Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 15 - Как можно использовать 30 секунд



В школе я так ненавидел математику, что познакомился с законом комбинаций и перестановок лишь тогда, когда стал взрослым. Это произошло случайно, зато я пришел от этого закона в полный восторг.

На тот случай, если и с вами было нечто подобное, давайте уделим этому несколько страниц, поскольку понимание этого закона позволит вам уяснить, какие удивительные вещи вы сможете проделывать с вашим ребенком в течение всего 30 секунд.

Если у меня есть пять разноцветных карандашей, то я могу рассортировать их множеством способов. Например, положить красный с голубым, или с желтым, или с зеленым; положить зеленый с желтым, голубым и т.д.

В математике имеется формула, с помощью которой можно подсчитать число всех возможных комбинаций. В нашем случае оно равно: 5х4х3х2х1=120.

Если я возьму шесть карандашей, число комбинаций возрастет до 720, семь - составит 5040 комбинаций, девять - 362'880, и т. д. Количество комбинаций, которые можно составить из двенадцати карандашей, мой карманный калькулятор не смог вычислить.

Базой для любого интеллекта служат факты. Не будет фактов - не будет и интеллекта, Давайте сравним интеллект естественный и интеллект искусственный.

Новенький компьютер стоимостью в 3 млн. долларов обладает абсолютно пустой памятью. Естественно, что он не сможет ответить ни на один из заданных вопросов. Можно сказать, что он находится в нулевом состоянии. Если мы хотим получать от него ответы, нам надо сделать три вещи.

  1. Мы должны снабдить его базой данных. При этом все входящие туда факты должны отвечать трем требованиям:
    • точность;
    • дискретность;
    • недвусмысленность.
  2. Мы должны запрограммировать его так, чтобы он мог оперировать этими фактами и выдавать ответы на наши запросы.
  3. Мы должны научить его тому языку, на котором хотим получать от него ответы.

Теперь компьютер будет ограничен только встречными вопросами, которые могут быть заданы им самим на основании полученной информации. Чем больше информации мы заложим, тем больше ответов сможем получить. Количество закладываемой информации ограничено объемом памяти. Если объем памяти равен одному биту и он занят цифрой " 1 ", то мы сможем задать компьютеру только один вопрос. Если пополнить память еще одним битом с цифрой " 0 ", мы сможем задать уже несколько вопросов, например таких: "Сколько будет 1+1? А сколько будет 2-1?" При добавлении третьего бита информации количество вопросов резко возрастет. Сколько будет 1+2? 1+1+1? 3-2? Ну и так далее.

При добавлении каждого нового факта количество возможных вопросов и ответов будет возрастать по экспоненте. Если мы закладываем недостоверную информацию, то не стоит надеяться и на точность получаемых ответов. Компьютерщики так и говорят: "Заложишь мусор - получишь мусор". Разумеется, компьютер - это слишком дорогая штука, чтобы им рисковать, поэтому приходится затрачивать много времени и денег на подготовку квалифицированных программистов. Мы относимся к компьютеру с уважением, которое граничит с благоговением. Как говорят компьютерщики, даже самые мощные из ныне существующих компьютеров обладают интеллектом уховертки (одного из самых примитивных насекомых).

А теперь давайте обратимся к детскому мозгу, вес которого составляет всего три фунта, зато возможности в десять раз превышают возможности всех национальных архивов США. Компьютеры работают на тех же самых принципах, что и человеческий мозг, но несмотря на все свои возможности, остаются его жалким подобием. Человеческий мозг, не содержащий никаких данных, - это мозг идиота. Поясним это на примере. Если мы возьмем земляного червя, обладающего чрезвычайно примитивной нервной системой, и будем медленно разделять его на части, он постарается сделать все, что в его слабых силах, чтобы помешать нам.

Что в аналогичных обстоятельствах произойдет с ребенком, который находится в глубокой коме? (Кома - это такое бессознательное состояние, при котором человек ничего не видит, не слышит и не ощущает). Если взять тупую пилу и медленно отрезать ему ногу, то он ничего не почувствует и никак не отреагирует. Можно ли представить себе более полное отсутствие интеллекта?

В отличие от червя, находящийся в коме человек даже не попытается воспрепятствовать своему расчленению. Потому что не способен пошевелиться? Нет, скорее потому, что он просто не сознает, что его лишают ноги. У него полностью отсутствуют все пять органов чувств, информация от них не поступает, а значит нет смысла говорить об интеллекте.

Важно отметить, что если нам удастся вывести ребенка из состояния комы, то он может продемонстрировать уровень интеллекта выше среднего. В этом особенно наглядно проявится разница между функциональным интеллектом и потенциальным интеллектом.

У нашего Института скопился богатый материал, касающийся коматозных состояний детей. Если их не удавалось вывести из этого состояния, то они или умирали, или вели "растительный" образ жизни.

Вас, по-видимому, не слишком удивит тот факт, что нам удавалось выводить детей из коматозных состояний, стимулируя поступление к ним визуальной, слуховой и тактильной информации, причем делая это часто, долго и интенсивно.

Впоследствии один из наших сотрудников, доктор Э.Леуинн пересмотрел определение комы в своей книге "Выведение из комы: семья как команда". Он внес в это определение небольшую, но очень существенную поправку.

Медицинские словари определяют кому как "бессознательное состояние, вывести из которого пациента невозможно". Доктор Леуинн определил кому как "бессознательное состояние пациента, из которого он еще не выведен".

Если нет фактов, то нет смысла говорить о разуме. Один простой пример пояснит это утверждение. Предположим, что вы читаете эту книгу, сидя в своей гостиной. А теперь представьте, что у вас в доме начался пожар. Как бы ни была важна эта книга, но вы немедленно отложите чтение. Самое разумное, что в этих обстоятельствах можно сделать, - это позвонить в пожарную часть. Если же вы продолжите чтение, то ваше поведение нельзя будет счесть разумным. А теперь вопрос: почем вы знаете, что у вас в доме еще не начался пожар?

Очевидно, что мы просто не в состоянии действовать разумно, не имея необходимых нам фактов.

Человеческий мозг - это самый совершенный компьютер и он подчиняется тем же самым правилам: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. Если же эти факты не просто разрознены, но как-то связаны между собой, количество выводов может быть почти бесконечным.

При этом мы должны соблюдать те же требования, которые предъявляет к пользователю компьютер. Если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией.

Так что же мы сможем сделать за тридцать секунд? О, чего мы только не сможем сделать! Давайте посмотрим, что удается сделать за это время некоторым родителям. Ребенок смотрит в окно и спрашивает: "Что это?"

Вариант номер один:

Вы говорите: " Извини, детка, но мама готовит обед ". На то, чтобы отвязаться от ребенка и сделать из него тупицу, вам потребовалось ровно тридцать секунд.

Вариант номер два:

Вы тоже смотрите в окно и отвечаете: " Это - гав-гав ". И вновь, чтобы сказать эту глупость, вам потребуется не более тридцати секунд.

Вот такими нелепыми способами мы тратим драгоценное время своего ребенка, обучая его идиотским словам, за которые впоследствии сами же будем ругать.

Мы пользуемся этими глупыми словами для описания собак, кошек, птиц, туалета, мочи, сексуальных органов и многих других вещей. Вспомните, к каким эмфемизмам мы прибегаем для обозначения пениса. А почему бы сразу не назвать его этим словом. Что непристойного в слове "пенис"?

Вариант номер три:

В течение тридцати секунд мы можем дать и самый простой ответ: " Это - собака ". Однако такой ответ не будет соответствовать тем требованиям, о которых мы говорили выше. Слово "собака" не является точным и отчетливым, зато оно весьма двусмысленно. Если кто-нибудь попытается произнести "собака" в обществе ста самых разных людей, то каждый из них поймет это слово по-своему. Один представит крохотную комнатную болонку, другой - огромного и свирепого сторожевого пса. Для одного собака - это лучший друг, для другого - злейший враг.

Вариант номер четыре:

Мы можем сказать и так: " Это собака породы "сенбернар" ". Только в этом случае мы дадим абсолютно истинный, точный и недвусмысленный ответ. В этом случае мы потратим наши 30 секунд наилучшим образом.

Как печально, что мы очень заботимся о точности и достоверности информации, которую закладываем в свои компьютеры, и так мало уделяем внимания той информации, которую "закладываем" в мозг своего ребенка. А ведь в отличие от компьютера из мозга ребенка нельзя стереть уже полученную информацию, во всяком случае сделать это будет крайне сложно. Он запомнит ее, какой бы она ни была, и будет выдавать нам по первому требованию.

Из чего сделана луна? Что, вы, кажется, сказали "из зеленого сыра"? Если вы хотели ответить как-то по-другому, значит ваши предки не были англичанами, поскольку это типично английская чушь. Впрочем, дети других народов слышат от своих родителей чушь испанскую или итальянскую, китайскую или африканскую.

Но неужели именно на нее стоит тратить целых тридцать секунд? Впрочем, даже если вы их использовали с помощью четвертой возможности, все это только начало.

Слова, цифры, картинки - все это является фактами, особенно если они точны, отчетливы, недвусмысленны и, уж конечно, истинны. В последующих главах, которые посвящены чтению, математике и энциклопедическим знаниям, мы поговорим об этих требованиях к фактам и учебным материалам более подробно.

А сейчас достаточно сказать, что большинство энциклопедических фактов может быть представлено в виде картинки, наклеенной на карточку размером 11x11. Картинка может изображать собаку, птицу, насекомое, рептилию, минерал, президента, произведение искусства и множество других сюжетов.

Теперь давайте разберемся с тем, что мы можем успеть сделать за 30 секунд, если разделим их на три части по десять секунд каждая и будем это делать три дня подряд,

В течение десяти секунд мать может показать своему ребенку десять различных картинок. При этом, чем быстрее она это будет делать, тем лучше их запомнит ребенок. Чайка, овчарка, изумруд, карта Африки, Толстой, Шекспир, бразильский флаг, липа, гора, ананас. Десять секунд - десять фактов. Показывая эти картинки три дня подряд и тратя на показ каждой из них не больше одной секунды, мы добьемся того, что ребенок их прекрасно запомнит. Но это только начало.

Предположим, ваш ребенок - это нормальный двухлетний малыш, который в своей жизни еще ни разу не видел собак. Приготовьте для него десять карточек, на каждой из которых будет изображена собака определенной породы. То есть это уже будут не просто десять разрозненных фактов, но десять фактов, имеющих взаимосвязь, объединенных общим понятием "собака".

"Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, Лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, золотистый ротвеллер, чау-чау, болонка".

А потом вы с ребенком идете гулять по улицам и видите пуделя. Без сомнения, ваш ребенок мгновенно закричит: "Смотри, мама, собака!" Он скажет именно "собака", а не "пудель". Пока он еще не научился разбираться в породах собак, хотя видел и запомнил десять ваших картинок. Но каким образом он распознает собаку именно как собаку?

Вы показали ему десять разных собак, которых объединяет лишь то, что все они имеют шерсть, лапы, хвост и т.д. При этом ребенок уже понял, что собаки могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. Благодаря своим врожденным способностям к перекомбинации полученных фактов, он в состоянии составить несколько миллионов комбинаций из десяти увиденных собак.

Вспомните, что объем его памяти составляет сто двадцать пять триллионов единиц. Вспомните и о том, что его мозг растет только в том случае, если им пользоваться. Тут вы можете возразить: "Но он никогда не воспользуется всеми 3'628'800 комбинациями, которые сможет составить из десяти собак".

Может быть и нет. Но зачем его в этом ограничивать?

Вы когда-нибудь покупали словарь или энциклопедию? Сколько статей из нее вы прочитали? Тысячу? Но тогда зачем было покупать эту громадную книгу? Почему не купили книгу потоньше, в которой была бы только эта тысяча статей? И кроме того, разве вы берете с собой энциклопедию, выходя из дома?

Разумеется, нет. Вы просто запомнили необходимые вам данные, тем более что мозг развивается именно в процессе его использования. Но разве для развития мозга достаточно иметь в своей памяти огромное количество фактов? Конечно же, нет. Каждый из нас знаком с каким-нибудь удивительным болваном, буквально напичканным самой разнообразной информацией и при этом лишенным элементарного здравого смысла.

Но это не противоречит тому факту, что чем больше мы знаем, тем больше можем установить связей между усвоенными фактами и понятиями и тем умнее становимся. Впрочем, об этом мы еще поговорим, а сейчас давайте подведем итоги: что же мы можем успеть сделать за тридцать секунд? Итак, отвечая на вопрос своего ребенка по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

  1. "Отстань";
  2. "Это - гав-гав";
  3. "Это - собака";
  4. "Это - сенбернар";
  5. Показать ему десять картинок с собаками;
  6. Научить его устанавливать связь между фактами.

Если вы предпочтете именно шестой вариант, то тем самым подарите ему возможность составлять 3'628'800 возможных комбинаций всего лишь из десяти фактов и, следовательно, значительно ускорите рост его мозга.

Кстати, сейчас он уже знает и одиннадцатый факт - помимо его собственного семейства по фамилии Смит, существует и семейство, называемое собаками. Вы можете упомянуть и о двенадцатом факте - по-латыни собака называется "канис". Ну а уж количество комбинации из двенадцати фактов мой карманный калькулятор подсчитать просто не в состоянии.

За 30 секунд можно очень многое успеть, не так ли?





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 885 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...