения, богословия), переключившись на социальный (посюсторонний) аспект религиозных действий. На первом плане оказывается смыслополагающая функция религии, то есть религиозная мотивация социальной деятельности, производные от религии смыслы и ценностные ориентации, направляющие социальные действия людей. Социальный аспект религий становится основанием и для их типологизации.

По способу отношения к миру Вебер делит религии на три группы.

- Религии приспособления к миру (конфуцианство и даосизм).

- Религии бегства от мира (индуизм, буддизм).

- Религии овладения миром (иудаизм, христианство, ислам).

По степени рационализации религии делятся на две категории. (Инструментом анализа в данном случае является антитеза «магическое – рациональное».)

- В религиях с преобладанием магического начала божественное начало слито с миром. Жизненная установка отличается мистически-созерцательным характером, нацеливает на пассивность, уклонение от мирских забот и деятельности. К этой категории относятся восточные религии. По мнению Вебера, религиозность такого рода является препятствием на пути капитализма.

- В религиях с преобладанием рационального начала реальность раскалывается на две части (потустороннюю и посюстороннюю, небесную и земную), которые находятся в крайне напряжённых отношениях между собой. Посюсторонний мир обесценивается, так как из него уходит священное. (Вебер называет этот процесс «расколдованием мира» (нем. Entrauberung der Welt).) Он рассматривается как материя, которая должна быть подчинена и преобразована человеком по его усмотрению. Отправной точкой этого процесса явилось движение и учение ветхозаветных пророков, которые отрицали идолов, боролись с культами плодородия, противопоставляли Бога и природу, а своей кульминации этот процесс достиг в кальвинистской версии христианства. Из рационализированной религии уходят элементы магической практики (ритуал), а на первый план выходят вопросы этики и теодицеи[48].

В зависимости от социального субъекта религии (то есть социального слоя, чьё жизненное поведение было определяющим в период генезиса данной религии) Вебер выделяет шесть типов.

- Религия бюрократии (конфуцианство).

- Религия жрецов (индуизм).

- Религия монахов (буддизм).

- Религия воинов (ислам).

- Религия париев[49] (иудаизм).

- Религия ремесленников (христианство).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...