Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О. Тоффлер о динамике культуры



Олвин Тоффлер (род. 1928) – американский социолог, культуролог и публицист. В студенческие годы был одним из активистов левого движения.

Первая же работа Тоффлера «Шок будущего», вышедшая в 1970 г., принесла ему широкую известность (в русских переводах она выходила под названием «Футурошок»). Прочитав эту книгу, тогдашний президент США Ричард Никсон поручил своим сотрудникам разработать меры, необходимые для предотвращения опасностей, указанных Тоффлером.

В своей книге Тоффлер поставил задачу дать целостную картину современной техноцивилизации и указать на проблемы, которые она порождает. Тоффлер выделяет три главные черты, которые радикально отличают современный этап социокультурного развития от предшествующих:

– ускорение и связанные с ним явления скоротечности и эфемерности;

– ситуация постоянной новизны;

– многообразие форм духовной и материальной культуры.

Ускорение – фундаментальная характеристика современной цивилизации. Оно затрагивает все происходящие в обществе процессы: от демографических до технических и информационных.

Так, например, в современном обществе происходит самая широкая и быстрая урбанизация в истории. В 1850 г. лишь 4 города на земле насчитывали миллион и более жителей. К 1900 г. их число выросло до 19, а к 1960 г. их было уже 141. Таким образом, за столетие количество городов-миллионников увеличилось в 35 раз!

Та же тенденция к ускорению наблюдается в области потребления энергии. Примерно половина всей энергии, потребленной человечеством за последние две тысячи лет, приходится на ХХ столетие. За один век было использовано столько же энергии, сколько за предыдущие 19!

Наглядным примером ускорения может служить и нарастание скорости передвижения. На протяжении 3,5 тысяч лет, с тех пор как была приручена лошадь и изобретена колесная повозка, скорость передвижения оставалась неизменной и составляла 30–50 км в час. Армии Наполеона передвигались с такой же скоростью, что и армии Цезаря. Появившийся в 1825 г. первый паровоз развивал максимальную скорость 13 миль (20 км) в час. Только в 80-х годах XIX в. скорость паровоза увеличилась до 100 миль (160 км) в час. Для установления этого рекорда человечеству потребовались миллионы лет. Однако ему потребовалось всего 58 лет, чтобы увеличить этот результат в 4 раза: к 1938 г. скорость самолетов достигла 400 миль в час. Через 25 лет этот рекорд был удвоен. К концу 60-х годов реактивные самолеты приблизились к скорости 4 тыс. миль в час, а космические корабли облетают Землю на скорости 18 тыс. миль в час.

К какой бы серии показателей мы не обратились, – пишет Тоффлер, – всюду проявляется та же тенденция к ускорению: проходят тысячелетия за тысячелетиями, а в наше время – внезапный выход за мыслимые пределы, фантастический скачок вперед.

Ускорение темпов жизни придает ей новые качества – быстротечности и эфемерности. Контакты человека с вещами и с другими людьми приобретают все более временный и непостоянный характер. Если раньше вещи служили человеку на протяжении всей его жизни, то современная цивилизация – это общество «одноразовой посуды»: использовал – выбросил. И в человеческих отношениях преобладают сугубо функциональные, поверхностные, деловые контакты. Средняя продолжительность отношений с вещами и людьми становится все короче и короче.

Скорость определяет темп жизни людей. По подсчетам социологов, нормой стали ежегодные передвижения людей на расстояния большие, чем они совершали полстолетия назад за всю свою жизнь. То же самое относится к объему информации, в среднем получаемой человеком, к количеству его встреч, впечатлений и т.д.

Другой принцип современной техноцивилизации – это новизна. Современный человек живет в атмосфере новизны: от новинок техники и товаров до новых киногероев и эстрадных «звезд».

К новизне добавляется невиданное ранее разнообразие культурных явлений: потоки всевозможной информации, книг, газет, рекламы, товаров, идей, ценностей. Это разнообразие зачастую ставит человека в тупик. Легко выбрать из трех наименований стирального порошка, из ста – намного сложнее. Выбор, вместо того чтобы раскрепощать личность, становится настолько трудным и дорогим делом, что превращается в свою противоположность.

Сочетание этих трех факторов: разнообразия, быстротечности и новизны, – приводит к тому, что Тоффлер обозначает как «исторический кризис адаптации». Ведь человек – не машина, а биологическое существо и, при всей пластичности своей природы, его биологические возможности не безграничны. Кризис адаптации наступает тогда, когда параметры окружающей человека техносферы начинают превышать его психологические и физические возможности. Симптомами этого кризиса является рост психических расстройств, неврозов, агрессивности, просто отсутствие душевного равновесия. Все большее количество людей испытывает чувство страха, одиночества, ощущает потерю жизненных ориентиров, сталкивается с трудностями идентификации. Миллионам людей, – пишет Тоффлер, – угрожает адаптационный шок – шок от столкновения с будущим.

Технический прогресс порождает не только психологическое, но и физическое загрязнение окружающей среды. Современная цивилизация привела планету к экологическому кризису. С увеличением технического могущества возрастают и его побочные эффекты. Может ли человечество справиться с этими проблемами?

Первым условием выхода из кризиса Тоффлер считает изменение системы управления обществом. Время господства технократических элит, промышленно-финансовых корпораций должно уйти в прошлое. «Технократы страдают близорукостью» – считает Тоффлер. Им свойственно помышлять только о непосредственных выгодах. В погоне за прибылью они пренебрегают социальными, культурными и экологическими последствиями технического роста. Но сегодня проблемы техники нельзя решить только в рамках техники. Они становятся политическими проблемами, поскольку затрагивают интересы всего общества. Широкие массы населения должны быть допущены к принятию политических решений.

Но и само общество должно отдавать себе ясный отчет в происходящем. Нельзя вести себя так, будто проблемы современной цивилизации тебя не касаются. Общество сверху донизу должно проникнуться социальным сознанием, ориентированным на будущее. Если этого не произойдет, то социальные и природные процессы могут выйти из-под контроля и стать неуправляемыми. Таким образом, демократизация жизни и изменение сознания – вот путь к преодолению кризиса.

Если в первой своей работе Тоффлер анализировал состояние современной цивилизации, то в следующей своей книге – «Третья волна» (1980), он рассматривает современный этап в контексте мировой истории.

Процесс развития цивилизации имеет, согласно Тоффлеру, циклично-поступательный, волнообразный характер. В основе этого поступательного развития лежит эволюция техники. Характер технических средств определяет характер экономической деятельности, которая в свою очередь определяет тип социальных институтов, политических элит и формы идеологии. Три исторических типа техники (ручная, машинная и автоматизированная) определили три доминирующих вида экономической деятельности (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг и информации) и соответствующие им типы общества и культуры: аграрный, индустриальный и постиндустриальный.

Первая, аграрная «волна», шедшая почти 10 тысяч лет, была основана на примитивной технологической базе с ручными орудиями труда. Для нее характерно господство военного сословия, а в духовной сфере – религии. Аграрная цивилизация была самой длительной в истории, ей присущ медленный темп перемен и устойчивость социальных связей.

«Вторая волна» – индустриальная цивилизация, которая началась в XVI–XVII вв. Она породила индустриально-заводской тип культуры. Для него характерны централизация, массовость, единообразие. Во главе общества стоят промышленные корпорации, управляемые технократами. В духовной сфере индустриализм порождает массовую культуру, рассчитанную на безликих, лишенных индивидуальности потребителей.

Со второй половины ХХ в. начинается «третья волна», технологическую основу которой составляют автоматизированные линии производства, компьютеры, электроника. Этот новый технологический базис влечет за собой переворот в социальной и культурной сфере. Параметры индустриального общества меняются на противоположные:

– стандартизация заменяется многообразием стилей и форм;

– централизация общества сменяется многообразием;

– синхронизация индустриального труда – скользящим графиком;

– массовое производство – небольшими партиями и индивидуальными моделями;

– узкая специализация заменяется универсальной подготовкой, дающей возможность переключения на новый вид деятельности.

Обрисованные Тоффлером тенденции представляют в значительной степени идеализацию существующей социокультурной ситуации. Это еще не настоящее, а ближайшее будущее человечества. А вот каковы перспективы человеческой цивилизации в рамках глобальной эволюции? Ответ на этот вопрос попытался найти выдающийся советский философ Э.В. Ильенков.

Роль культуры в эволюции Вселенной:





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1076 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...