Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эта система во многих отношениях подобна Ид у Фрейда или «тени» у Юнга, а также «коллективному бессознательному». Она близка к тому, что обычный человек назвал бы «натурой человека». На рис. 7 ядро обозначено буквами CS — это самая внутренняя часть в «древесном стволе» личности.
Система ядра содержит в себе базовые, фундаментальные потребности и побуждения, общие для всех человеческих существ. В этом смысле система ядра является своего рода «общим знаменателем» для человечества и многих живых существ, тогда как система «Я» представляет собой уникальный элемент личности. Примерами некоторых характеристик системы ядра служат базовые побуждения человека, такие как сексуальность и стремление к безопасности. Базовая потребность в агрессивности тоже является частью этой схемы. Такие потребности и побуждения ядра могут быть доминирующими силами внутри личности, особенно во время серьезной угрозы или кризиса, и проявляться во многих производных от них видах поведения.
Данные в пользу наследственного происхождения системы ядра фрагментарны и противоречивы. Исходя из антропологических и биологических данных, можно предположить, что человеческое существо приходит в этот мир с системой потребностей, ориентированной, главным образом, на общение, любовь, взаимопомощь, поиск безопасности. Удовлетворяя свои потребности в безопасности и устанавливая баланс компромиссов в семейной жизни, индивидуум испытывает фрустрации. Эти фрустрации порождают защитное поведение, которое, в сочетании с конкретным социальным научением в рамках окружающей культуры, зачастую создает видимость глубоко укорененных афессивных потребностей и заложенных в природе человека враждебности и антисоциальности. Итак, мы полагаем, что антигуманистические качества в системе ядраличности приобретаются научением, а не являются составной частью унаследованной матрицы поведения.
Поведенческие проявления побуждений и потребностей ядра, которые проникли через защитные системы, могут находиться в противоречии с более сознательным, рационально спланированным поведением. Согласно гипотезе Юнга, чрезмерная аффектация любого конкретного типа сознательного поведения развивает соответствующую антитезу на подсознательном уровне. Например, неуемное стремление к добродетельной жизни (на сознательном уровне) будет в равной мере порождать свою противоположность — распущенность — на уровне ядра личности. Обычно защитные средства для снятия такого конфликта сводятся к проекции конфликта на окружающих в форме негодующей критики.
Согласно позиции авторов, система ядра не является ни позитивной, ни негативной, но включает в себя элементы обеих этих оценочных категорий. Такой взгляд на ядро личности в высшей степени сходен с описанием подсознания у Фромма, когда он говорит следующее:
«В мышлении Фрейда подсознательное предстает, главным образом, тем, что только есть в нас плохого, что вытеснено и несовместимо с требованиями нашей культуры и нашего высшего "Я". В системе Юнга подсознательное становится источником откровения, символическим представлением того, что на религиозном языке называется Господь Бог. По его мнению, тот факт, что мы подвержены диктату нашего подсознания, уже сам по себе является религиозным феноменом. Я полагаю, что обе эти концепции подсознательного суть односторонние искажения истины. Наше подсознание — то есть та часть нашего "Я", которая исключается из организованного Эго, — содержит одновременно и низшее, и высшее, и самое плохое, и самое хорошее (Курсив наш. — авт.). Мы должны подходить к подсознательному не так, словно бы оно было Богом, которому мы должны поклоняться, или драконом, которого мы должны сразить, но со смирением, с идущим из сокровенных глубин чувством юмора, когда мы видим эту часть нас самих такой, какая она есть, без ужаса и без благоговения. Мы обнаруживаем в себе желания, страхи, идеи, инсайты, которые исключаются из организационной структуры нашего сознания и которые мы замечаем в других, но не в себе» [117, р. 97].
Одна из главных проблем бытия в целом и глубинной психотерапии в частности — вопрос, как совместить сознательные потребности и желания с побуждениями системы ядраличности, снимая тем самым внутренний конфликт. И хотя работа консультанта над проблемами эго-системы и системы «Я», возможно, не так уж глубоко затрагивает упомянутую выше тематику, важно, тем не менее, иметь представление о некоторых гипотезах, указывающих на сам факт существования и на функции ядраличности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой главе высказывается следующая точка зрения: консультантам и психотерапевтам следует владеть последовательной и четко сформулированной теорией личности, которой они могли бы руководствоваться в своей деятельности в качестве ученых-практиков в области терапевтической психологии. И хотя не существует такой теории личности, которая была бы адекватной основой для практики психотерапии и консультирования, каждый теоретический подход имеет для практики свое уникальное значение. Множество самых разных динамических и бихевиористских моделей личности может привлекаться консультантом для того, чтобы помочь ему понять данного, конкретного, неповторимого в своей индивидуальности клиента. Предложенный нами многогранный подход должен послужить основой, на которой можно выстраивать концепции консультационных взаимоотношений и консультационного процесса.
Глава 3
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!