Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации. Существенные изменения в ХVII в



Существенные изменения в ХVII в. происходят и в политическом строе русского государства. Если в начале века наблюдается крат­ковременный расцвет сословно-представительных учреждений в России - Земских Соборов, то с середины столетия вновь нарастают самодер­жавные тенденции: политический строй русского государства эволю­ционировал от сословно-представителъной монархия в сторону оформ­ления абсолютизма. Надо четко представлять, как этот процесс от­разился на структуре, форме и функциях центральных органов влас­ти и управления, местной администрации: Земских Соборах, Боярской Думе, приказах, воеводстве.

Усиление самодержавных тенденций отразилось и в законодатель­стве. Целесообразно внимательно изучить Соборное Уложение 1649 г., главу "О чести государя и государева двора", обратить внимание на появление "именного указа", т.е. законодательного акта, состав­лявшегося царем без участия Боярской Думы.

Для укрепления самодержавной власти огромное значение приоб­ретала проблема создания армии, способной стать оплотом неограни­ченной монархии, способной обеспечить обороноспособность страны и решение внешнеполитических задач, стоявших перед русским государ­ством в ХVII в. Уже Смута воочию показала военную слабость дворян­ского ополчения и стрелецкого войска. С 30-х гг. в России формируются "полки иноземного строя" - рейтарские, драгунские, солдат­ские. Необходимо обратить внимание на принципы комплектования и вооружения "полков нового строя": вооружение за счет казны и выплата жалования сближала их с регулярной армией. Однако содержа­лись "иноземные полки" только в период ведения военных действий.

Особого внимания требует тема «Раскол. Старообрядческое движение». Приступая к изучению причин, приведших к возникновению такого своеобразного явления русской истории как Церковный раскол, важно проанализировать положение русской церкви в первой половине XVIIв.; отметить падение ее престижа, несмотря на огромный авторитет отдельных ее представителей, в частности патриарха Гермогена; особо подчеркнуть то обстоятельство, что Смута существенно поколебала веру в чистоту русского православия, в истинность теории «Москва-третий Рим». В такой обстановке создаются кружки «ревнителей древнего благочестия», которые связывали возрождение святости русской церкви с возвратом к первоначальному истинному христианскому тексту и обрядности. Поводом к расколу явился спор, по каким образцам исправлять богослужебные книги: древнерусским (Аввакум) или греческим (Никон). По своей сути это были противоречия между приверженцами старины и сторонниками взаимосвязей с Западной Европой, использованием европейского опыта в уже начавшихся реформах в стране. Кроме того, унификация православного культа по греческим образцам должна была стать одним из средств объединения балканских народов в их борьбе против Турции вокруг русского царя, что и предопределило победу сторонников Никона в 1654 г.

На пути формирования абсолютной монархии стояла церковь. Взаимоотношения государства и церкви в ХVIIв. раскрываются на основе анализа причин и сути конфликта между патриархом Никоном и м Алексеем Михайловичем (1658-1667 гг.). Причем необходимо иметь ввиду не только стремление Никона утвердить превосходство церковной власти над светской, но и стремление царя подчинить церковь государству, ослабить ее влияние и экономическую мощь (ликвидация "белых" слобод по "Уложению" 1649 г., львиная доля которых принадлежала духовным феодалам; запрет жаловать церкви вотчины за упокой души; учреждение Монастырского приказа, который ведал судом над духовными лицами по гражданским делам и заведывал церковными вотчинами). Конфликт царя и патриарха закончился в 1667 г. на Большом Московском Соборе поражением последнего- сана патриарха Никон был лишен в 1666 г.), но не церкви. Цер­ковный Собор провозгласил независимость духовной власти от светской

Таким образом, в ХVII в. абсолютная монархия еще не сформировалась. Считается общепризнанным, что абсолютизм в России сложился в результате реформ Петра I и приобрел свои классические формы во второй половине ХVIII-первой половине XIX вв. Однако в оценке социальной природы абсолютизма, предпосылок его формирования существуют различные точки зрения. Одни исследователи считают, что абсолютизм связан с началом капиталистического развития и его появление не случайно приходится на переходный период от феодализма к капитализму. Большинство же исследователей связывают становление абсолютной монархии с обострением классовой борьбы, которая заставила господствующий класс консолидироваться вокруг царской власти и пойти на ее усиление. Следует учесть, что формирование абсолютизма сопровождалось усилением политической роли дворянства, что абсолютизм является формой политического господства дворянства. В этой связи следует четко представлять себе сложную, пеструю структуру господствующего класса в ХVII в. Важно обратить внимание на то, что одним из признаков абсолютистского государства является наличие бюрократического аппарата, формирование которого связано с централизацией управления.

Источники:

1. Леонтьев Т.А. Практикум по истории России XVII в. М., 2006..

2. Ногаев Л.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР XVII-XVIII вв. М., 1986.

3. Памятники литературы Древней Руси XVII в. Кн.2. М. 1987.

4. Соборное Уложение 1649 г. Комментарии. Л., 1987.

5. Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина

Основная литература:

1. Боханов А.Н., Сахаров А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов (под ред. Сахарова А.Н.). В 2 т., М.: Изд-во «Проспект, ТК Велби», 2009.

2. Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца ХVII века. М., ЭКСМО, 2009.

Дополнительная литература:

1. Абсолютизм в России. // Сб. ст. М., 1966.

2. Бушуев С.В. История государства Российского в XVII-XVIII вв.М., 1994.

3. Богданов А.П. Исторические портреты. Патриарх Никон //Вопросы истории. 2004. №1.

4. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России ХVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. – М.,1987.

5. Ерошкин Н.П. История государственных Учреждений дореволюционной России. М., 1996.

6. Замалеев, Овчинникова. Еретики и ортодоксы. Л. 1990.

7. Ключевский И.О. Курс лекций по русской истории. М.,1993.

8. Комиссаренко А.И. Российская государственность и административное управление в конце XVII и XVIII в. //Вопросы истории. 2007. № 9.

9. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты - время выбора. //Отечественная история. 2008. № 5.

10. Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М., 2000.

11. Малов А.В. Конница нового строя в русской армии в 1630—1680-е гг. //Отечественная история. 2006. № 1.

12. Морохин А.В. К истории ранней деятельности «ревнителей древнего благочестия» //Российская история. 2010. №6.

13. Нефедов С.А. Первые шаги российской модернизации: реформы середины XVII века //Вопросы истории. 2004. №4.

14. Никольский. История Русской церкви. М., 1983.

15. Новохатко О.В. Управленцы среднего звена в XVII веке: неформальные контакты служилых по отечеству и приказных //Отечественная история. 2005. №3.

16. Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории. СПб. 1993.

17. Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в XVII – XVIII веках //Отечественная история. 2005. №4.

18. Румянцева В.С. Народные антицерковные движения в России в XVII в. М., 1986.

19. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...