Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Энергетическая концепция культуры Л. Уайта



Основоположником неоэволюционного подхода в культурологии был выдающийся американский антрополог и культуролог Лесли Алвин Уайт (1900–1975). Вклад Уайта в становление культурологического знания столь значителен, что сегодня его называют «крестным отцом» культурологии.

Однако при жизни его идеи встречали сильное сопротивление и долгое время оставались непризнанными. Академическая карьера Уайта складывалась нелегко. Причиной тому служили научные и политические взгляды ученого. Будучи талантливым лектором и страстным полемистом, Уайт резко критиковал креационизм в науках о культуре, последовательно отстаивая эволюционные взгляды на происхождение человека и общества. В Америке 30–50-х годов пропаганда эволюционизма была делом небезопасным. До второй половины ХХ в. эволюционное учение в США влачило полулегальное существование, а в некоторых штатах находилось под запретом. За пропаганду эволюционизма католическая церковь города Энн-Арбор, в котором находится Мичиганский университет (где преподавал Лесли Уайт), отлучила ученого от церкви.

В 1929 г. Уайт побывал в СССР. После возвращения он вступил в Социалистическую рабочую партию и писал статьи в партийной газете под псевдонимом Джон Стил (John Steel) – Джон Стальной. Социалистические и просоветские взгляды также негативно сказались на его карьере. В течение 13 лет Лесли Уайт оставался ассистентом профессора, хотя к середине 30-х годов его научные работы уже получили известность.

Признание пришло к Уайту только в 60-е годы, когда левые идеи в США приобрели широкую популярность, а в гуманитарных науках начался своего рода культурологический бум. В 1964 г., в возрасте 64 лет, ученый был избран президентом Американской антропологической ассоциации. Его приглашали для чтения курсов в крупнейшие университеты США: Чикагский, Йельский, Колумбийский, Гарвардский, Калифорнийский.

Основные труды Уайта посвящены обоснованию культурологии как науки. В 1949 г. он выпустил книгу «Наука о культуре», в которой пропагандировал создание новой гуманитарной дисциплины под названием «культурология». Сейчас это может показаться странным, но термин «культурология» прививался в американской науке с трудом. Одни находили его «варварским», другие считали новую науку излишней, полагая, что вполне достаточно такой дисциплины как культурная антропология. И хотя сам Уайт указывал, что термин «культурология» уже употреблялся различными учеными – от знаменитого британского антрополога Эдуарда Тайлора (1871) до лауреата Нобелевской премии немецкого химика Вильгельма Оствальда (1915) – именно благодаря настойчивости Уайта новая наука с таким названием постепенно приобрела официальные права.

Культурологическая концепция Уайта во многом опередила время и получила признание лишь в 90-е годы ХХ в. в связи с распространением идей синергетики и появлением такого научного направления как глобальная история. Задолго до возникновения глобальной истории Уайт стремился истолковать феномен культуры в контексте космической эволюции. По сути, он продолжил идеи Гердера, только на более высокой стадии развития научного знания.

Свою культурологическую концепцию Уайт изложил в ряде работ, из которых главное значение имеет статья «Энергия и эволюция культуры» (1943), вошедшая потом в качестве главы в его основной труд «Наука о культуре» (1949). Согласно Уайту, культура – это самоорганизующаяся термодинамическая система, функционирующая по естественным законам. Она представляет собой экстрасоматический механизм приспособления человека к природной среде.

Что значит «экстрасоматический» («сверхорганический»)? Все биологические виды вырабатывают в ходе эволюции органические (соматические) приспособления: жабры или легкие, панцирь или шерсть, когти или копыта. Человек – единственный биологический вид, у которого ведущее значение приобретают не органические, а сверхбиологические механизмы приспособления. Человек не обрастает на зиму шерстью, а шьет теплую одежду. Он пьет не из лужи, а из чашки. Он защищается не когтями, а оружием. Между человеком и природой появляется посредник – это созданная самим человеком искусственная среда в виде орудий труда, одежды, жилища, утвари, орудий защиты и нападения и так далее. Этот предметный мир, равно как и деятельность по его созданию, отношения, возникающие между людьми в процессе этой деятельности, а также представления людей о мире – все это вместе взятое и составляет то, что мы обозначаем словом культура.

Таким образом, культура, по Уайту, представляет собой взаимосвязанную систему, которая состоит из трех слоев, или подсистем: технологической, социальной и идеологической.

Технологическая состоит из инструментов и орудий труда, а также строительных материалов, средств нападения и защиты, транспорта и связи. Данная сфера обеспечивает взаимодействие с природной средой и способствует физическому выживанию человека.

Социальная включает в себя отношения между людьми, типы родства и коммуникации: экономическую, политическую, военную, профессиональную системы.

Идеологическая представляет собой совокупность знаний, идей, верований. К ней относятся мифология, религия, искусство, право, философия, наука.

Технологическая подсистема первична, она лежит в основании. Социальные отношения являются производными от технологической подсистемы, а тип идеологии зависит от характера социальных связей. Технология, таким образом, определяет всю культурную систему в целом. Безусловно, мировоззрение оказывает обратное влияние на технологическую и социальную подсистемы. Но влиять, как пишет Уайт, – это одно, а определять – другое. Отсюда следует, что культурный прогресс определяется, прежде всего, прогрессом технологии. Но как определить степень технологического прогресса?

Уайт исходит из того непреложного факта, что человек как живая система существует благодаря обмену веществом и энергией с окружающим миром. При помощи технических средств человек извлекает вещество и энергию из живой и неживой природы. Жизнь есть не что иное как борьба за свободную энергию. Поэтому первоочередная функция технологии как фундамента культуры – извлечение энергии и употребление ее на пользу человеку. Энергетический критерий, согласно Уайту, и есть главный показатель развития культуры. Он складывается из трех параметров:

– количество потребляемой энергии на душу населения в год;

– эффективность технологических средств извлечения и использования энергии;

– объем произведенных благодаря этому предметов и услуг.

Отсюда Уайт выводит формулу энерговооруженности, которая, по его мнению, позволяет с научной точностью определять уровень развития культуры: Е × Т → С, где С – уровень развития культуры; Е – количество энергии на душу населения в год; Т – степень эффективности орудий труда.

Основной закон культурной эволюции, как его формулирует Уайт, гласит: культура развивается по мере увеличения потребляемой энергии и роста эффективности орудии труда. На основе этого закона Уайт выделяет четыре этапа в эволюции культуры:

– первобытный, основанный на энергии человеческого организма;

– аграрный, основанный на использовании энергии растений и животных;

– индустриальный, основанный на использовании энергии минерального сырья: угля, нефти и газа;

– современный, основанный на использовании ядерной энергии.

Первым источником энергии, который использовался в самых ранних культурных системах, был организм самого человека. Мощность его невелика, примерно 1/10 лошадиной силы. Если принять во внимание женщин, детей, стариков, больных, то в среднем энергетические ресурсы древнейшей культурной системы следует считать за 1/20 лошадиной силы. Неудивительно, что древнейшие культуры человечества, основанные на столь скудных энергетических ресурсах, сами были простыми, скудными и грубыми. Они существовали на протяжении сотен тысяч лет, пока не наступил резкий скачок в культурном развитии.

Этот скачок был связан с переходом к земледелию и скотоводству. В научной литературе его принято называть неолитической революцией. Уайт называет этот культурный сдвиг аграрной революцией. Человек смог поставить себе на службу энергию растений и животных. Животные перестали служить только пищей, а стали использоваться в качестве тяглового и транспортного средства, что значительно расширило возможности человека.

Именно после освоения человеком новых технологий земледелия и скотоводства возникли великие цивилизации в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, а в Новом Свете – в Мексике, Центральной Америке и Андах. Все великие цивилизации древности основывались на культивировании злаков; ни одна великая культура не возникла без возделывания зерна.

Следующий скачок в развитии культуры произошел только в Новое время, когда люди научились использовать энергию угля, а затем нефти и газа при помощи парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания. Последствия новой топливной революции, как называет ее Уайт, были во многом схожи с последствиями аграрной: рост народонаселения, укрупнение политических объединений, рост городов, быстрое развитие наук и искусств.

Современный этап культурной эволюции, по мнению Уайта, будет определяться новым источником энергии – энергией атомного ядра. Впервые за всю историю культуры удалось преобразовать энергию, которая не является энергией Солнца. Уайт отмечает, что пока еще применение этого нового вида энергии не вызвало скачка в развитии культуры. Но это, по его убеждению, должно произойти. Учитывая, что Уайт писал эти строки в 1949 г. (когда только две страны имели ядерные технологии – США и СССР), сегодня мы можем оценить правильность сделанного им прогноза. Действительно, с 60-х годов ХХ в. начинается процесс, который в научной литературе получил название научно-технической революции. Во второй половине ХХ в. произошел резкий технологический рывок, повлекший за собой преобразование всей культурной сферы. Уайт планировал написать работу об этих масштабных сдвигах, но смерть помешала ему осуществить свой замысел. Об этих изменениях написал один из его последователей О. Тоффлер.

Тоффлер впоследствии развил и другую идею Лесли Уайта – отмеченный им факт ускорения темпов развития культуры по мере совершенствования технико-технологической базы. Уайт отмечал, что первобытный период был самым длительным в развитии культуры. Однако в эпоху позднего неолита и раннего бронзового века темпы экономического и культурного роста уже значительно превышали показатели палеолита и мезолита. Аграрной революции потребовалось всего несколько тысячелетий (по сравнению с миллионом лет предшествующего периода), чтобы развиться в полной мере. Топливная же революция началась всего каких-нибудь 150–200 лет тому назад, но с тех пор произошли изменения более глубокие, чем за весь период предшествующей истории. Современная жизнь отличается от жизни наших предков, живших двумя-тремя поколениями раньше, более разительно, чем их жизнь отличалась от цивилизованной жизни на заре письменной истории.

Правда, новая ядерная технология несет в себе и опасность тотального уничтожения. Такой вариант возможен, но Уайт надеялся, что человечество сможет его избежать. Для этого необходимо преобразовать современную социальную систему, которая стала тормозом дальнейшего культурного прогресса.

Технико-энергетическая концепция культуры Л.А. Уайта послужила отправной точкой для многих социологических и культурологических теорий, которые известны под общим названием технократически х. Одной из них, ставшей прямым продолжением исследований Уайта, является концепция «третьей волны» упомянутого выше Олвина Тоффлера.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3674 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...