Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГЛАВА 8 5 страница



Беда сообщает далее, что впоследствии Фурса доверил заботу о монастыре другим людям и решил вступить на стезю отшельника; но в конце концов под угрозой языческих (то есть саксонских) набегов он переправился во Францию, где был хорошо принят при дворе франк­ского короля Хлодвига «или же патрицием Эрконвальдом», и, основав вблизи Парижа монастырь, умер и был похоронен в Перонне. Повести о жизни Фурсы представляют особый интерес ввиду реальности мно­гих исторических деталей.

На ирландском языке составлено одно из первых и лучших виде­ний, известное как «Видение Адамнана» (Fis Adamnan) 134. Это произве­дение будет подробнее обсуждаться ниже (см. ниже с. 312 и ел.). Здесь достаточно упомянуть, что оно относится к рассматриваемому литера­турному жанру и является якобы видением аббата Ионы, но, вероятно, написано в X веке. Тема повести, как и большей части латинской визи­онерской литературы,— видение, явившееся святому, когда его душа отделилась от тела и под водительством ангела-хранителя совершила путешествие на Небеса и в Чистилище, а также в Ад135.

«Видение Тундала»'36 — латинское сочинение, по тематике близкое ирландскому «Видению Адамнана» и латинскому «Видению Фурсы». Но герой его — не церковник, а грешник и мирянин, рыцарь из Кашеля, который был ярым врагом церкви до того, как впал в транс, и его душа покинула тело и не могла вернуться, приветствуемая сонмом демонов-мучителей. После того как Тундал впервые в своей жизни воззвал к Богу, его ангел-хранитель отогнал демонов и обещал ему милость, но прежде рыцарь должен был пройти суровое испытание. Сцены, через которые затем проходит Тундал, особенно картины Чис­тилища и Ада, составлены в ярких красках и изображают ужасы, ха­рактерные для космополитического учения того времени и смягченные лишь подлинной симпатией к бедным и уважением к церкви, особенно [249] к отшельникам и святым, чей «облик был как полуденное солнце». Милосердные и благочестивые обитают во внешних Небесах, окружен­ных серебряной стеной, а святые, ангелы и сам Господь — за золотой стеной, а вся обстановка напоминает «Землю Обетованную».

Автор был монахом по имени Марк, вероятно, из ирландского мо­настыря в Ратисбоне в Южной Германии. Аллюзии в повествовании указывают на то, что «Видение» было сочинено в 1148 г. и записано в 1149. Автор был, очевидно, родом из Мунстера и сторонником ре­формы св. Малахии, аббата Бангора (ум. 1148 г.) в графстве Даун, ко­торый ввел в Ирландии цистерианские правила и которого Тундал в своем откровении видел рядом со св. Патриком. С ним было еще не­сколько епископов, четверых из них Тундал знал лично. На самом деле, на протяжении всего фантастического повествования автор, как Дан­те, откликается на злободневные события, сообщая о встречах Тундала во время его видений с многими хорошо известными историческими лицами.

Обстановка и окружение, описанные в произведении, носят исклю­чительно местный ирландский колорит, а эсхатология напоминает эсхатологию более ранней ирландской визионерской литературы; од­нако обнаруживаются и многочисленные следы влияния апокрифиче­ской литературы, все еще обращавшейся в Ирландии в XII веке. Доб­росердечность и духовность ирландской визионерской литературы в местной традиции, будь то ирландский или латинский языки, исчезла, и на смену ей пришел грубый символизм средневековых ужасов Ада и Чистилища, смягчаемые лишь музыкой и сиянием света в видении Не­бес. Образы детализованы и весьма конкретны, испытания носят физи­ческий характер, а сам текст «Видения», судя по всему, подвержен вли­янию эстетики искусства восточной церкви, но лишен присущей ему величественности и экзальтированности. Духовный климат, характер­ный для эпохи «Века Святых», уступал постепенно место новой атмос­фере средневековой церкви. Этот процесс нашел свое выражение, по всей видимости, и в том, что за исключением, пожалуй, «Плавания Брендана» (Navigatio Brendani) «Видение Тундала» стало самым попу­лярным из всех повестей средневековой Ирландии и было переведено на все европейские языки. [250]





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...