![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Минимальное искусство называют по-разному: искусство «ABC», «первичные структуры», «серийное» искусство. Минимализм
«Акция» — обобщенное название для «искусства действия»: перформанс, хэппенинг, — заменяющее произведение жестом, разыгранным «представлением» или нарочитым «событием». Истоки акций как вида искусства мы встречаем в творчестве футуристов, дадаистов, сюрреалистов.
доминировал в искусстве в конце 1960-х гг. в США. Существовали w международные варианты минимализма, возникшие в Мексике и Японии, где важную роль сыграла минималистская скульптура Моно-ха, существовавшая в Токио между 1968 и 1970 гг.
Крупные представители минимализма: Карл Андре (1935), Ричард Серра (1930), Роберт Моррис (1934), Сол Левитт (1926), Том Смит ((1934), Дональд Джадд (1928), Дэн Флэвин (1931), Роберт Смитсон (1938-1973).
В 1965 г. в октябрьском номере журнала «Art in America» арт-критик Барбара Роуз опубликовала статью, посвященную этим художникам, где употребила слово «минимализм» для характеристики их творчества. В конце 1960-х гг. термины «минимализм», «минимальное искусство» уже широко использовались критиками и художниками.
Это абсолютно абстрактное движение, представители которого стремились выявить в живописи и скульптуре сущностные элементы, используя геометрические формы в разных сочетаниях. Истоки минимализма можно усмотреть в конструктивизме начала XX в. На минималистов также оказала влияние ясность и строгость произведений художников, работавших после Второй мировой войны: Б. Нъюмана, Э. Рейнхардта, Д. Смита. Минимализм — первое значительное международное течение, пионерами которого были исключительно рожденные в Америке художники.
Происхождение минимального искусства объясняют необходимостью пересмотра законов психологии восприятия, когда произведение искусства рассматривается как сфера, в которой действуют определенные научные законы: сочетание светлых и темных цветовых зон, взаимосвязь вертикалей, горизонталей, Диагоналей. В работе минималистов художественный продукт идентифицируется со структурой, а сам принцип воспроизведения уходит на второй план. То есть сама форма становится активной.
Минималистский предмет искусства, неотделимый от формы, может быть окрашенным, может быть представлен в системе интерьера. Минималистские произведения всегда компактные, холодные, лишенные богатства и разнообразия форм, в них отсут-
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
ствует декоративность. Минимализм — реакция против доминирования абстрактного экспрессионизма. Минимальное искусство оказало огромное влияние на другие сферы творчества: дизайн, архитектуру, музыку. Достаточно сравнить музыкальные повторы в сочинении «Модуляции» композитора Т. Рикли и «серийные» формы у Ф. Стеллы и Д. Джадда 1 чтобы уловить нечто общее между ними: жесткий, повторяющийся ритм с минимумом вариаций.
Минималисты используют простые геометрические формы, первичные структуры, лишенные экспрессии, применяют им-персональные материалы, взятые из промышленной сферы или фабричного производства (иногда специально заказанные художниками). Материалы сохраняют свой цвет или доминируют над формой, чтобы исключить любой намек на глубину или объем. Идеальным инструментом производства в таком контексте является машина. Не имея разума, она функционирует автоматически, способна одно и то же произведение фабриковать в больших количествах с исключительной точностью, когда произведения невозможно различить.
Подобный способ нового использования банальности или нейтральности предмета также применяли в поп-арте с его вкусом к имперсональному, рождающемуся благодаря применению заимствованных из промышленной сферы техник.
При рассматривании произведений минималистов скорее следует задавать вопрос не о сюжете, а об означаемом и означающем, ибо минималисты широко использовали теорию структурализма, провозглашали культ машин, функционализма. Еще Дюшан настолько трансформировал уровни кодификации предметов из повседневной жизни, что перевернул традиционную связь пары означаемое/означающее. С его подачи «реди-мейд» — «использованный предмет» — простым выбором художника становится произведением.
1 «Серийные» формы — использование простых унифицированных элементов (коммерчески доступных, таких, как кирпичи, керамические плитки, цементные блоки), сгруппированных на основе жестко модулированного принципа, противоположного традиционному использованию различных частей, предметов в законченных произведениях, чья конкретная природа не выявлена.
Минималисты более разборчивы, чем дадаисты. Их выбор предметов предполагает минимум вмешательства художника (предметы производятся в строго запрограммированной серии без расчета на их эмоциональное воздействие на зрителя). Предметы легко внедряются в массовую культуру или отличаются своей явной незначительностью, подчеркивается ущербность их существования во временном контексте.
В отличие от архитекторов, художники-минималисты еще более буквально использовали различные механизмы, приспособления, применяемые в производстве. Минималисты не стремятся прославлять прогресс, вызванный революцией в новых технологиях. Они пытаются устранить любой след физического или морального или эмоционального контакта с материалами в момент создания своих произведений.
Минималисты выступали против жестуальности абстрактного экспрессионизма, против любых органических форм в искусстве. Моррис обращался к Евклидовой геометрии — разработал систему трансформаций и использования первичных форм, чтобы создавать свои кубы. Ф. Сэндбек располагал свои скульптуры в ряд, используя простые геометрические формы, чтобы скорее обозначить пространство, нежели занять его.
Как и другие течения, минимализм продолжает развивать принципы, намеченные в авангардистских группировках начала XX в. В индустриальную эру продукты художественного творчества и сам процесс создания произведений утрачивают их первичную Функцию. Большое распространение получают синтетические материалы. Трансформированные в произведения, эти материалы позволяют совершенно иначе, с других позиций проанализировать их структуру, острее выявляют ее и таким образом накапливают визуальную информацию о том, что волнует современное общество.
Для многих минимальное искусство остается холодным и недоступным для восприятия и йонимания. Но для того, чтобы попытаться понять его, надо лишь взглянуть на произведения минималистов под иным углом, чтобы уловить их более или менее сенсационные послания.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
Классик минимализма Дональд Джадд (1928) в своих произведениях исключил всякую возможность для зрителей осознания любого значения, заключенного «внутри» произведений. Все заменила форма, значимая сама по себе. С этой целью он создает произведения из промышленных материалов, используя металл и плексиглас, создавая холодным и имперсональным способом элементарные формы — кубы и параллелепипеды. В серийных композициях, используя повторяющиеся формы, Джадд передает своеобразную поэтику минимализма. Серия состоит из одних и тех же элементов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. В них сохраняется определенная дистан-цированность, типичная для минимализма.
Характерная особенность творчества Карла Андре (1935) — отождествление скульптуры с поверхностью, на которой она представлена. С этой целью используется игра различных цветовых сочетаний и материалов. Следуя своей концепции, он исключает из скульптуры любой намек на объем, любую связь с конкретным изображением.
Минималисты более активно, чем их предшественники — американские художники, — вели теоретические дискуссии. Многие из них в течение определенного времени писали статьи об искусстве. Д. Джадд, М. Бочнер, Д. Грэхэм даже первоначально получили известность именно в качестве писателей, критиков, нежели художников.
Минимализм - предтеча концептуализма |
В 1966 г. в Нью-Йорке, в Еврейском музее на выставке «Первичные структуры» демонстрировались самые строгие, аскетичные работы минималистов, такие как, например, «Рычаг» К. Андре. Многие работы на выставке являлись визуальными представлениями идей художников. Поэтому деятельность их авторов следует оценивать скорее с концептуальных позиций, нежели эстетических.
«Рычаг» представлял собой девятиметровый ряд из плотно пригнанных друг к другу одинаковых огнеупорных кирпичей, положенных на полу, которые он сам заказал на заводе и расположил. Таким образом, он демифологизировал функцию художника.
В определенном смысле творения минималистов были менее радикальными, чем произведения Дюшана и «реди-мейд». Тем не менее, их работы оказываются настолько ординарными, что зритель мог задуматься о том, насколько зыбкие, неуловимые границы существуют между художественными произведениями и вещами из повседневной жизни.
Концептуальное искусство рождается непосредственно из минимализма, особенно в США. Минимализм представлял собой глубоко концептуализированный способ создания произведений искусства и экспериментирования с искусством. Это было исключительно теоретизированное движение. Главный акцент делался на самом предмете, вне его символического или любого другого значения. Позиция минимализма такова: потенциально любую вещь можно рассматривать как произведение искусства.
Мел Бочнер, как и другие минималисты, именно в занятиях рисунком усматривал непосредственную связь между мышлением, рассуждением и деланием. Когда Бочнер начал планировать создание геометрических моделей или скульптур, его рисунки стали больше напоминать диаграммы. Затем он убедился, что простые математические формы, которые он использовал, можно было бы легко воспринимать мысленно. Уже сам процесс рисования или создания диаграмм являлся творением произведения.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 756 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!