Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социокультурная динамика П.А. Сорокина



Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) – один из крупнейших социологов ХХ в. Свою научную деятельность он начал в России, в Санкт-Петербургском университете. После революции, в 1922 г., эмигрировал в США. Основная работа Сорокина в области культурологии – 4-томное исследование «Социальная и культурная динамика» (1937–1941).

Хотя Сорокина относят к числу сторонников цивилизационного подхода, его концепция существенно отличается от концепций Данилевского, Шпенглера и Тойнби. На теоретические построения Сорокина решающее влияние оказал метод идеально-типических моделей немецкого социолога Макса Вебера.

По мысли Сорокина, история представляет собой не процесс развития и упадка отдельных, замкнутых цивилизаций, а последовательную смену нескольких основных типов культур. В основе этих типов лежит различие мировоззрений, т.е. системы представлений человека о мире и самом себе.

На вопрос, какова природа реальности, возможны два принципиально различных ответа. Либо реальность имеет идеальную (сверхчувственную) природу, то есть в основе окружающего мира лежит сверхъестественное, божественное начало. Либо реальность обладает чувственной природой, и, следовательно, никакой сверхчувственной составляющей не существует.

На этом основании Сорокин различает два типа ментальности и два основных типа культуры: идеационный и сенситивный.

Идеационный тип нацелен на сверхъестественное бытие. Соответственно, главным в человеке признается духовное начало. Духовные потребности – на первом плане. Способом их удовлетворения является минимизация физических нужд, аскетизм, личное самосовершенствование, а не преобразование внешней среды.

Сенситивный тип в качестве единственной реальности признает материальное, чувственное бытие. Человек рассматривается прежде всего как физическое существо. Потребности и стремления людей носят главным образом материальный, физический характер. Способ их удовлетворения – преобразование внешней среды.

Сорокин подчеркивает, что в чистом виде идеационная и сенситивная модели культуры никогда полностью не реализуются в конкретном обществе. Это некие идеальные типы, к которым тяготеет культура того или иного социума. Иначе говоря, в истории отдельных обществ в одни периоды доминирует идеационная, а в другие – сенситивная культура. Но есть и периоды, в которые оба эти типа смешиваются в различных пропорциях. Культур смешанного типа много, но обычно они неустойчивы, в них отсутствует целостность. Целостная, интегрированная форма смешанной культуры получается только тогда, когда удается более или менее непротиворечивым образом согласовать оба противоположных типа ментальности. Возникающую на этой основе культуру Сорокин называет идеалистической.

Идеалистический тип допускает, что реальность носит двойственный, духовно-телесный характер. Поэтому нормальное состояние для человека – это стремление удовлетворить и материальные, и духовные потребности, где духовные потребности рассматриваются как высшие по сравнению с материальными. Способ их удовлетворения заключается, с одной стороны, в целесообразном преобразовании внешней среды, а с другой – в совершенствовании духовного мира личности.

Таким образом, Сорокин выделяет три основных типа интегрированных (целостных) культур: два противоположных – идеационный и сенситивный, и третий смешанный, промежуточный между ними – идеалистический.

Подобно своим предшественникам, П. Сорокин утверждает, что всякая культура имеет свой срок существования: она рождается, расцветает и умирает. Ученый считает, что все типы культуры достойны восхищения в период их расцвета и сожаления – в периоды упадка.

Причины гибели культур кроются не во внешних воздействиях, а в исчерпании собственного внутреннего потенциала. По мере исчерпания своих возможностей культура теряет способность к ценным новациям, их место занимают псевдоновации, перепевающие старые мотивы. Такая утратившая жизненную силу культура уступает место другой, несущей в себе новые возможности.

С этих позиций Сорокин оценивает состояние современной европейской культуры, переживающей кризис. Уже около шести столетий продолжается господство сенситивной культуры в западном мире. Однако, начиная с конца XIX в., она вступила в стадию своего разложения. В чем проявляются признаки этого разложения?

Как отмечает Сорокин, западное искусство становится «товаром для массовой продажи», «приложением к рекламе», спутником более «солидных» ценностей – пива, автомобиля и т.п. Оно не возвышает личность, а принижает до уровня толпы. Кроме того, искусство превращается в музей «социальной патологии»; в центре его внимания оказываются не позитивные идеалы, а насильники, убийцы, маньяки.

Размывается и теряет определенность система истины. Происходит стирание граней между истиной и заблуждением, знанием и невежеством. Противоположные суждения воспринимаются как равноправные. Целостное мировоззрение утрачивается, подменяется мешаниной из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки, философии, религии и суеверий. Появляется масса псевдоученых и псевдофилософов, которые маскируют словесными выкрутасами отсутствие идей.

Этические и юридические нормы девальвируются. Допустимым начинает считаться все, что выгодно. Это позволяет оправдывать любое поведение. Уменьшается безопасность жизни. В обществе под прикрытием демократии воцаряются волчьи законы. Свобода становится мифом для большинства и вседозволенностью для меньшинства. Арбитром в человеческих отношениях выступает грубая сила. Правительства делаются деспотичными.

Все это свидетельствует о том, что западная сенситивная культура исчерпала себя. Этот вывод Сорокина согласуется с оценками Данилевского и Шпенглера. Однако Сорокин не разделяет пессимизма Шпенглера и его вывода о «закате Европы». Речь должна идти не о гибели западной цивилизации, а всего лишь о закономерной смене ее устаревшей сенситивной формы на новую, идеалистическую, более жизнеспособную.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие исторические типы культуры выделял П. Сорокин? Что выступает основанием каждого культурно-исторического типа?

2. Что такое сенситивный тип, и каковы его характеристики?

3. Чем идеационный тип отличается от сенситивного?

4. Что Сорокин понимает под смешанными типами? Какие этические модели поведения характерны для трех основных культурных типов?

5. К какому типу культуры принадлежит современная европейская культура?

6. Разделяет ли Сорокин тезис о неизбежности гибели всякой культуры?

7. Чем идеи Сорокина отличаются от идей других представителей цивилизационного подхода?

Литература

Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. – СПб.: РХГИ, 2000.

Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992.

Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. –
2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 (Раздел II, гл. 6 – П.А. Сорокин о динамике культуры).

Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин.– СПб.: Лань, 2003 (Часть 3, гл. 4, §5 – П. Сорокин. Социальная и культурная динамика).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2756 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...