Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Второе кольцо на рис. 7, помеченное буквами ES, обозначает эго-систему, которая занимает заметное место не только нарис. 7, но и в функциях личности. Эта концепция сравнима с «Эго» у Фрейда и «Я-сознанием» у Юнга. В обиходном языке ее аналоги — «Я» или «Себя».
Одно из свойств эго-системы — осознание ею событий, происходящих как внутри, так и вовне личности. В теории личности общепринята идея о том, что наше самоосознание представляет собой отражение того восприятия нас самих, которое, как мы полагаем, присутствует у окружающих. Поэтому по своему происхождению эго-система обусловлена, в первую очередь, межличностными отношениями.
Следующая особенность эго-системы заключается в том, что — прибегая к терминологии теории свойств и теории научения — есть местообитание свойств личности и ее иерархии привычек, стереотипов поведения. Кроме того, здесь же локализуются способности, умения, а также адаптивные и властные, управляющие механизмы (в их противопоставлении автоматическим защитным механизмам). Как и «Эго» у Фрейда, описываемая нами эго-система включает в себя властные механизмы для рационального реагирования на требования реальности идля контроля над внешней системой защиты.
Так как эго-система спрятана за более открыто проявляющейся защитной стеной или функцией, это более сокровенная часть личности. Эго-система, как правило, раскрывается только после довольно долгого и доверительного общения с человеком.
Исходя из вышесказанного, эго-система характеризуется свойством быть одновременно субъектом и объектом. Другими словами, она может восприниматься изнутри личности в качестве «Я» или «Себя самого», и все же быть сознательно ощущаемым элементом личности. Эта способность к объективизации помогает эго-системе отличать «внешнюю реальность» (то, что вне личности) от ощущений, идущих из более глубоких подсистем личности.
В связи со своими интеллектуальными функциями эго-система служит своего рода фильтром для выделения стимулов, которые потом отслеживаются организмом. Эго-система и сама переводит в символы и помогает спроецировать наружу (экстерниро-вать) значительную часть того материала, который приходит из глубинных, внерациональных и внекогнитивных уровней сознания. Как средство символизации эго-система помогает личности в рационализации конфликтов, пытаясь убрать очевидные несоответствия, выступая тем самым вроли главной интегрирующей, объединяющей силы внутри личности.
Одна из важнейших функций эго-системы — такая интерпретация мира, чтобы его восприятие было «подходящим». Выполняя вышеупомянутые функции символизации и фильтрации, эго-система структурно организует и наделяет смыслом текущие ощущения. Эго-система также сравнивает восприятие с прошлым опытом и с данными из более глубоких систем. Эго управляет определенными защитными операциями, такими как: 1) отторжение или проекции наружу; 2) рационализация или встраивание восприятия в эго-систему и в систему «Я»; 3) вытеснение «неассимилируемого» восприятия в более глубокие уровни ядра личности.
Когда эго-система функционирует описанным выше образом, когда ее функционирование эффективно и удовлетворительно для индивидуума в целом, говорят, что у этого индивидуума «сильное» Эго. Индивидуум воспринимает события настолько точно, насколько это возможно в соответствии с его уникальным предшествующим опытом. Им осознается ощущение своей способности справиться какс внутренним, так и с внешним давлением. Им также осознается ощущение своей ценности и уникальности, проникающее со следующего, более глубокого уровня личности, системы его «Я», о которой речь пойдет ниже.
Когда мы в главе 1 говорили о различиях между консультированием и психотерапией, мы отмечали, что консультанты больше занимаются проблемами поверхностных уровней. Точнее говоря, при обычном консультировании основное внимание уделяется функционированию эго-системы и методам его усовершенствования; психотерапевтическое же консультирование более специфично и занимается следующими двумя уровнями личности, речь о которых пойдет ниже. Таким образом, цели на консультационном уровне сводятся к тому, чтобы улучшить понимание клиентом возможностей своего Эго. Примерами служат его искусство строить взаимоотношения и осознание им своих свойств, умений и способностей. Цели психотерапии, напротив, заключаются в том, чтобы разобраться в защитных процессах и побуждениях подсознательного ядра личности, а не просто помочь клиенту понять возможности своего эго и привести в более зрелое состояние систему «Я». Следствия из такой модели функционирования эго-системы для консультирования и психотерапии будут рассмотрены в главе 9, посвященной интерпретациям.
Гипотеза о системе «Я»
Третье кольцо на рис. 7 обозначено как SS, или система «Я». В принципе, эта система представляет собой размытую, недифференцированную, полусознательную (а зачастую и бессознательную) часть личности. Эта система близка к той сущности, которую Юнг и Салливан описывают как «Я» (самость) и которую обычный человек (не психолог) назовет «Я сам» или «Настоящий я». В этом смысле она является скорее ценным приобретением, нежели биологическим наследием, хотя предполагается, что у каждого индивидуума имеется огромный потенциал для развития своей базовой индивидуальности во всей ее неповторимости и глубине. На наш взгляд, лишь немногие люди достигли осознания возможностей, открывающихся при развитии «Я» и обращении к своей базовой индивидуальности, к системе своего «Я».
Достижение зрелости системы «Я» — одна из главных целей психотерапевтического консультирования. Окончательное ее достижение лучше всего описывается концепцией «самоактуализации» у Маслоу и Гольдштейна или концепцией «полностью функционирующей личности» у Роджерса, которые обсуждаются в главе 4. Религиозный опыт, в его широком понимании, по-видимому, переживается именно на этом, творческом, уровне личности, где достигается ощущение единства со вселенной, слияния с нею.
В незрелой (согласно нашему определению) личности поверхностные (или сознательные) и глубинные (или бессознательные) элементы личности остаются разрозненными, не связанными друг с другом. У зрелой личности система «Я» (самость) становится средоточием личностного развития. Именно в системе «Я», а не в эго-системе и не в защитной системе происходит это личностное развитие. Для незрелой же личности характерна тенденция развиваться за счет эго-системы.
Потребность в развитии системы «Я» проявляется в поздней юности, когда, например, молодой человек, приближающийся к 20-летнему возрасту, присматривается к себе и проявляет больше интереса к социальным идеалам и внутренним ценностям. Как представляется, этот интерес быстро слабеет из-за проблем начинающегося взросления, когда он вынужден больше присматриваться к окружающему миру в поисках полезных возможностей, скажем, при выборе профессии и в начале профессиональной карьеры. Затем, в среднем возрасте, когда индивидуум хотя бы минимально овладел контролем над своими внешними условиями жизни, он склонен к поискам контроля внутреннего типа, выражающегося в объединении его эго-системы и системы «Я», а также в осознании своей неповторимой индивидуальности. Очевидно, что ни один человек не в состоянии полностью осознать свою неповторимую базовую индивидуальность; тем не менее, эта идея Юнга рассматривается нами в качестве частично достижимой личной и психотерапевтической цели.
Из вышесказанного следует, что в системе «Я» локализуется система ценностей индивидуума. Жизненные надежды, цели и ценности человека, по-видимому, появляются и кристаллизуются именно на этом уровне. Поскольку упомянутые нами характеристики личности относительно устойчивы и систематически последовательны в жизни взрослого человека, они действуют в качестве мощных мотивационных сил внутри личности. Одна из целей психотерапевта заключается в том, чтобы внимательно изучить систему ценностей клиента и помочь ему перевести ее в более явную форму.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!