Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Католичество в эпоху Просвещения



После Вестфальского мира влияние папства в Европе заметно упало. В 1654 и 1658 гг. Германский рейхстаг ограничил права папских нунциев в делах империи указывая им на их непосредственные обязанности.

Внутри Католической Церкви возникает харизматическое учение еп. Корнелия Янсения-бывшего проф. Лувенского ун-та. Он написал труд “Augustinus”-в котором доводит до крайности его учение о спасении. В этом пункте он стал очень близок кальвинистам верившим в безусловное предопределение. Подвергается критике также папское правление и орден иезуитов. Первым осудил янсенизм папа Урбан VIII в 1642 г., но это течение ещё долго просуществовало находя поддержку даже в высших слоях духовенства. Писатели Паскаль и Расин также примкнули к нему. Снаружи Католичеству приходится противостоять идеям прсвещения возникшим сперва в Англии, а затем проникшим на материк. Просвещение обрушилось с критикой на средневековое миропонимание приводя как аргумент достижения науки и техники.

Наступление нового времени продемонстрировал король Франции Людовик XIV-“король-солнце”. В области внутренней политики-неограниченным абсолютизмом (галликанством) и внешней-своей европейской гегемонией. Папы того времени были слабы и не могли затмить “короля-солнце”. Он присвоил право на доход вдовствующих епархий, право на суд над клириками без согласования с церк. властями и многие другие права. В 1682 г. он организовал синод принявший решения в духе галликанства очень ущемлявший власть Рима во Франции.

В 1700-1714 г. шла война за “испанское наследство” в результате которой испанским королём стал француз-Филипп V- внук Людовика XIV. Рим был на стороне французского претендента, чем настроил против себя всю Испанию. Папский нунций был лишён в 1753 г. 8-и “апостольских месяцев” в которые он смещал и назначал духовенство и пользовался высшей судебной властью. Отныне в Рим не поступала сумма в 500 тыс. экю ежегодно собираемая с Испании и не публиковались папские буллы без разрешения короля.

Очень энергично “просвещённый абсолютизм” действовал и в Португалии, стране ставшей цитаделью иезуитов. Во время правления Хуана V (1706-1750) народ изнемогал от них, т. к. иезуиты взяли в свои руки буквально все сферы жизни общества и инквизиции. Король лично присутствовал на всех аутодафе и не жалел денег на монастыри и храмы. Он учредил при дворце должность иезуита-патриаха, стоявшего по власти выше примаса Португалии. Страна нищала материально и духовно. Буржуазия нашла союзников в лице дворян и они вместе выдвинули на пост премьер-министра Себастьяна Помбаля (1699-1782) считавшего необходимым избавить королевскую власть от опеки иезуитов, а Португалию от власти Рима. Лиссабонское землятрясение 1755 г. унесло 30 тыс. жизней и это сыграло на руку иезуитам объяснявших суеверному народу, что это гнев Божий на Помбаля. Тот же в ответ, не обращая на это внимания, потребовал от короля изгнания иезуитов из дворца без права возврата. Он писал: “Среди иезуитов нет почти ни одного человека, который был бы похож на духовное лицо. Все они купцы, полит. интриганы низшего пошиба, дерзкие солдаты, проявляющие свою храбрость в отношении безвольных рабов…Мелочные тираны преступления которых заставляют забыть самые кровавые события на протяжении десятков веков”. Паписты подняли шум против действий Побаля. Высший церковный совет Кастилии и великий инквизитор Кинтано посановили сжечь все его указы против иезуитов и запретили им подчиняться под страхом смерти. Однако папа Бенедикт XIV решил разобраться с делами в Португалии и поручил кард. Салданье изучить вопрос. Тот в своём докладе подтвердил многие обвинения Помбаля против иезуитов и в результате те получили запрет на проповеди и наставничество в Лиссабонском диоцезе. В разгар конфликта на Помбаля было покушение и тот не замедлил с ответом. Супериор ордена и многие его члены были арестованы, имущество конфисковано, а в 1759 г. все иезуиты были высланы из страны. Из-за этого новый папа Климент XIII прервал отношения с Лиссабоном. Послы европейских держав потребовали вообще распустить орден иезуитов, но папа на это не пошёл. В 1769 г. на его место был избран Климент XIV (1769-1774) который и распустил орден в 1773 г. Генерала ордена Лоренцо Риччи и его заместителя заточили в замок Св. Ангела. Многие иезуиты нашли убежище в Пруссии и России.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...