![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Трансавангард возник в Италии около 1977 г. как реакция на минимализм и концептуальное искусство. О рождении нового движения объявил критик, куратор Акилле Бонито Олива, который пропагандировал творчество этих живописцев, очень разных, но имеющих общие черты.
Они занимались станковой живописью, проявляли особый интерес к мифам и легендам, обращались к разным источникам из истории искусства с осознанным смешением стилей. В то же самое время подобная тенденция обнаружилась в Германии у неоэкспрессионистов. В США эквивалентом новым европейским фигуративно-экспрессивным тенденциям стала группа «новая образность».
Название направления не случайно, ибо цель художников — превзойти авангард и в то же время изменить его. Трансавангардисты воспевают стилистическую эклектику, «новоизобретают» образы, фигуры, материалы, дрейфуют в океане истории искус-
ства, переосмысленном как лишенная последовательности совокупность эпизодов. Они свободно переходят от абстрактного стиля к фигуративному, демонстрируя виртуозную, непринужденную манеру. Вообще, трансавангардисты не отдают предпочтения ни одному из предшествующих движений. Характерные особенности трансавангарда:
׳ открытый характер — трансавангардист обращается к разным традициям и стилям, фильтруя их в соответствии со своей индивидуальностью;
׳христианская или языческая иконография с использованием иронии, пародии; формирование метафор;
- обращение к мифам и архетипам, воплощение личных мотивов, связанных с личной жизнью;
♦ предпочтение к изображению человеческой фигуры в не
обычных положениях и загадочных обстоятельствах;
♦ доминирование криволинейных и волнистых ритмических
движений;
♦ предпочтение форматов, характерных для станковой живопи
си, иногда крупных;
♦ комбинация фигуративных, абстрактных элементов, слов, зна
ков, использование разных техник в одном произведении;
♦ доминирование двухмерного эффекта над объемностью;
♦ предпочтение живописи маслом, часто в сочетании с акрили-
ком.
Итак, художник-трансавагардист отказался от любой ориентации на центр и готов к многообразию исследовательских и поисковых ходов1. Так, например, ассоциативный ряд художника Сандро Киа многообразен: от Шагала до Пикассо, де Кирико, Пикабиа.
В лучезарных маньеристических картинах Сандро Киа, с его любовью к тщательно выписанным деталям, ощущается преиз-быточность и открытость к любым влияниям прошлого. Киа переиначивает излюбленные приемы немецкого экспрессионизма, Де Кирико и Карра, но ориентируется на опыт концептуализма.
Олива А. Б. Искусство на исходе второго тысячелетия. — М., 2003. — С. 85.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
В полотнах более радикального Энцо Кукки причудливо соединяются фигуративные и абстрактные, ментальные и органические элементы. Холмы, деревья, дома, фигуры сливаются в единое, наполненное'энергией пространство. Он умеет выявить в природе, фигурах и вещах, лишенных напряжения, предельную внутреннюю концентрацию. Его полотна населяют чудовищные, невероятные фигуры. Мрачные ритуалы, танцы смерти угадываются на черных поверхностях. Преобладает гнетущая загадочная атмосфера.
Франческо Клементе обращается к разным техникам — живопись, рисунок, фотография, фреска. Его светоносное искусство лишено драматизма, но в нем ощущается вкус к роскоши («портреты» 1980-х гг.). В некоторых работах странно сочетается комическое и гротескное («Пары заработной», 1978). Изогнутые линии, которые часто обобщают композиции Клементе, передают присущее ему сферическое восприятие пространства, основанное на традициях восточного искусства.
В живописи Миммо Паладино, наполненной символами и намеками, геометрические знаки сливаются с фигуративными мотивами, личные образы сочетаются с мифическими символами. И все детали, фрагменты объединяются в единую тотальную поверхность, богатую и вибрирующую.
В картинах Никола Де Мариа прослеживается музыкальность ритмических движений. Все растворяется в чистой субъективности. Знаки, цвета, абстрактные или фигуративные мотивы (лодка, колокольня) превращаются в эманации внутреннего состояния художника, выражение его эмоций или чисто абстрактные константы.
Среди художников-трансавангардистов такие авторы, как Сандро Киа (1946), Энцо Кукки (1947), Франческо Клементе (1952), Миммо Паладино (1948), Никола Де Мариа (1954).
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!