Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эта дочерняя характеристика установок на принятие подразумевает свободу и отсутствие авторитарных и оценочных позиций у консультанта. Элемент свободы происходит из безоце-ночности установок консультанта и определяет, в какой мере клиент сможет принять личность консультанта. Консультант, в сущности, говорит: «Мы можем обсуждать все, что вы захотите, без страха и без осуждения», при этом он не будет задет или шокирован.
Тем не менее, установка полностью вдухе laissezfaire (франц., букв. — «позволяйте делать» (кто что хочет); принцип невмешательства. — Прим. перев.) оказалась бы вредной для клиента, поскольку взаимоотношения стали бы чересчур неопределенными. Получив слишком много свободы самовыражения, клиент может испытывать страх утраты эмоционального самоконтроля и его тревога усилится. Как указывалось при обсуждении катарсиса, слишком свободное выражение чувств способно повлечь за собой размытие защитной системы клиента до такой степени, что он окажется в полной власти своих чувств и может сместиться в сторону психотических состояний.
Чрезмерно снисходительный консультант может оказаться крайне жестоким по отношению к клиенту, страдающему повышенной тревожностью. Такой клиент без надлежащего руководства просто запутается. Легкомысленный настрой консультанта означал бы злоупотребление установками на бесконтрольность. В качестве крайнего выражения этой ситуации можно взять такой пример: клиент входит в кабинет консультанта и говорит: «Я только что убил свою мать», а консультант в ответ уточняет: «А как, ножом или топором?». Клиент предполагает, что консультант серьезно относится к своим профессиональным обязанностям, и реакции описанного типа подрывают его уважение и доверие к консультанту.
Авторитетная роль консультанта нередко препятствует его стараниям проявлять установку на снисходительность. Личный авторитет консультанта, его научная квалификация и профессиональный «ореол» затрудняют установление свободной, снисходительной атмосферы. У консультанта зачастую бывает соблазн воспользоваться своим профессиональным авторитетом, чтобы, скажем, подтолкнуть клиента к определенной цели или направить ход беседы в нужное русло. Желательная мера авторитетности и руководящих указаний — это такая минимальная их доза, которая согласуется с целями конкретного консультационного случая и при которой оба участника чувствуют себя комфортно. Методы реализации этих психологических установок будут разъяснены позже, в разделе о структурировании.
Правильная реализация установки на снисходительность позволяет клиенту свободней выражать свои чувства, что помогает ему понять их и освободиться от них. Установка консультанта на бесконтрольность предоставляет клиенту благоприятную возможность понять защитные механизмы, влияющие на его чувства, и принять интерпретации, как собственные, так и предлагаемые консультантом.
Понимание
Литература по консультированию и психотерапии изобилует призывами «понять» клиента; однако эту концепцию редко разъясняют через термины поведения. Как представляется, эффективные консультанты способны лучше понимать своих клиентов, нежели неэффективные — по крайней мере, судя по результатам нескольких исследований [97,98,141]. Портер [238] проводит полезное различие между пониманием диагностическим и пониманием психотерапевтическим. Диагностическое понимание подразумевает рассудочное описание поведения клиента. Примером здесь служит полученная с помощью тестирования или наблюдений информация для диагностических заключений впрофориен-тационных консультациях. Как и можно было ожидать, этот аспект понимания помогает консультанту предсказывать, каким окажется наблюдаемое поведение клиента или его самоописание. Таким образом, критерием диагностического понимания консультанта выступает его способность описать, интерпретировать и предсказать поведение клиента.
Психотерапевтическое понимание подразумевает эмоциональный отклик со стороны консультанта, благодаря которому клиент ощущает, что его понимают, признают и сочувствуют ему. Установки при терапевтическом понимании сводятся ктому, что консультант смотрит на клиента так же, как тот смотрит на себя.
Психотерапевтическое понимание выглядит почти несвязанным с таким обстоятельством, как знание своего клиента консультантом [100]. Хорошо зарекомендовавшие себя психотерапевты, хотя и не оказались способны предсказать самоописание своих клиентов намного лучше, нежели психотерапевты посредственные [98,190], получали заметно более высокиеоцен-ки за свою способность установить и поддерживать теплые, приязненные взаимоотношения с клиентами. В этом аспекте одним из значительных результатов Фидлера [48] стало выявление достаточно полного согласия между собой высококвалифицированных терапевтов, представляющих три разные школы психотерапии, по поводу того, как выглядят идеальные психотерапевтические взаимоотношения. Высококвалифицированные терапевты различных школ были в большей степени согласны друг с другом в вопросе определения этих идеальных взаимоотношений, нежели каждый из них оказался согласен с неквалифицированным представителем своей же психотерапевтической школы. Если результаты Фидлера действительно валидны, то представляется, что терапевтическое понимание имеет тесную связь с терапевтической компетентностью.
Итак, концепцию «понимания» следует трактовать как в диагностическом, описательном, прогностическом смысле главы 5, так и в терапевтическом смысле, рассматриваемом в данной главе. Для успешной работы консультанту, очевидно, необходимы оба типа понимания. Однако консультант может обнаружить, что попытки реализовать оба типа понимания наталкиваются на серьезные препятствия. В самом деле, распространена тенденция, чрезмерно сосредоточиваясь на когнитивных аспектах проблем клиента, упускать из виду неявные сопутствующие его затруднения и нерешительность. Например, когда рассматриваются соображения клиента по поводу предпочтения должности учителя или брачных перспектив, консультант может упустить потребность в доминировании над детьми при выборе профессии или крайнюю потребность в зависимости, обусловливающую выбор супруги.
Тем не менее, в процессе консультации (а не психотерапии) у психолога может возникнуть соблазн игнорировать когнитивные аспекты проблемы «здесь и сейчас» и сосредоточить внимание на чувствах клиента. В некоторых случаях нужно больше заниматься вопросами реального выбора клиентом профессии, а не изощренными чувствами его родителей, обусловленными компенсаторным стремлением к «успеху в жизни». Особенно это относится ко многим школьным консультантам и кураторам, профессиональное положение которых связано с вопросами планирования образования и выбора профессии. Мы уверены, что успешно работающий психолог-терапевт обладает способностью сохранять гармонию двух типов понимания и знает, когда один из аспектов понимания становится важнее другого.
И в довершение, состояние оптимального настроя предполагает, что консультант осведомлен особственных проблемах и слабых сторонах. Разнообразные проблемы, увиденные или не замеченные у клиента, особенности диагностического подхода, обнаруженные черты тревожности — все это слишком часто является проекциями собственных неосознанных и не понятых проблем и тревог консультанта. Такая опасность требует от консультанта готовности постоянной внимательно анализировать собственное состояние. Если консультанта мучает собственная серьезная проблема, он должен воздерживаться от консультаций, пока не сможет ее решить. Это утверждение не означает, что у консультанта вообще не должно быть никаких проблем, но он должен осознавать их и помнитьотом, что в процессе взаимодействия возможно обострение его проблемы. Другие особенности этого аспекта понимания в консультационных взаимоотношениях будут рассмотрены в разделе о контрпереносе главы 8.
Внутренняя система отсчета. Еще одна полезная концепция для понимания клиента и для помощи консультанту или психотерапевту в усвоении основных установок — это концепция внутренней системы отсчета [250, 237]. Определяется эта концепция через усилия консультанта воспринимать клиента и мир глазами самого клиента. Последнее означает стремление думать вместе с клиентом, а не за него или о нем. Под системой отсчета понимается только точка зрения, позиция для наблюдений. Роджерс [249, р. 35] приводит пример размышлений консультанта, когда он принимает на себя такую роль:
«Чтобы помочь тебе, я забуду о самом себе — о своем "Я", каким оно бывает в повседневных взаимодействиях, — и войду в твой мир восприятия настолько полно, насколько смогу. В каком-то смысле я стану для тебя твоим вторым "Я" — alter ego твоих внутренних установок и чувств, безопасной возможностью для тебя яснее познать себя, вернее и глубже почувствовать самого себя, сделать более осмысленный выбор».
Пример мышления консультанта во внешней системе отсчета может быть таким: «Чем вызваны эти затруднения, и почему он так озабочен своими супружескими проблемами?». Консультант думает: «У этого парня серьезные трудности. Я должен выяснить, в чем дело, и постараться помочь ему спасти свой брак». Примером мышления во внутренней системе отсчета стало бы: «Ты понимаешь, что все это очень неприятно, и ты намерен в связи с этим что-то предпринять». Консультант думает: «Я должен попытаться понять, как он смотрит на эту проблему, и помочь ему прояснить его мысли по этому поводу, чтобы он смог принять решение, которое оказалось бы приемлемым для всех заинтересованных лиц».
Чтобы помочь читателю осмыслить проблему перехода во внут-реннююсистему отсчета клиента, мы воспроизвели нарис. 16одну из опубликованных ранее диаграмм [277]. В фазе 1 клиент и консультант находятся в ситуации повседневных социальных взаимодействий, когда Ослушает, а Сговорит. Восприятие формируется, в основном, на базе уникального пережитого опыта каждого из участников. Каждый движется по своей дорожке опыта, как указано для фазы 3. Нередко консультант, для которого характерна настройка на внешнюю систему отсчета, старается убедить клиента перейти на его дорожку — посмотреть на вещи его глазами. При определенных обстоятельствах это может быть вполне оправданной целью; однако это не обязательно помогает понять клиента.
А когда консультант сам переходит во внутреннюю систему отсчета, он пытается настроить свои перцепционные структуры также, как они настроены у клиента, что изображено в виде фазы 2 нарис. 16. Фаза 4 иллюстрирует то, что происходит, когда консультант пытается перейти в систему клиента. Он старается, хотя бы на время, думать и чувствовать так же, как клиент. Мы уверены, что эти усилия необходимы для того, чтобы понять, какой видит свою ситуацию клиент.
Научиться переходить во внутреннюю систему отсчета и оставаться в ней — трудность особая. При размышлениях о причинах этой трудности можно рассмотреть следующие соображения: главным препятствием выступают внутриязыковые барьеры. Когда взрослый человек старается понять подростка или ребенка, когда вермонтец пытается постичь специфический жаргон техасцев, выясняется, что одни и те же знаки имеют для разных людей разный смысл. Это семантическая проблема, и ей в последние годы уделялось немало внимания в литературе о коммуникации между людьми.
Биологические различия, очевидно, являются еще одним препятствием. Легко представить себе трудности, возникающие, когда мужчина пытается перейти во внутреннюю систему отсчета женщины и vice versa (лат. — наоборот. — Прим. перев.).
Социально-экономические различия зачастую создают для консультанта и клиента изолированные семантические миры. Например, консультанту, имеющему за плечами пять-восемь лет учебы в университете, трудно перейти в систему отсчета тех, кто практически не получил формального образования. Таким образом, глубокое понимание социально-классовых различий и их значения должно быть предусмотрено в программе подготовки каждого консультанта. Множество свидетельств потребности в таком типе понимания встречается в исследованиях, которые провели Хевигерст [140], Уорнер [312] и Постман [239].
С культурными различиями связаны различия в жизненном опыте. Консультант, жизненный опыт которого сильно отличается от опыта клиента, способен рассмотреть мир клиента лишь смутно, через призму собственной системы отсчета. И наконец, разница в возрасте настолько затрудняет понимание, что человек, многое на своем веку повидавший, никак не может проникнуться всей важностью конфликтов и огорчений юности. Учителя, например, часто не помнят, каково живется школьнику.
Надеемся, в нашем кратком анализе проблем перехода во внутреннюю систему отсчета клиента удалось подчеркнуть необходимость для консультанта постоянно и упорно стремиться ктому, чтобы расширить свой жизненный опыт и постояннозадаватьсебе вопросы: «Как он смотрит на эту проблему?», «Что он думает и чувствует по этому поводу?», «Что он хочет этим сказать?». Такая попытка понять клиента с помощью перехода в его внутреннюю систему отсчета окупается сторицей — благодаря улучшению взаимоотношений и большей адекватности реакций консультанта на мысли и чувства клиента.
Эмпатия — это еще один путь к пониманию. Эмпатия ассо^ циируется с немецким словом einfulung, которое буквально означает «вчувствоваться». Примером может служить реакция бо-лельщиков, когда прыгун в высоту пролетает над планкой. Все дружно выдыхают «а-ах» и подаются вперед, как только прыгун взмывает ввысь. Игроки в боулинг часто испытывают сходные ощущения, когда сочувствуют катящемуся шару. Точно так же консультанту свойственно чувствовать переживания клиента, о, которых тот рассказывает. Хотя способность к эмпатии помога-; ет консультанту оставаться во внутренней системе отсчета, чрез-* ) мерная эмоциональная вовлеченность таит в себе некоторые! опасности, о которых мы уже упоминали.
Теплота
В связи с терапевтическим пониманием и принятием часто упоминаются такие определения взаимоотношений как «теплые, задушевные». Эти слова, очевидно, подразумевают такие качества личности консультанта как чуткость, дружелюбие, тактичность и отзывчивость. «Хорошо относиться к людям» — выражение, часто употребляемое для описания такой душевной теплоты. Можно полагать, что ее проявления служат основой для раппорта. Впрочем, задушевная беседа, предшествующая процессу и время от времени разнообразящая его, мало что дает для прогресса консультаций. Роджерс [250] называет ее «опилками», имея в виду, что она помогает поддерживать дружескую атмосферу, но не приносит ощутимых терапевтических результатов.
Внимание по отношению к клиенту основано на уважении к нему как личности, и это одно из проявлений теплоты и задушевности. Такие установки консультанта вызывают у клиента ощущение, что он заслуживает уважения (ощущение, которое многие клиенты обычно не испытывают). Внимание со стороны консультанта клиент может почувствовать даже в обычной вежливости, например предложении садиться и заботе об удобстве для клиента. Внимание находит свое выражение в горячем интересе, проявляемом к клиенту, так чтобы он чувствовал, что для консультанта он — важная, значимая личность, а не просто очередная «морская свинка» для исследований или для практики.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 643 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!