Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отчетное задание. В соответствии с правилами заполните контурную карту, предложенную преподавателем



В соответствии с правилами заполните контурную карту, предложенную преподавателем.

Занятия 7–8.

Наглядность на уроках истории

1. Роль наглядности в обучении истории.

2. Виды наглядных средств обучения истории.

3. Приемы работы с различными видами наглядности как источниками исторических знаний:

а) использование наглядности учителем в ходе изложения материала;

б) организация познавательной деятельности учащихся с различными видами наглядности.

4. Приемы работы с наглядными средствами обучения истории как визуальными историческими источниками.

Литература

Основная

1. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М., 2000. С. 116–125.

2. Короткова, М. В. История России IX–XVIII вв.: 6–7 кл. М., 2002. С. 107–147.

3. Короткова, М. В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.

4. Короткова, М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. М., 1999. С. 111–116.

5. Никифоров, Д. Н. Наглядность на уроках истории. М., 1964.

6. Стрелова, О. Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций // ПИОШ. 2005. № 1. С. 9–18.

7. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004. С. 90–103.

Дополнительная

1. Андюсев, Б. Е. Опорные конспекты и схемы на уроках истории Древнего мира. М., 1998.

2. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 137–265.

3. Гора, П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971.

4. Мурзаев, В. С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М., 1946.

5. Оберман, В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // ПИШ. 1996. № 3. С. 24–32.

6. Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.

Практические задания

Разработайте (подберите в методической литературе) вариант использования в обучении истории типологической картины. Прокомментируйте цели использования данного приема.

Примеры использования типологической картины «Полюдье» (художник К. В. Лебедев)[10]

Аналитическая беседа по картине с целью формирования понятия «полюдье»:

1. Кто собирает дань?

2. В какое время года князь выезжал в полюдье?

3. Чем он занимался во время объезда подвластного населения?

4. Кто и почему платил дань?

5. Какие продукты и ценности составляли дань?

6. Кто принимал дань?

7. Как вели учет собираемой дани?

8. Кто сопровождал князя во время сбора дани? Зачем?

9. Как повезут дань? Куда?

10. Как вооружена дружина князя?

11. Как происходил княжеский суд?

12. Какие детали на картине указывают на то, что в IX веке в Киевской Руси уже существовало государство?

Использование картины «Полюдье» при изложении учителя с целью создания образного представления о данном событии в жизни людей Древней Руси:

«На картине изображен сбор князем дани. На берегу широкой реки собрались местные общинники-смерды. Они принесли медвежьи, куньи, лисьи, беличьи меха, зерно, мед, воск и масло в кадушках, ведрах, горшках. Княжеский тиун-данщик с биркой в руках принимает и считает принесенную дань. Потом ее перевезут к лодкам, причаленным к берегу. На картине мы видим также князя и дружинников. Дружинники, вооруженные копьями, мечами, секирами и луками со стрелами и одетые в кольчужную броню, наблюдают за ходом сбора дани. Сзади стоят оседланные кони.

Князь не только собирал дань, он в то же время разбирал жалобы и тяжбы смердов. К главной избе верви (общины) вынесли скамью, покрыли ее ковром, другой ковер постелили под ноги князю. Князь сменил дорожную одежду на богатое корзно (плащ) и шапку с плоским верхом. Свой меч он снял с богатого пояса и передал меченоше, который держит его вместе со щитом как знак княжеской власти. За спиной князя стоит старый, опытный в судебных делах дружинник, который помогает князю разбирать дела. Здесь же находится истец, рядом с ним склонился ответчик и стоят свидетели, которых привел истец. Выслушав стороны и показания свидетелей, князь по установившемуся обычаю произносил приговор.

Когда закончится сбор дани и судебные дела, князь с дружиной переедет в другую вервь».

Пример использования серии типологических картин для создания достоверных исторических представлений учащихся об органах государственной власти в России XVII в. или закрепления и проверки знаний школьников о структуре государственного аппарата в России XVII в. [11]

Задание для учащихся: Какие из перечисленных ниже картин русских художников вы бы выбрали для иллюстрирования схемы «Государственное управление России в XVII в.»? Куда бы вы их поместили на схеме?

Картины: С. В. Иванов – «Земский собор», «Боярская дума», «В приказе московских времен», «Смотр служилых людей», «Приезд воеводы», «Царь», «Стрельцы»; А. П. Рябушкин – «“Сидение” царя с боярами».

Разработайте (подберите в методической литературе) вариант использования в обучении истории конкретно-исторической (событийной) картины. Прокомментируйте цели использования данного приема.

Примеры использования событийных картин в обучении истории [12]

1) Использование картины А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» для создания представлений о Куликовом поле, а также формирования знаний учащихся о расстановке сил накануне битвы, о вооружении русских воинов:

«Рано утром 8 сентября под покровом густого тумана русское войско закончило переправу через Дон. У реки расстилалось болотистое поле. В густой траве его водилось много куликов, потому и поле называли Куликово.

С востока поле упиралось в густой лес, с запада позицию прикрывала речка Непрядва, впадающая в Дон. Впереди князь Дмитрий поставил отборные пехотные части, на флангах – конницу. В лесу он спрятал вспомогательный полк, “заслон”, под начальством серпуховского князя Владимира Андреевича и волынского воеводы Дмитрия Боброка.

Рано утром на противоположном конце Куликова поля появилось монгольское войско. Из-за густого тумана враги не поняли, что войско Дмитрия близко, и расположились на отдых. Когда солнце поднялось, и туман рассеялся, противники увидели друг друга.

На картине художник изобразил русских воинов, напряженно вглядывающихся в сторону противника, готовых биться до последней капли крови. Русские полки стоят стройными рядами. Вооружение пеших и конных ратников ярко блестит в лучах солнца. Над полками развеваются знамена, среди них выделяется черный великокняжеский стяг. Дмитрий объезжает полки. Он воодушевляет их на ратный подвиг.

На картине показан состав войска, в основном это простые люди. Вооружение их составляют копья с железными наконечниками, мечи, боевые топоры да ножи за поясом. Защитное оружие – шлемы, кольчуги, щиты, обитые кожей. Кольчуги надеты у одних поверх кожаной одежды, у других – поверх меховой шубы, чтобы смягчить удар копья или стрелы. Кто победнее – в меховой шапке, кто побогаче – в железном шлеме».

2) Использование событийной картины с целью показа особенностей художественного отражения истории, а именно, в отличие от научного описания, допущение вымысла автора.

Задание для учащихся:

Какие детали на картине В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» не соответствуют действительности? Зачем они понадобились художнику?

3) Использование событийной картины для развития интеллектуальных умений учащихся.

Задание для учащихся:

Сочините рассказ об одном из героев картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» или А. Д. Кившенко «Начало раскола». Ваш герой должен быть сторонником либо новой, либо старой веры.

Разработайте (подберите в методической литературе) вариант использования в обучении истории портрета (портретов). Прокомментируйте цели использования данного приема.

Пример использования картины В. М. Васнецова «Иван Грозный» в изложении учителя с целью показа сложности и противоречивости личности царя, а также обогащения представлений школьников о культуре и быте XVI в.[13]

Художник изобразил Ивана Васильевича Грозного сходящим по ступеням лестницы в дворцовых хоромах. Царь остановился, оперся на посох, задумался. Он уже старик, в бороде видны пряди седых волос. Его взгляд пытлив и проницателен, он как бы пронизывает все насквозь. В глазах читается острый ум и напряженная мысль.

На Иване IV надет опашень (верхняя одежда с широкими рукавами, суживающимися к запястьям) из тисненого бархата, украшенный серебряными пуговицами с самоцветными каменьями. Из-под ворота выступает меховой стоячий воротник. На ногах – расшитые сапожки, на голове – круглая шапочка, тафья, которую носили дома. В левой руке царя – разукрашенный посох с набалдашником из слоновой кости и с острым наконечником, в правой – четки (шнурок с нанизанными шариками для счета молитв).

Низкие своды хором. Стены расписаны травным узором и священными изображениями. Узкая каменная лестница застлана ковром с каймой и царским гербом. В толстой стене пробито небольшое слюдяное оконце (в XVI в. вместо стекла в окна вставляли слюду). В окно видны крыши московских теремов, покрытые снегом.

О чем задумался Грозный? О великих ли делах своего народа или о том, что еще предстоит ему совершить? Об изменах ли бояр, или о любимом воинстве?

В завещании, оставленном детям, Грозный писал: “А сами живите в любви, а воинству, поелико возможно, навыкните (т. е. изучайте военное дело). А как людей держати и от них беречися и во всем умети их присвоивати (привлекать к себе), вы бы к тому навыкли же, а людей есте, которые вам прямо служат, жаловали и любили их, ото всех берегли, чтобы им изгони (лишений) ни от кого не было и они прямее (честнее) вам служили, а которые лихи и вы бы на них опалы клали (наказывали) не вскоре – по рассуждению, не яростно”».

Пример использования портретов с целью обучения детей пониманию интерпретаций и оценок деятельности исторических личностей, представленных художниками, скульпторами, писателями в своих произведениях. Эта деятельность, в конечном итоге, призвана способствовать развитию исторического (диалогического) мышления школьников[14]

Задание для учащихся: Как вы полагаете, что общего и в чем своеобразие образов Ивана Грозного, созданных художниками И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым и скульптором М. М. Антокольским? Кому из них созвучно описание царя, данное В. Костылевым в романе «Иван Грозный»: «Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоявшую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам – высокий, слегка сутулый, сухой, с желтым морщинистым лицом. Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ вместе со своей мрачной осанкой его фигуры привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдаленных уездов пушкарей. Тут же вспомнилось и все то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе»?

Разработайте (подберите в методической литературе) вариант использования в обучении истории диаграмм, схем, таблиц (по выбору студента). Прокомментируйте цели использования данного приема.

Пример схемы, отражающей основные признаки понятия «абсолютизм»[15]

Общегосударственный аппарат управления   Постоянная профессиональная армия   Государственная налоговая система
   
Единое государственное законодательство   Абсолютизм Единая государственная экономическая политика
     
Единое административное устройство Единые меры длины и веса Государственная церковь

Разработайте (подберите в методической литературе) вариант использования в обучении истории изображений (фотографий) предметов культуры и быта. Прокомментируйте цели использования данного приема.

Пример объяснения на основе старинных китайских изображений технологии производства бумаги [16]

Учитель отмечает, что китайцы сотни лет использовали для письма уже знакомые людям материалы: кость, бамбук, шелковую ткань. Бумага, изобретенная китайцами более двух тысяч лет назад, была новым, созданным специально для письма материалом…

Рассматриваются рисунки. На левом рисунке изображен китаец, подбрасывающий в печь дрова. Весело пылает огонь под большим котлом, в котором варится бумажная масса. Как ее готовили? Молодой бамбук, кору деревьев, льняные и шерстяные ткани измельчали, тщательно растирали в ступках и варили с водой. Затем волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн (правый рисунок). Видно, как китаец зачерпывает эту массу прямоугольной рамкой, на которую натянута густая сетка из шелковых нитей. Покачивая рамку, он добивается того, что бумажная масса равномерно растекается по сетке. Вода стекает, а на сетке остается слой бумаги. Влажный лист снимали с сетки, прессовали и сушили.

Отчетное задание

Проанализируйте наглядный материал параграфа учебника истории: определите виды наглядности, ее роль в методическом замысле авторов, предложите возможные приемы использования на уроке одной из иллюстраций учебника.

№ п/п Первая буква фамилии студента Учебник, параграф
     
  А, Б Ворожейкина Н. И., Соловьев В. М., Студеникин М. Т. Рассказы по родной истории. Рассказ «Господин Великий Новгород»
  В, Г Черникова Т. В. История России XVII–XVIII вв. § 20–21 «Начало Северной войны. Первые реформы Петра»
  Д, Е Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. § 37 «В городе богини Афины»
  Ж, З Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России, XVI–XVIII вв. § 1 «Население и хозяйство страны в XVI веке»
  И, К Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира. § 51 «Римские гладиаторы»
  Л, М Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России, XVI–XVIII вв. § 7 «Культура и быт в XVI веке»
  Н, О Ворожейкина Н. И., Соловьев В. М., Студеникин М. Т. Рассказы по родной истории. Рассказ «На поле Куликовом»
     
  П, Р Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. § 4 «Возникновение земледелия и скотоводства»
  С, Т Черникова Т. В. История России XVII–XVIII вв. § 40 «Царствование Павла I»
  У, Ф Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира. § 27 «Государство-полис в Древней Греции»
  Х, Ц Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. § 5 «Появление неравенства и знати»
  Ч, Ш Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России, XVI–XVIII вв. § 13 «Государство первых Романовых»
  Щ, Э Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России, XVI–XVIII вв. § 31 «Восстание под предводительством Е. Пугачева»
  Ю, Я Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира. § 8–9 «Общество Древнего Египта»

Результаты анализа наглядного материала учебника желательно оформить в таблицу:

Учебник, параграф Перечень наглядных материалов и подписи под ними в учебнике Вид наглядности Роль в методическом замысле авторов учебника Возможные приемы использования на уроке (на примере одной из иллюстраций по выбору студента)
  1.      
2.      
3. и т. д.      
       

Занятия 9–10.

Исторические источники в обучении истории в школе

1. Понятия «источник исторических знаний (информации)» и «исторический источник». Роль исторических источников в обучении истории в школе.

2. Письменные исторические источники при изучении истории в школе:

а) варианты классификации письменных исторических источников в методической науке;

б) методическая наука о критериях отбора письменных исторических источников к уроку;

в) приемы работы с историческими источниками в школьном обучении истории:

– использование исторических источников учителем в ходе изложения материала;

– приемы организации самостоятельной работы учащихся с историческими источниками.

3. Приемы работы с устными историческими источниками при изучении истории в школе.

4. Приемы работы с вещественными историческими источниками при изучении истории в школе.

5. Визуальные исторические источники при изучении истории в школе: виды и приемы работы с ними.

Литература

Основная

1. Богоявленский, Б. Д. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии / Б. Д. Богоявленский, К. Г. Митрофанов // ПИШ. 1995. № 3. С. 29–41.

2. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М., 1999. С. 45–48.

3. Егоров, О. Г. Элективный курс «Историческое прошлое России в художественных кинофильмах» // ПИОШ. 2004. № 10. С. 33–40.

4. Жиронкина, Л. Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории // ПИШ. 2005. № 9. С. 30–31.

5. Журавлева, О. Н. Практические занятия по истории в старших классах // ПИОШ. 2004. № 5. С. 38–42.

6. Коваль, Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками // ПИОШ. 2006. № 10. С. 22–27.

7. Короткова, М. В. Костюм на уроке истории // ПИОШ. 2003. № 3. С. 20–25.

8. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

9. Методика обучения истории в средней школе / отв. ред. Ф. П. Коровкин. М., 1978. Ч. 1. С. 69.

10. Никол, Дж. Ремесло учителя истории. Ярославль, 2001.

11. Соколова, М. В. Работа с вещественными источниками на уроках истории // ПИОШ. 2006. № 6. С. 19–24.

12. Страдлинг, Р.Преподавание истории Европы ХХ в. Томск, 2005. С. 10–17.

13. Стрелова, О. Ю.Учебник истории: старт в новый век / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. М., 2006. С. 66–75.

14. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С. 131–142.

15. Троицкий, Ю. Л.Self-history, или Историю пишут дети // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания». Новосибирск, 2004. С. 20–33.

16. Троицкий, Ю. Л. Дети пишут историю // ПИШ. 1999. № 1. С. 28–42.

Дополнительная

1. Вагин, А. А. Основные вопросы преподавания истории в старших классах / А. А. Вагин, Н. В. Сперанская. М., 1959.

2. Дайри, Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М., 1966.

3. Кучерук, И. В. Поэтические викторины на уроках истории // ПИШ. 2006. № 1. С. 50–54.

4. Лернер, И. Я. Изучение истории СССР в IX кл. М., 1963.

5. Мазур, В. А. История России, ХХ в.: материалы и документы для школьников и поступающих в вузы / В. А. Мазур, Н. Н. Баранов и др. М., 1999.

6. Отечественная история ХХ – начала XXI вв.: документы и справ. материалы / авт.-сост.: Г. Е. Гиголаев, Д. В. Фомин-Нилов. М., 2005.

7. Привалова, Е. А. Технология формирования исторического мышления школьников на основе рабочих тетрадей // Между прошлым и будущим: вопр. истории и ист. образования. Новосибирск, 2000. С. 196–204.

8. Студеникин, М. Т. Лабораторный метод обучения истории: из опыта дореволюционной школы // ПИОШ. 2004. № 4. С. 27–32.

9. Троицкий, Ю. Л. Историографическое образование в школе и вузе: инвариант и трансформация // Перспективы исторического и культурологического образования в вузе и школе: теория и практика. Новосибирск, 2006. С. 5–11.

10. Троицкий, Ю. Л. Новая технология исторического образования // История. 1994. № 45.

11. Троицкий, Ю. Л. Эгоистория как инновационная технология // Преподавание истории в современной России: тенденции и перспективы. Тель-Авив, 1999. С. 71–93.

12. Хрестоматия по истории России / сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. М., 1994–1997. Т. 1–2.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 567 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...