Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Й период:Подчинение философии богословию



В этом периоде преобладает неоплатонизм и христианский мистицизм. Ирландец Скотт Эригена в IX в. воспризводил учение Платона и Плотина. Продолжается спор реалистов и номиналистов начатый ещё Платоном и Аристотелем о идеях:о том, существуют ли всеобщие понятия (напр. человечество) помимо выражающих их субъектов (Платон) или они существуют в самих субъектах (Аристотель).

Первоначально вопрос решили в платоновском смысле:понятия соотв. сущностям обособленным от нашей мысли и от природы. Так думали Ансельм Кентерберийский в XI в. и Вильгельм из Шампо. Номиналисты же (Росцеллин и др.) учат, что идеи не больше чем слова и имена. Средним путём идёт концептуализм Абеляра. Согласно ему всеобщие понятия явл. порождениями мысли.

К мистикам этого периода можно отнести св. Бернарда Клервосского и Гуго и Ричарда из аббатства св. Виктора. Они предпочли мистическое благочестие рационализму, но тоже признавали некую свободу мысли. Дабы пресечь свободомыслие РКЦ в 1209 г. анафематствует творения Аристотеля, а через некоторое время признаёт его Praecursor Christi in rebus naturalibus.

2-й период. Слияние философии и богословия.

Арабские мыслители Авиценна и Аверроэс перевели и дали комментарии греческим философам. Евреи бежавшие из Испании от арабских преследований донесли эти комментарии до христиан в изложении Маймонида (XII в.) Под их влиянием доминиканец Альберт Вел. и его ученик Фома Аквинат пытаются примирить аристотелизм с христианством. В своём учении о воле Фома ограничивает свободу человека физическим содействием Бога. Он вечно желает чтобы мы совершили то или иное действие, но сделали это свободно. В своём определении Бога Фома выдвигает признак разума предпочтительно перед признаком воли. Бог совершенен более по природе чем по свободной воле. Благодать по Аквинату тварна:всё существующее есть субстанция (substantia), имеющая определённые качества (accidentes). Для Фомы благодать и есть это самое accidens;благодати нет, если нет и объекта на который она может воздействовать. Фома не допускает, что благодать нетварна и является согласно актам Конс-го собора 1351 г. “возсиянием и энергией, нераздельно и вечно происходящей от самой Божественной сущности”, ибо в таком случае она не отличается от нетварной и непознаваемой сущности Божией.

В противовес сухим логическим доводам доминиканцев францисканцы-мистики поставили метафизическое познание. Это Дунс Скотт, Бонавентура, Роджер Бэкон. Вопреки Аквинату они в свободе действия видели личное начало. В Божестве как и в человеке воля выше разума.

3-й период. Разъединение философии и богословия.

Свобода духа проявившаяся в н. XIV в. была началом упадка схоластики. От неё отказались и диалектики и мистики. Вильям Оккам был последним представителем чистой диалектики. Он возобновил спор реалистов и номиналистов, относя себя к последним. Параллельно с отвращением к логике и рациональной метафизике растёт интерес к мистицизму. Его представителями считаются Петрарка в Италии, Экгарт и Таулер в Германии, Фома Кемпийский в Нидерландах.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...