Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скрытое от понимания



Одна из движущих сил в исповедании Иова следую­щая: Бог закрывает понимание друзей Иова, так что они не способны точно различать, что Бог делает в его жизни. Иов вознес плач о своих друзьях: «Ибо Ты за­крыл сердце их от разумения, и потому не дашь востор­жествовать им» (17:4).

Иов говорит одно, все остальные говорят противопо­ложное. Друзья Иова согласны друг с другом. Как мо­жет Иов быть правым, а все остальные неправыми? Это очень пугает Иова — все его друзья по одну сторону ба­рьера, а он по другую, в одиночестве. Звучит единодуш­ный голос друзей против одного Иова. Иов всегда ценил своих друзей, но теперь его мучает то, что он не может принять их позицию. И пламя раздувается еще жарче тем фактом, что они искренне стараются помочь.

Если Бог подвергает вас испытанию Иова, не удив­ляйтесь, если друзья оставят вас. Это часть испытания. Бог вырывает вас из самых глубин личности. В своей искренности окружающие думают, что служат вам. Но вы чувствуете себя оставленным. Все, на кого вы надея­лись, не выдерживают интенсивности и продолжитель­ности испытания. Так было с Иовом, так было с Иисусом и так будет со многими слугами последнего времени.

Друзья Иова, как и его жена, могли бы разделить ве­ликую победу, если бы они оставались верными Иову и поддерживали его во время несчастья. Но они оставили его в бедствии. Эта оставленность была частью пекла Иова, необходимый ингредиент, специально приготов­ленный Богом. Вопросом для друзей стала вера: будут ли они верить, что Бог с этим человеком, работает с ним и ведет его к возвышению? Легко засомневаться, что это Божий человек, еще легче сомневаться, что он действует правильно в своем несчастье.

Иисус сказал ученикам: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мар. 14:27). Иисус говорил не о толпе, Он имел в виду учеников, Своих друзей, тех, кто будет рассеян и оставит Его. Вопросом для учеников была вера: веришь ли ты в момент кризиса, что Иисус это Тот, Кем Он себя называл? Все они засомневались и покинули Иисуса.

Елифаз

Елифаз, по-видимому, старший в дискуссии, поэтому он самый многословный из троих друзей. Он не теряет времени, атакуя Иова. Он говорит: «Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреп­лял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом» (4:3-5).

Елифаз упрекает Иова за то, что тот духовно поверх­ностен, за недостаток духовной стойкости. Иов совето­вал людям в тяжелые времена, но теперь, когда страда­ния пришли на него, он падает. С самого начала Елифаз не сочувствует испытанию Иова. Елифаз просто не по­нимает, что происходит с Иовом. Он проявляет напорис­тость человека, который никогда не был на этом уровне сокрушенности. Иов, напротив, переживает ситуацию с глубокой чувствительностью и благочестивым сострада­нием к другим, на которых обрушилась необъяснимая беда.

Елифаз включает обратную перемотку и проигрывает то, что он видел в прошлом: «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (4:8). Он гово­рит: «Ты лишь пожинаешь то, что ты посеял, Иов. Ты посеял порок, и теперь ты пожинаешь последствия». Затем Елифаз переключается на мистику:

И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ноч­ных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.

Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недо­статки: тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истреб­ляются скорее моли (4:12-19).

Елифаз заявляет, что он переживал посещение ан­гелов. Это «единственное» пророческое слово, которое приходит к Иову, потому что Елифаз заявляет, что у него есть послание с небес для Иова. Теперь Иов не толь­ко корчится от боли, но он должен различить, является ли это «пророческое слово» верным. Иов заключает, что Елифаз на самом деле был соблазнен демоном, но про­цесс различения очень болезненный.

Это то, что усиливает суровое испытание Иова. Когда вы оказываетесь в огне, другие придут к вам с «посла­ниями от Бога». Некоторые из них будут истинными, другие ложными, и процесс различения повернет вашу душу. Истинные слова подкрепят ваш дух, а ложные слова послужат усилению пламени, и на самом деле ус­корят осуществление Божьих целей в вашей жизни.

Елифаз наносит следующий удар. «Видел я, как глу­пец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его да­леки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступ­ника» (5:3,4). Елифаз говорит: «Ты вел себя неправиль­но, Иов, и в результате твои дети были убиты». Это злые слова. Если есть такие друзья, зачем нужны враги?

Тогда Елифаз показывает свое высокомерие: «Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (5:8). Он говорит: «Если бы это случилось со мной, позволь мне сказать, что бы я делал». Пусть Господь освободит нас от высокомерного образа мыслей о том, что мы знаем, как разобраться с муками, которые другие переживали в своих несчастьях в этом падшем мире.

Теперь мы приходим к одному из самых замечатель­ных поворотов в этой книге. Елифаз делает утвержде­ние, которое цитируется в Новом Завете: «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (5:13). Елифаз абсолютно неправильно при­меняет эту истину, но тем не менее это все же истина, и Павел цитирует ее в Первом послании к Коринфянам (3:19). Можно говорить истину, применяя ее в абсолют­но неправильной ситуации. Сатана — мастер подобных трюков (см. Мат. 4:6,7).

Затем Елифаз делает очень точное заявление: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (5:17-19). Елифаз прав на сто процентов — Иов сми­ряется Богом. Но вот где он не прав: он думает, что Иов смиряется из-за своей греховности. Он не понимает сле­дующей истины: Иов смиряется Богом по причине своего исключительного благочестия.

Подобно тому, как Бог пришел к Иосифу, Он прихо­дит к Иову и говорит: «Поздравляю, Иов! Ты держал свое сердце в чистоте среди злого поколения. Ты пос­тоянно общался со Мной. Ты избрал пути праведности и целомудрия. Поэтому Я поднимаю тебя. Я собираюсь смирить тебя и привести тебя на более высокое место во Мне, чем ты когда-нибудь знал».

Есть два способа смотреть на смирение от Бога: как на наказание или как на продвижение. Да, Бог дисципли­нирует и наказывает нашу греховность, но есть так­же смирение, которое Он приносит в жизнь избранных святых, которых Он выбрал для возвышения по причи­не их благочестия и посвящения.

В своей второй речи Елифаз говорит: «Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего» (15:9,10). Елифаз негодует на Иова, потому что тот не прислу­шивается к мудрости старших. Елифаз заявляет, что пожилые люди жили достаточно долго, чтобы узнать Божьи пути. Он не понимает того, что когда Бог по­ражает землю недоумением, никакой самый большой опыт не может помочь. Самые старые и самые мудрые унижаются до положения детей перед Богом, когда Он являет Свои планы конца времени. Опыт, старшинство или должность становятся не важными. Когда мы на­ходимся в сложном положении и не получаем ничего от Бога, мы ничего не понимаем.

В своей третьей речи Елифаз саркастически спраши­вает у Иова: «Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?» (22:4). Смешно, но ответ — да!

Елифаз заключает своим обычным утверждением, что Иову нужно покаяться: «Если ты обратишься к Все­держителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего» (22:23).

Вилдад

Вилдад вступает в разговор вторым. Он произносит одно из самых жестоких, бесчувственных утверждений этой книги: «Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их» (8:4). Что за способ утешить друга! Вилдад говорит, что Бог убил де­тей Иова по причине их греховности, усиливая жесто­кость Елифаза.

Вилдад придерживается той же упрощенной теоло­гии, что и его друг, — у Иова все было бы хорошо сейчас, если бы он был праведным, как он это утверждает: «и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей» (8:6). Он не пони­мает происходящего.

Во второй речи Вилдад выглядит обиженным: «Зачем считаться нам за животных и быть униженными в соб­ственных глазах ваших?» (18:3). Он, очевидно, сердит­ся и негодует, что Иов не соглашается с ним.

Согласно Вилдаду греховность производит со злым человеком следующее: «Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти» (18:13). Иов сидит перед друзьями весь покрытый нарывами, поэтому слова Вил- дада воспринимаются однозначно. Он обвиняет Иова в великой греховности. Вилдад добавляет следующее ка­сательно злого человека: «Ни сына его, ни внука не бу­дет в народе его, и никого не останется в жилищах его» (18:19). Он целенаправленно бьет по оголенному нерву в душе Иова — потере его детей. Это невероятно, но дру­зья Иова намеренно направляют удары на Иова, чтобы причинить ему максимальную боль.

Софар

Софар — это последний и самый немногословный из друзей Иова. Он говорит: «Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (11:6). Греховность Иова настолько велика по оценке Со- фара, что Бог даже проявляет милость к Иову в том, что не усиливает его наказание. Тот факт, что Иов страдает так сильно, а друзья нет, говорит о том, по их мнению, что они праведнее Иова. Думать о себе как о более пра­ведном, чем кто-то другой, очень легко, чем и занимает­ся большинство из нас. Обратите внимание на то, что го­ворит Писание: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3).

Софар кажется самым эмоциональным и чувстви­тельным человеком из трех друзей. Он говорит: «Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня» (20:3). Буквальный перевод слова «уп­рек» это «оскорбительное исправление». Софар выгля­дит обиженным.

Он принимает комментарий Иова на свой счет и отве­чает, движимый задетым самолюбием. Его ответ похож на чрезмерную реакцию. Он описывает беззаконного человека следующим образом, очевидно имея в виду Иова:

Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторг­нет его из чрева его... Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил; не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего... Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем! (20:15; 18-20; 28,29).

Софар говорит так, как если бы он имел в виду безза­конного, но он описывает Иова так явно, что становится очевидным, что он указывает на Иова как на беззакон­ного человека. Это последние слова Софара. Он выска­зывается и затем замолкает.

Три друга Иова согласны в одном: когда Божье нака­зание посещает человека — это индикатор греховности этого человека.

Иов заявляет, что он является исключением в этом правиле, но они не могут согласиться с ним. Это был сговор против одного голоса. Это принцип испытания Иова.

Глава 8

Елиуй

Теперь мы подходим к одному из самых противоречи­вых персонажей во всей книге — Елиую. Елиуй появ­ляется в этой истории стремительно, и мнения об этом человеке сильно расходятся. У меня есть определенное мнение относительно Елиуя. Вы можете не согласить­ся со мной, но я приглашаю вас рассмотреть мою пози­цию.

Елиуй был молодым человеком. Он вступает в разго­вор в главах 32-37 после того, как все друзья Иова уже высказались. Нам неизвестно, что Бог думает об Елиуе, и это является причиной того, что мнения так сильно различаются. Бог упрекает трех друзей Иова, Он чест­вует и поднимает Иова, но ничего не говорит об Елиуе. Таким образом, оценки Елиуя составляют целую гам­му — от восторженной до пренебрежительной.

Мне нравится описание Генри Галлея: «Большую часть его речи составляют заверения о том, какие чудес­ные вещи он собирается сказать. Но, как и у других, его главная мудрость проявилась в использовании слов, ко­торые скорее скрывали, чем проясняли то, что он имеет в виду. Его главное возражение, по-видимому, было в том, что страдание было определено Богом, чтобы быть исправляющим, а не наказывающим».

В высказываниях Елиуя больше здравого смысла, чем у друзей Иова, и поэтому многие читатели относят­ся к нему с симпатией. Если честно, я нет. Я не могу вос­хвалять Елиуя. Позвольте мне объяснить.

Как насчет Елиуя?

Для начала отметим, что у Елиуя был проблемный характер. Он был сердит на Иова, потому что тот оп­равдывал себя вплоть до того, что критиковал Бога. Он был сердит и на трех друзей Иова, потому что они возражали ему неубедительно. Иов был благочестивым человеком, который проходил школу Духа, и Елиуй был сердит на него — неподходящая реакция. Елиуй абсолютно упустил суть. Обратите внимание на его гневливость:

Когда те три мужа перестали отвечать Иову, пото­му что он был прав в глазах своих. Тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога; а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они ле­тами были старше его. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его (32:1-5).

Четыре раза говорится, что его гнев воспылал. Елиуй действовал силой своей души, и поэтому для него было невозможно действовать духовно.

Во-вторых, Елиуй высокомерен. Его гнев является отражением его гордыни. Он думает, что разбирается в происходящих в жизни Иова событиях и знает, что Иову нужно делать в подобной ситуации. Он не пони­мает того, насколько неправилен на самом деле его диагноз. Проблема между Елиуем и друзьями Иова в следующем: они говорят относительно того, в чем у них нет пережитого жизненного опыта. Они пытаются учить Иова страданию, в то время как никогда не проходили и через крупицу того, что пережил он. То есть они берутся за почти невозможное — дать мудрый совет с объектив­ной позиции.

Молодой человек может быть легко пойманным уве­ренностью, которая приходит вместе с хвастовством справедливой позицией (32:2). Здесь присутствует «пра­ведное негодование», которое, кажется, оправдывает его и все же служит к смерти, а не к жизни.

Елиуй представляет собой сильного молодого чело­века, который чрезмерно уверен в своей правоте и лег­ко бичует любого, кто не разделяет его взгляды. Успех Елиуя в духовной войне дает ему основание судить сла­бости и недостатки других. Несокрушенный успех обя­зательно ведет к тирании.

Один комментатор верно замечает: «Многое из того, что возвышает и наставляет, есть в аргументах и раз­мышлениях Елиуя, но тон его речи грубый, неуважи­тельный и самонадеянный, поэтому нас не удивляет, что Иов отвечает ему презрительным молчанием».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...