Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русский язык. 1. Единицы фонетического уровня языка



Фонетика.

1. Единицы фонетического уровня языка. Язык как известно представляет собой систему. Системность языковых ед. заключается в том, что все они взаимосвязаны и взаимообусловлены м/у собой. Систему яз. ед. м. определить с пом. формулы: если А то Б. Фонетика призвана показывать системные отношения как на собственно фонетическом уровне, так и в яз. в целом. Фонетика ведает звуковой стороной языка. Фонетические еди.свободны от семантической нагрузки. Все значимые ед. яз. создаются звуковой оболочкой разных слов. Без знания фонетики немыслимо усвоение нормы языка. Основные фонетические единицы: 1) акцентно-просодические (интонация, ударение, т.е суперсигмент-ные, т.е. нах. над сигментными ед.); 2) синментные: слоги, фонетическое слово, синтагма, фраза. В зависимости от того, какая из фонетических ед избирается в качестве объекта изучения, выделяются следующие разделы фонетики: 1) просодика (включающая в себя акцентологию и интонацию); 2) собственно фонетика, кот. изуч. Фразу, синтагму, фонетич. сл., слог; 3) фонология, исследует функционирование звуков в системе языка, т.е.е фонемы. Традиционно в составе фонем выделяют: орфоэпию, графику, орфографию. Орфоэпия – раздел фонетики, кот. утанавливает единообразное произношение в соответствии с нормами лит.яз., дает нормативные рекомендации. В широком понимании (Аванесов) – это изучение норм ударения, произносительных норм (коне(чн/шн)но) и некот. нормы формообразования (свеч / свечей). Орфография – раз.н.о яз., кот. устанавливает единообразное написание в соответствии с нормами письменного лит.яз. дает нормативные предписания. Графика – разд. фонетики, кот. изуч. правила передачи начертательными средствами плана выражения языковых ед., определяет соотношения м/у графиками и фонемами. Главное начертательное средство: буква и пробел. Главный принцип рус. графики – фонемный. Буквы рус. алфавита обозначают буквы, а не звуки. Минимальной ед. является слог. фраза – это отрезок речи м/у 2-мя длительными паузами объединенными фразовой интонацией. Синтагма – интонационно нечленимый смысловой отрезок речи. 2 типа синтагмы: - минимальные, т.е. те кот. не допускают дальнейшего членения внутри себя, напр. сравнит. конструкции; - основная – те, кот. м. членить, напр. Части сложных предложений. Фонетическое слово – это либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо соединение ударной словоформы с соседней безударной – клитикой (н.: из под носа – 1 фонетич.слово). Клитики – это акцентно-слабые, но графически самостоятельные части фонетического слова. Проклитики – безуд. Слово, стоящее впереди ударного. Энклитики - -//- после ударного слова. Полуклитики – ударение есть, но слабое (у него много дел). Слог – минимальная просодическая ед., реализуемая как цельный артикуляционный комплекс.

2. Состав и система фонем рус.яз. с позиции МФШ. Концепция МФШ сформирована в 30-40-е годы 20 в. в трудах Аванесова, Кузнецова, Сидорова. Развитие идей МФШ продолжается в работах Реформацкого, Панова, Касаткина. Принципиальное отличие МФШ от др. фонологических школ: 1) фонема, как минимальная языковая ед. рассм-тся в составе мирфемы, при этом предполагается, что морфема имеет постоянный фонемный состав. В этом заключается морфематизм МФШ. 2) кажд. Фонема м.б. реализована разными и непохожими др. на др. звуками. (н.: <з>= [з]//[с]// [ш,]// [ш]). 3) звуковое чередование: [о]//[ ]//[ъ] – основное понятие МФШ, кот.предполагает, что морфема м.б. фонетически реализована по-разному в зависимости от того, в какое слово она входит. В концепции МФШ чередования м.б. - фонетическими: морозы – мороз, отряды – отряд. – нефонетическими (непозиционными): друг – дружу, круга – кружу. Фонема – минимальная языковая ед., служащая для различения и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков. Выделяются сильные и слабые позиции фонем. Сильн. – в кот. фонема испытывает наименьшее влияние со стороны произносит-х условий. В ней фонемы реализуются в качестве всоего основного вида: ла д. Слабая позиция – контекст влияет на звуковую реализацию фонемы. В слабой позиции фонемы представлены в виде вариаций (модификация основного вида фонем, при кот.не происх. Совпадения 2-х и более фонем: [н,. а .н,]я) и вариантов (такие модификации, при кот. происх. совпадение в одном звучании 2-х разных фонем: код-кот, лук - лук). Среди слабых позиций выделяют: перцептивно слабые (та, в которой выступает вариация фонем) и сигнификативно слабые (та, в кот. фонема реализуется посредством своих вариантов). Нетрализация – совпадение двух разных фонем в одном варианте: плод – плот [т] по глухости/зв. Гиперфонема – фонема, не приводимая в сильн. Позицию: фу т бол. Состав фонем определяется по абсолютной сильной позиции 5 гл. фонем в сильн. позиции. Для согл. сильн. Позиция явл.: полож.перед согл.

3. Акцентно-просодические ед.р.я. К акцентно-просодическим ед. р.я. относ.: интонация, ударение, т.е суперсигментные, т.е. нах. над сигментными ед. Ударение – выделение в речи той или иной языковой единицы с помощью фонетических средств: интенсивности, увеличение мускульного напряжения, усиление выдоха, голос. Физическим носителем ударения является слог. В р.я. ударение – количественно-динамическое (характеризуется большей длительностью, четкостью). Рус.уд. – свободн. Подвижное, нефиксированное. Типы ударений: слоговое, синтагматическое, фразовое, логическое (выделяет наиболее важное по смыслу слово во фразе), эмфатическое (выделяет слово значимое не только в логич-ом, но и в эмоц-но-экспрес. плане). Интонация – это фонетическая единица, с пом. кот. говорящий и слушающий выдел. В потоке речи конкретное высказывание и его смысловые части. Это различные соотношения изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий разных высказываний. Брызгунова выделяет 7 типов интонационных конструкций. Выполняют стилистическую функцию. ИК состоит из центра слога, несущего основное ударение, а так же предцентра и постцентра.: ИК6 – «Ваши имя, фамилия…». ИК5 – Какая сегодня погода?

4. Принципы русской графики и орфографии. Ведущий принцип русской графики. Г. – это совокупность письменных средств, призванных отображать определенными знаками звуковую сторону данного языка. С т.з. Г. допустимы различные написания одного и того же слова при условии, что чтение этого слова будет соответствовать произношению звуков в данном языке. О. – совокупность правил написания морфем и слов. В отличии от Г., кот. допускает несколько вариантов одного и того же слова или морфемы, орфография выбирает из них один, учитывая морфологические и этимологические связи этих ед. Поэтому О. опирается на определенные принципы. Принципы – это общие закономерности, основополагающие, руководствования идей написания. Принципы Г.: слоговой (оппозиционный) и фонемный (с<о>ла, еж - <jо>ж). в рус. алф. – 33 буквы, иногда выделяют 34-ю – это пробел. Рус. О. распадается на 5 разделов. 1. передача буквами фонемного состава слов; 2. слитное, дефисное, раздельное написание; 3. употребление прописных и строчных букв; 4. правила переноса с одной строки на другую; 5. правила графических сокращений. Выделяю 4 принципа рус.орф-ии: 1. фонематический – одна и таже буква обозначает фонему как в сильной, так и в слабой позиции. 2. фонетический – буква обозначает не фонему, а звук (пишем как слышим, как говорим). 3. традиционный – написание не мотивировано современными закономерностями (словарные слова). 4. морфематический. – (не все выделяют). Одна и та же буква обозначает две разных фонемы на одном и том же месте одной и той же морфемы (жены, женщина).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 963 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...