Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Схизма при патр. Акакии



В 482 году имп. Зенон издал “Формулу единства”(Энотикон) автором котрой был патр. Акакий Константинопольский. В “Формуле” не было еретических высказываний и не было также халкидонской формулы о двух природах Христа- неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно -, и вообще о Халкидонском соборе там не упоминается как о вселенском. В этом Зенона и Акакия обличали папы Симплиций (468-483) и Феликс III (483-492). Никто тогда и Рим в том числе не понимал, что одну и ту же веру можно изложить разными словами и поэтому Константинополь был заподозрен в ереси. В то время как раз возникают волнения в Александрии по поводу двоевластия. После смерти в 477 г. патр. Тимофея Элура александрийцы на его место избрали Иоанна Талайю, а столица назначила Петра Монга. Талайя поехал в Рим с жалобой и папа созвал в 484 г. собор который анафематствовал Акакия и тех кто принял Энотикон. Началась 30-летняя схизма. Рим требовал вычеркнуть Акакия из диптихов но этого никто не делал. Лишь при имп. Юстине и патр. Иоанне II Каппадокийце в 519 состоялся собор подтвердивший халкидонские постановления и папа Гормизда тогда смягчился и прислал легатов для примирения. Они привезли “Формулу Гормизды” с папистической доктриной. Все приверженцы Энотикона настоянию легатов должны быть вычеркнуты из диптиха и каждый подписавшийся впредь обязуется следовать предписаниям Апостольской кафедры. Константинополю было сложно с этим согласиться но обстоятельства вынуждали. Греки составили к “Формуле” преамбулу в которой сказано: “под апостольской кафедрой следует понимать кафедру Рима вообще -, как Ветхого, так и Нового…”Преамбула уничтожала смысл римских требований. Папа же остался убеждён, что именно он заставил восток покориться.

На Пасху 27 марта была отслужена совместная литургия, на чём схизма прекратилась.

7. Имперская церковь против папской в эпоху имп. Юстиниана (527-565 гг.)

Заключение мира в 519 году выглядело триумфом папства, но уже Гормизда видимо предчувствовал, что с новым правлением в Константинополе можно опасаться ещё более значительных трудностей чем прежде. Его предчувствия сбылись с воцарением Юстиниана-типичного представителя идеи имперской церкви. Его идеалом было единство, ради которого он пытался вернуть потерянные западные территории и устранить разногласия в Церкви. Речь идет об устранении монофизитского раскола. Путь к единству Юстиниан прокладывал как богоизбранный высочайший правитель единого христианского сообщества. Церковь при этом была втянута в единый гос. механизм

Юстиниан почтительно относился к Римской кафедре но не смешивал её с теми кто ею руководит. Пример этому - плен папы Сильверия в 537 г. И папы Вигилия в 545 г. Последний был схвачен в храме св. Цецилии и насильно доставлен сперва на Сицилию, а потом в столицу. Юстиниан нуждался в его поддержке в осуждении Феодора, Ивы и Феодорита, однако папа противился осуждению уже умерших людей и не желал коррекции халкидонских постановлений. Патр. Мина и папа обменялись по этому поводу отлучениями и опять возникла схизма. Она длилась недолго, до праздника апп. Петра и Павла. Вигилий уступил и в своём “Judicatum” осудил кого требовалось. Почти весь Запад восстал против этого и папа оказался между 2-х огней. Ему долго пришлось ходить по лезвию бритвы, но в конце концов он отказался от осуждения “трёх глав”, за что был опять унижен людьми императора. Раскол закончился тем, что новый патр. Евтихий в 553 г. прислал папе своё исповедание веры и тот остался доволен.

Тем временем Юстиниан развивал доктрину о власти императора. В 105 новелле и в предисловии к 6-й утверждается, что император послан Богом как живой закон для людей…это распространяется и на дела Церкви и не подчиняющийся этому, будь он хоть верховным первосвященником (папой) он почувствует на себе гнев императора как всемогущего господина гос-ва и Церкви.

Перед епископами Юстиниан испытывал высочайшее почтение. Они только были обязаны за него молиться, всё остальное - дело самого императора. Эта идея совершенно противоположна учению папы Геласия “о двух властях”. Он писал патр. Анастасию: “Император есть сын Церкви и в церк. делах должен учиться, а не поучать. Епископу, согласно воле Божией, принадлежит управление Церковью, но не мирская власть... все знают, что престол св. Петра имеет право развязывать то, что связано суждением других епископов. Он может иметь суждение о всей Церкви, но никто не может судить о его приговоре…”.

В 553 году состоялся V всел. собор в Конс-ле. Папу Вигилия трижды приглашали на собор, но он сославшись на недомогание не приехал, а прислал свои мнения письменно. Он осуждает еретические места у Феодора и как уже умершего представляет суду Божию. От осуждения Феодорита и Ивы он уклонился т. к. они анафематствовали несторианство и были приняты Халкидонским собором. На папу опять началось гонение. Через собор император решил его смирить. Были представлены документы против Вигилия и собор признал его подлежащим низложению. Личность Феодора и сочинения Ивы и Феодорита были преданы анафеме.

При имп. Маврикии (582-602), который строго держался правоверия, все 4 Восточные кафедры опять имели общение с Римом.

8. Спор о титуле “Вселенский патриарх”

При имп. Юстиниане усилилось отчуждение Востока и Запада. Первый, более сильный на тот момент, хотел навязать свои идеи силой.

Новый конфликт на этот раз выпал на понтификат папы Григория Вел. (590-604), хотя начался при его предшественнике папе Пелагии II. (578-590) Он происходил из знатной римской сенаторской династии, в светской карьере достиг должности префекта Рима, но неожиданно для всех ушёл в монастырь, который сам же и основал в своих сицилийских владениях. Затем он основал ещё 7 монастырей. Папа Пелагий II рукоположил его в диакона и много лет он был апокрисарием (представителем папы) при византийском дворе.

Когда Григорий стал папой он начал критиковать титул “Вселенский Патриарх”- “episcopus ecumenicus ”, который с 587 г. Иоанн Постник стал применять к себе как предстоятелю Константинопольской кафедры. С 595 г. эта практика была утверждена как синодом епископов, так и императором Маврикием (582-602). Александрийский патриарх также недовольный этим, стал “в пику” Конс-лю именовать “universales ecclessiae papae” папу Григория в посланиях к нему (точно так александрийцы именовали папу Льва Великого в жалобе на Диоскора). Однако тот не принял такого обращения и стал применять к себе титул “servus servorum Dei ”-“раб рабов Божиих”.

Титул “вселенский” на Западе переводился как “универсальный” и поэтому кафедра Конс-ля была заподозрена в намёках на главенство над всей Церковью. Этого папа допустить не мог. Если под экуменой подразумевать даже только Византию всё равно это считалось недопустимым. Григорий повёл энергичную борьбу, упрекая Иоанна Постника в гордыне и зазнайстве. Приемники папы Григория также отклоняли этот титул. Так, папа Лев IX в одном из писем патр. Михаилу Керулларию этот титул называет кощунственной претензией. Столкнулись две психологии -:витиеватая греческая и юридическая римская.

Анастасий Библиотекарь через 300 лет после спора взял на себя труд осведомиться, что титул обозначает и как понимается он в Константинополе. Он выяснил, что патриарх носит этот титул не потому, что считает себя главой христианского мира, а потому что возглавляет часть мира населённую христианами т. е. Вост. Средиземноморье.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...