![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Согласно Веберу, преобладающей тенденцией исторического процесса является рационализация социального действия. На смену аффекту и приверженности привычным нравам и обычаям приходят соображения интереса. Рационализации подвергаются все стороны человеческой жизни: хозяйство, управление, образ жизни, мышление и даже чувственность. Растёт социальная роль науки, которая, по Веберу, представляет собой наиболее чистое воплощение рациональности.
«Мотором» рационализации является Европа. Но почему именно она? В определённом смысле, это историческая случайность. Так случилось, что в определенное время и в определенном месте состоялась встреча нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало: античной науки, римского права и капитализма как особого способа ведения хозяйства. В результате в Европе возник новый тип общества, не имевший аналогов в истории – современное общество.
Важнейшее различие между традиционным и современным обществами Вебер усматривает в разнице типов рациональности.
В традиционных обществах преобладает материальная рациональность. Это означает, что экономика здесь служит неэкономическим целям, руководствуется критериями, которые не могут быть сведены к рациональным подсчётам – ценностными ориентациями. Материальная рациональность – это рациональность для чего-то, подчинённая чему-то иному.
Современное общество живёт по законам формальной рациональности. Формально-рациональное поддается количественному учету, исчерпывается количественной характеристикой. Построенная на таких основаниях экономика становится самостоятельной по отношению к потребностям человека. Формальная рациональность – это рациональность сама по себе, как самоцель.
Из всех последствий утверждения формальной рациональности наибольшую значимость в глазах Вебера имеет капитализм. Нужно иметь в виду, что Вебер трактует капитализм расширительно, фактически говоря о двух «капитализмах» – традиционном (архаичном) и современном.
Признаки традиционного капитализма (древние и средневековые общества).
- Имеет иррациональный характер, основываясь на бессознательном стремлении к прибыли.
- Источниками прибыли выступают торговля и обменно-спекулятивные операции, война (когда применяется прямое насилие, а «прибыль» оказывается тождественной «добыче»), политика и управление (когда предприниматель выступает кредитором государства или каких-либо политических группировок, получает на откуп домены[46], должности и налоги).
- Использование несвободного (рабского и крепостного) труда.
Признаки современного капитализма (европейское общество Нового времени).
- Стремление к наживе подвергается обузданию и рациональной регламентации.
- Калькуляция, учёт капитала (сопоставление дохода и издержек) в денежной форме.
- Получение прибыли путём мирного (по крайней мере, формально) приобретательства.
- Юридически оформленное отчуждение предприятия от домашнего хозяйства (разделение капитала предприятия и личного имущества предпринимателя).
- Использование свободного (наёмного) труда.
- Складывание особого буржуазного этоса[47]. Вебер, в духе понимающей социологии, рассматривает буржуазию не столько как сословный (формально-правовой), сколько как культурный (ценностный) феномен. Его интересует мотивации, побудившие европейское городское сословие встать на путь создания общества нового типа.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!