Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Гиперреализм возник в США около 1965 г. как реакция на абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство. Получил распространение прежде всего в США в 1970-е гг. Гиперреалисты провозгласили возврат к реальности в ее самых обыденных, даже банальных аспектах. Приставка «гипер» означает, в соответствии с традицией американского реализма, не акцентирование иллюзионистических качеств изображения, а, скорее, создание образа, как в фотографической технике: изображение остается «вторичным», а художник использует фотографический способ изображения.
Детальное описание форм, их объективное воспроизведение, деформация от увеличения негатива — все это приводит к тому, что произведения становятся парадоксальными и необычными.
Первая выставка, на которой обозначилась новая тенденция, — «Фотографические образы» — состоялась в Музее Гуггенхейм в Нью-Йорке в 1966 г. Большое распространение гиперреализм получил в 1970-е гг. — благодаря выставке «Документ 5» в Кас-селе.
Характерными особенностями гиперреализма стали:
♦ новое и радикальное приближение к реальному миру;
♦ дистанцированный и холодный характер утверждения реаль
ности посредством такого пластического воплощения, как
будто изображение сделано с помощью фотокамеры, отсюда
тенденция называть течение «фотореализмом»;
♦ употребление камеры и фотографии, чтобы получить инфор
мацию и как элемент (модель), с помощью которого создается
картина (художник-гиперреалист не касается реальности не
посредственно);
♦ использование видов перспективы, типичных для фотографии;
♦ применение механических средств для перенесения фотоизо
бражения на холст;
♦ применение живописания на плащ-палатках, обычно с помо
щью аэрографа;..,..,.,.,,*
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
♦ использование новых материалов: акрилик, латекс, резина;
♦ иконография, связанная с обществом потребления: автомоби-
ли, витрины, вывески, рекламные щиты, бензоколонки и т. п.;
♦ часто — крупные работы с детально выписанными предмета
ми, людьми, обстановкой.
На формирование гиперреализма оказала влияние иконография поп-арта. Наиболее значительными авторами этого направления стали художники Чак Клоуз (1940), Дон Эдди (1944), Роберт Коттингем (1935), Малькольм Морли (1931), Ришар Эст (1930).
«Кобра»
В Европе после страшных разрушений Второй мировой войны художники искали новые средства, чтобы выразить протест против бездушного общества, попирающего гражданские права. Явный политический и социальный характер носило авангардное движение «Кобра» (1948-1951), возникшее в Голландии, в Амстердаме. Название происходит от начальных слогов названий родных городов членов движения — Копенгаген, Брюссель, Амстердам. Основатель движения — голландский художник Кон-стан (Антон Ньеуэнхьюс). В движение входили бельгийский поэт Кристиан Дотремон, художники Пьер Алешинский, Карель Аппель, Корнейл, Карл Хеннинг Педерсен.
Сегодня эти художники получили известность благодаря картинам с вибрирующими цветовыми сочетаниями, в которых использовалась система образности, заимствованная из детского творчества и работ художников-аутсайдеров1. Члены «Кобры» вдохновлялись народным творчеством, увлекались скандинавской мифологией и полагали, что в эпоху «холодной» войны художники должны выступать с критикой общества. Поэтому их
1 Искусство аутсайдеров существует вне устоявшихся традиций в художественном мире. «Аутсайдеры» — непрофессиональные художники, чудаки и одиночки, душевнобольные, узники тюрем, создающие работы «для себя». Их работы сотворены с нарушением профессиональных норм.
фундаментальными ценностями были нонконформизм и спонтанность творчества.
С презрением относились они к эрудитам и осуждали все официальные мероприятия в сфере искусства. Члены группы «Кобра» пытались связать воедино текст и изображение, использовать реди-мейд и попытаться сотворить новую социальную функцию для искусства.
На первой выставке в музее Стеделейк в Амстердаме в 1948 г. демонстрировались не только скульптуры и картины, но также книги, объекты (которые часто помещали на полу или очень высоко на стенах). А на выставке «Объект через столетие» в Брюсселе в 1949 г. были представлены лишь тексты и предметы из повседневной жизни.
Так, Дотремон выставил картофелины в стеклянном ящике.
Эти картофелины являлись скоропортящимся продуктом и их надо было менять (вспомним, что реди-мейд Дюшана были с этой точки зрения более подходящими объектами для экспонирования). Таким образом, Дотремон подчеркивал,
что каждый имеет право заменить автора, чтобы показать
эти картофелины сегодня.
Такое отношение к предметам из повседневной жизни у членов группы «Кобра» возникло под влиянием книги маркистско-го писателя Анри Лефевра «Критика повседневной жизни», опубликованной в 1947 г., в которой он пытался дать более расширенное толкование марксистской теории, подчеркивая важную роль в жизни людей не экономики, а повседневного существования. Поэтому, согласно Лефевру, нужно изменить жизнь, перевоссоздать ее. Неудивительно, что к подобным идеям с подозрением отнеслось сталинистское крыло французской компартии. Но эти идеи оказались очень привлекательными для художников-анархистов, которых интересовала, прежде всего, трансформация сво-ей личности.
Художники группы «Кобра» стремились соединить применяе-мую сюрреалистами теорию бессознательного с прославлением романтических сил природы, но, в отличие от сюрреалистов, для своих целей они выбрали абстрактный язык. Они создавали по-
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
луабстрактные, экспрессивные картины с яркими цветовыми сочетаниями, грубыми мазками и деформированными человеческими фигурами.
Движение «Кобра» оказало огромное влияние на развитие европейского абстрактного экспрессионизма и американской живописи действия. Крупные представители движения «Кобра»: Пьер Алешинский (1927), Карель Аппелъ (1921-2006), Жан Мишель Атлан (1913-1960), Констант (1920-2005), Кристиан Дотремон (1921-1979), Асгер Йорн (1914-1973), Карл Педерсен (1913).
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 880 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!