Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психодрамы или техника разыгрывания ролей



Техника разыгрывания ролей позволяет клиенту через игро­вое выражение своих проблем всерьез попытаться понять свои внутренние конфликты. Ценность этого метода обусловлена тем, что участники раскрывают свои чувства и напряжение без из­лишней стыдливости. Это облегчает описание ситуации, по­зволяет сделать его более лаконичным и ясным, чем удалось бы достичь с помощью обычных методов обсуждения. Как заявля­ет Драйвер [88],разыгрываниеролей представляет собой эффек­тивную альтернативу разговорам и служит превосходным средст­вом «разогрева» перед началом обсуждения.

Разыгрывание ролей в качестве консультационной техники зачастую помогает клиенту по-новому взглянуть на себя само­го и на других людей. Эта техника может, например, приме­няться в отношении практических социальных ситуаций, вызывающих у клиента затруднения. Даже при ее применении в групповой ситуации под руководством квалифицированного специалиста следует уделять должное внимание тому обстоя­тельству, что при неправильной ее реализации могут возник­нуть серьезные осложнения. Бах [18] предостерегает относи­тельно возможного травмирующего эффекта при преждевре­менной экстернализации несущего угрозу материала при разыгрывании ролей.

Ниже описаны некоторые из основных видов психодраматур­гических процедур в условиях групповой психотерапии !.

1. Обмен ролями — это процедура, которая позволяет поме­няться ролями. Инверсия ролей осуществлена в следующем при­мере. Участницы в ролях матери и дочери могут обсуждать, ка­кое время возвращения дочери со свидания можно считать при­емлемым. Дочь может поменяться ролями с матерью, чтобы увидеть ситуацию с ее точки зрения. И наоборот, родительница может пе­рейти в систему координат своей дочери.

2. Техника дублирования («внутреннего голоса») позволяет идентифицироваться с субъектом дублирования. При реализа­ции этой техники две индивидуальности словно бы сливаются в одну. Иллюстрацией дублирования служит ситуация, в кото­рой один человек должен принять какое-либо решение. Напри­мер, размышляя, покупать ему или не покупать новую машину, он может испытывать сомнения, будет ли это удачной покуп­кой. В данной ситуации его второе «я» будет выступать как оли­цетворение совести и желаний субъекта и тихим голосом верба­лизовать внутренний конфликт субъекта в то время, пока тот вербализует свою дилемму.

3. Монолог — это техника раскрытия «спрятанных» мыслей разыгрывающего роль участника. Еще одно назначение моно­лога — прояснить и зафиксировать новообретенные инсайты. Например, в ходе «конференции» каждому участнику позво­ляется произнести свою речь. Затем, когда сцена «замороже­на», каждого просят произнести монолог, высказать, какие мысли и чувства у него были, но остались не выраженными. Например, его спрашивают: «Какие мысли проносились в ва­шей голове? Как вы в действительности относитесь к этому человеку?».

__________

1 Адаптировано из Del Torto and Cornyetz (81).

4. Техника зеркала сводится к попытке дать индивидууму воз­можность увидеть самого себя со стороны. К ней прибегают, когда считают полезным, чтобы человек увидел себя в дейст­вии. Например, человек хотел бы понаблюдать за собой при выполнении определенной задачи, такой как беседа при найме на работу. Участник, выступающий в роли его заместителя, рас­полагается напротив и имитирует его поведение.

5. Техника периодических стимулов — это метод, применяе­мый для того, чтобы выявить диапазон возможностей участ­ника в рамках его роли. Она предназначена также для того, чтобы проверить его спонтанную адаптацию на предлагаемые неожиданные стимулы. Например, может быть создана ситуа­ция, в которой участник группы выступает в роли художника, работающего в своей мастерской. Через периодические интер­валы режиссер может подсылать к немудомоуправляющего, тре­бующего внести квартплату, жалующегося на жизнь спонсора или сварливую натурщицу. Базовая ситуация не меняется, а внешние стимулы могут быть разными.

6. Техника скрытой темы выявляет способность субъекта вос­принять некую поведенческую тему в социальной ситуации и разработать для себя соответствующую роль, чтобы действовать в этой ситуации. Например, субъекта просят выйти из комна­ты. Его предупреждают, что в комнате, когда он вернется, будет развиваться некая социальная ситуация, и ему предстоит осмыс­ленно в нее включиться.

7. Техника общения без слов применяется для того, чтобы рас­крыть невербальные ресурсы коммуникации и выразительно­сти. Субъекту и другим участникам задается тема и указывает­ся, что общаться они могут только с помощью жестов и мими­ки. Примером могла бы послужить игра в карты для четырех человек, которым позволено разговаривать только жестами.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...