![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Это произошло во Флоренции осенью 1910 г. Художник Джорджо де Кирико (1888-1978), выздоравливающий после тяжелой болезни, сидел на скамье на площади Санта Кроче. И вдруг он испытал странное чувство, будто видит эту площадь впервые в жизни. Позднее он выразил свои ощущения в метафизической картине «Загадки осеннего полдня». Для этого итальянского художника, родившегося в Греции, метафизическая живопись означала разрыв с банальностью, представляла собой ответ на новые ощущения, которые вызывала реальность, когда логика происходящего больше не имела смысла.
Повешенная над входом в соседний бутик, рядом с мастерской де Кирико в Париже на улице Шампань-Премьер цинковая вывеска изображала перчатку, из которой исходила стрела, указывающая на землю. Эта вывеска казалась ему герметическим знаком новой меланхолии. Он хотел открыть демона, скрывающегося в каждой вещи. Только с закрытыми глазами появляется шанс открыть мир таким, каким он предстает «в ночи духа».
Зеркало видимого разбивалось под «кистью» художника, а вещи, и явления, и квадратные улицы казались лабиринтами. В архитектуре, предметах также скрывались тайны. В этом тревожном мире, где доминировала жесткая геометрия, возникали предметы, отныне никак не соотносимые друг с другом. И люди
заменялись гипсовыми бюстами и манекенами с яйцевидными головами. Так возникла метафизическая, двусмысленная, загадочная живопись, которая не ставила перед собой познавательных целей и практических задач.
Творчество де Кирико с 1914 г. по 1920-е гг. было новым явлением в европейском искусстве. Согласно его воззрениям, искусство не изменяет действительность, а сотворяет метафизическую и метаисторическую реальность.
В его метафизических холстах странно соседствуют фабричные трубы, геометрические кубы с гипсовыми слепками и манекенами, мольберты сочетаются с математическими графиками. Во всем странность, алогичность, нечто необъяснимое, потому что пространство смешивается с предметами. И нарушаются привычные представления о масштабном соотношении предметов, когда спичечные коробки, например, помещаются рядом с архитектурными сооружениями. Все переворачивается с ног на голову, и обнаруживается новый таинственный смысл в этих несо-вместимостях.
Другие художники в Италии последовали заде Кирико — Аль-берто Савиньо (Андреа де Кирико, брат Джорджо, 1891-1932), Филиппо де Пизис (1895-1956), Джорджо Феличе Казорати (1886-1963), Марио Сирони (1885-1961), Джорджо Моранди (1890-1964). В картинах де Кирико появляется «иное» пространство, со странными итальянскими площадями, тяжеловесными музами, фантасмагорическими перспективами, жутковатыми развалинами.
Карло Карра в 1915 г. переходит от футуризма к метафизиче
ской живописи. Но формы в его полотнах более конкретные, бо-
лее пластичные, более разработанные, по сравнению с де Кири-
ко. Его геометрические метаморфозы вызывают в памяти творе-
ния Джотто, Пьеро делла Франческо, Паоло Учелло. При этом
он сохраняет приверженность «словарю» де Кирико. В его хол-
стах неожиданное вызывает удивление, скорее воспринимается
как чудесное ожидание, нежели трагическое видение. Он пишет
интригующую статую-манекен, вызывая в памяти образ женщи-
ны, играющей в теннис.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
Метафизические живописцы, осознавая угрозу, которую несет фашизм, ищут в искусстве прошлого уверенность, национальную идентичность, которая вскоре дает рождение «новому порядку» в движении «Новеченто».
«Новеченто» — это не направление в искусстве, а профессиональное объединение итальянских художников и скульпторов, разных по устремлениям и подготовке. Они занимались возрождением традиционных пластических ценностей. Это движение многие критики считают проявлением посредственности в области культуры. Среди признанных художников выделяется живописец романтик Артуро Този (1871-1956), скульпторы Ар-туро Мартини (1889-1947) и Марино Марини (1901-1967).
Экспрессионизм
Экспрессионизм одновременно развивался в разных странах с 1905 г. и проявился в различных видах искусства, включая живопись и литературу, кинематограф, архитектуру и музыку. В самом термине подчеркивается эмоциональный подтекст — экспрессионизм предрасположен ко всему зыбкому, неустойчивому, неуравновешенному, как в воплощении образа в духовном плане, так и с точки зрения формы. Экспрессионисты то допускают нарочитую грубость, то пытаются оперировать столь утонченными нюансами переживаний, что они уже теряют всякий реальный смысл. Линии извиваются, пульсируют, пространство расплывается, цвет дребезжит диссонансами, загорается неверными вспышками и гаснет в тяжелой тьме. В более широком смысле экспрессионизм можно охарактеризовать как искусство, возвышающее субъективные чувства над объективными наблюдениями.
В действительности никогда не существовало течения, носящего название «экспрессионизм», представители которого называли бы себя «экспрессионистами», за исключением использования этого термина Хервальдом Вальденом в журнале «Der Sturm» в 1911 г. Термин обычно связывают с живописными и графическими работами немецких художников, бросивших вы-
зов академическим традициям, особенно тех, кто входил в группы «Мост» и «Синий всадник».
Духовным вдохновителем экспрессионистов был Фридрих Ницше 1 В книге «Рождение трагедии» Ницше представил свою теорию о древнем дуализме между двумя типами эстетического опыта: аполлониевского и дионисийского, между миром разума, порядка и миром хаоса, экстаза. Аполлониевский тип представляет рационально воспринимаемый идеал, в то время как дио-нисийский тип воплощал чистую художественную концепцию, исходящую из бессознательного. Аналогия с миром греческих богов делает более типическими отношения между этими крайностями — два бога, несовместимые и, вместе с тем, неразделимые. Согласно Ницше, оба элемента (хаос и порядок) предстают в любом произведении.
Основную характерную особенность экспрессионизма воплощают признаки дионисийского типа — яркие цвета, искаженные формы, размашистая манера письма, плоскостность, отсутствие перспективы и опора скорее на чувства, чем на рациональную мысль (в таком видении мира есть черты детского восприятия).
В более широком смысле экспрессионизм подразумевает творчество, экспрессивное по своему радикальному выражению эмоций. Разумеется, экспрессивность, в той или иной степени, присуща всем художникам, но на протяжении длительного времени в художественной продукции акцент делался на коммуникацию через эмоцию. Такое искусство часто возникало и получало распространение в период социальных переворотов в Европе, начиная с XV в.
Термин придумал чешский историк искусства Антонин Ма-тейчик в 1910 г., как «противоположность импрессионизму». «Экспрессионист, прежде всего, желает выразить себя. Он отказывается от мгновенного, непосредственного восприятия и опирается на более сложные структуры психики», — писал Матей-чик2.
1 Фридрих Ницше (1844-1900) — выдающийся немецкий философ и поэт. Ав
тор широко известного философского трактата «Так говорил Заратустра».
2 Anton Matejcek цитируется в книге: Gordon D. E Expressionism: Art and Ide
as. - New Haven, 1987. - P. 175. „.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
Экспрессионизм — своеобразная форма сплава анархического бунтарства и мистики, разрушительного стремления к обновлению мира и бегства от действительности в мир субъективных переживаний. В нем слились самые противоречивые тенденции и стремления: крайний субъективизм — и призыв к человеческому единству; обращение к широким массам — и усложненный язык форм, понятный лишь избранным; интуиция как принцип творчества — и холодный рационализм построения.
К этому направлению в искусстве можно отнести художников разных стран:
Германия: Эмиль Нолъде (1867-1956), Франц Марк (1880-1916), Эрнст Барлах (1870-1938), Вильгельм Лембрук (1881-1919), Эрих Хеккель (1883-1970), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938), Макс Бекман (1884-1950), Август Маше (1887-1914), ОттоДикс (1891-1969), Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1972), Макс Пехштейн (1881 -1955), Отто Мюллер (1874-1930), скульптор Эрнст Барлах (1870-1938).
Австрия: ЭгонШиле (1890-1918), Оскар Кокотка (1886-1980), Альфред Кубин (1877-1959).
Бельгия: Констан Пермеке (1886-1952), Джеймс Энсор (1860-1949).
Франция: Жан Поль, Жорж Руо (1871-1958) и Хаим Сутин (1894-1943).
Норвегия: Эдвард Мунк (1863-1944).
«Живопись для меня — крик в ночи, приглушенные рыдания, подавленная улыбка. Я — плющ вечной нищеты, цепляющийся за изъеденную проказой стену, за которой бунтарское человечество прячет свои пороки и добродетели», — писал Жорж Руо 1
МОСТ В будущее Группа «Мост» (основана в 1905 г.) была первой из двух экспрессионистских групп, возникших в Дрездене. Название выбрал Карл Шмидт-Рот-луфф, чтобы подчеркнуть направленность искусства в будущее. Художники этой группы вдохновлялись творчеством Ван Гога, Гогена, сильное влияние на них оказал Эдвард Мунк, чья выставка проходила в Берлине в 1892 г.
1 Courthion P. Georges Rouault. - Paris, 1978.-P.36.
В работах художников группы «Мост» ощущается установка на некую варварскую интуитивную непосредственность: тяжелые массы цельных, неразложенных тонов, пастозно громоздящихся на крупнозернистых холстах в черных рамах, геометрически упрощенные формы. Художники ориентировались на средневековое крестьянское прикладное искусство, искусство африканских стран.
Когда они создавали образ современного города, то стремились запечатлеть враждебный, чуждый мир с искаженными фигурами и яркими цветами, как на картинах Людвига Кирхнера, самого последовательного члена «Моста». Он отказался от иллюзорного пространства, стремился к плоскостной трактовке предметов и их деформации. В картине «Берлин. Уличная сцена» (1913), кричащие цвета и истерия в видении мира рождают необычное ощущение подавленности, страха.
Эмиль Нольде — один из самых глубоких экспрессионистов, который на протяжении всей своей карьеры работал в изоляции. Его картины наполнены динамичной энергией, простыми ритмами, визуальными напряжениями. В них ощущается поразительная варварская стихия цвета.
Крупный немецкий художник Макс Бекман работал независимо и построил свой «мост», чтобы связать объективную полноту правды со своими субъективными эмоциями. Как и другие экспрессионисты, он был на фронте во время Первой мировой войны, что вызвало у него впоследствии депрессии и галлюцинации. Пережитый стресс отразился и в его работах: жестокие брутальные образы, тяжелые формы. Интенсивность звучания красочного пигмента в полотнах, повышенная сопоставлением пастозно написанных кричащих цветов, придает его работам вневременное звучание. Такое бескомпромиссное видение реальности и необычная манера письма вызвали ненависть у нацистов, и Бекман вынужден был эмигрировать в США.
Немецкие экспрессионисты, как правило, черпали свои темы из повседневной жизни. И все же в их произведениях ощущается намеренная грубость, словно они никогда не брали в руки кисть или карандаш. Поскольку при этом художники этого направления отвергали общепринятый язык, то создается впечатление,
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
что автор пишет как бы через силу, нагнетает краски, избегая нюансов. Немецкие экспрессионисты стремились исследовать генезис художественного акта, совершающегося как внутри художника в момент его творчества, так и в обществе, к которому он обращается. Большое значение имел эстетический императив экспрессионизма, для которого искусство — не только вызов общественному строю, но и стремление к его изменению.
АВСТРИЙСКИЙ Австрия вращается в орбите немецкой куль-
ЭКСПреССИОНИЗМ туры, но ее историческое развитие идет более медленными темпами. Эгон Шиле разрабатывает свою систему образности в экспрессионистском духе, акцентируя моменты отчаяния, меланхолии, по-своему трансформируя излюбленные темы Густава Климта 1 Шиле погружается в глубины человеческой психики, он ищет смерть в самом основании жизни. Альфред Кубин занимался исследованием мира своих снов. Оскар Кокотка, вдохновляясь Климтом, устанавливает контакт с немецкими экспрессионистами. Но вольнодумца и анархиста Кокошку не интересует творческое освобождение. Он не верит ни в настоящий, ни в будущий социальный порядок. Для него важно запечатлеть суть своих переживаний происходящего, ибо действительность хаотична. И в его картинах множество ярких цветовых пятнышек, как отметин пережитого, сливаются, рождая ощущение непрерывного движения. В пейзажах этого художника конкретная местность запечатлена в каком-то беспорядочном движении, уничтожающем различие между объектом и субъектом. Окружающий мир вращается вокруг нас, вовлекая в свой водоворот.
«СИНИЙ ВСАДНИК» Объединение «Мост» распалось в 1913 г., когда уже активно заявила о себе новая группировка «Синий всадник», основанная в 1911 г. в Мюнхене и просуществовавшая вплоть до начала Первой мировой войны.
1 Густав Климт (1862-1918), австрийский художник и график, основатель Венского Сецессиона — объединения прогрессивных художников, созданного с целью организации их выставок.
В 1911 г. Василий Кандинский встречается с немецкими художниками-экспрессионистами Францем Марком (1880-1916) и Августом Макке (1887-1914), а также австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. С Марком он обсуждает идею создания альманаха «Синий всадник». В декабре 1911г. открылась первая выставка этого объединения, на которой были представлены произведения французских, немецких и русских художников.
У «Синего всадника» не было четкой программы. Некая духовная миссия объединения заключалась в координировании выставочной деятельности и поддержке художников путем организации международных выставок и публикации теоретических работ всех художественных направлений, для которых сфера искусства недвусмысленно отделена от природы, а создание художественных форм зависит от внутренних побуждений индивида.
В группу «Синий всадник» входил Алексей Явленский (1867— 1941), как и Кандинский, увлекавшийся во время нахождения в Париже живописью Матисса. На его холстах возникают уплощенные фигуры, напоминающие древнерусские иконные образы и византийские эмали. Австриец Альфред Кубин (1877-1959), график, иллюстратор, создавал фантастические рисунки по мотивам произведений Гофмана, По, Кафки. Франц Марк (1880— 1916) увлекался мистицизмом и восточным искусством, рисовал одних животных, потому что в их непринужденных движениях, с его точки зрения, ощущается природная естественность. Таким образом, Марк «уходил» от цивилизованного мира, стремясь найти в природе нечто сокрытое, духовное. В конце творческого пути он приходит к чистым абстрактным формам.
Искусство визионера Августа Макке тесно связано с творче
ством Робера Делоне (1885-1941) и футуризмом. Художников
«Синего всадника» объединял интерес к средневековому искус
ству, к примитиву, к разным проявлениям наивного художест
венного мышления. Из немецкой средневековой примитивной
иконописи они заимствовали технику живописи на стекле. Имен
но в среде художников группы «Синий всадник» обостряется
стремление к примитивизму, отождествляемому с незамутнен
ным сознанием раннего детства..
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
Швейцарец Пауль Клее (1879-1940) первый погрузился в беспредельную вселенную подсознания. В своем творчестве-дневнике он запечатлел внутреннюю жизнь художника: тысячи картин, акварелей, набросков. Это крайне субъективное по своему характеру искусство.
ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ. Биография и творческая судьба Эмиля «Мое искусство — Нольде (1867-1956) отразили трагиче- деревенское» ские противоречия еговремени. В его искусстве сочетались мощь и оригинальность экспрессионистического мышления с изысканной тонкостью живописного видения. Нольде не был одиночкой среди представителей немецкого экспрессионизма. Его творческий путь был тесно связан с искусством других экспрессионистов, в 1906-1907 гг. он участвовал в выставках группы «Мост», был лидером молодого поколения, а затем уединился.
Эмиль Нольде (Ханзен) родился в 1867 г. в крестьянской семье в деревне Нольде близ датской границы, где никто не интересовался искусством. Он должен был стать крестьянином, но мечтал о карьере художника. Он учился в частной школе в Мюнхене, затем в Дахау. Но школы и академии ничему не научили Нольде. Его вдохновляло искусство египтян и ассирийцев, африканское искусство, маски Океании, произведения Тициана, Рембрандта, Гойи, Гогена, Мунка.
Встреча с искусством Гогена и Ван Гога в Берлине заставляет Нольде погрузиться в изучение цвета, ставшего для него главным средством выражения. Он почти физически относился к цветам: «У меня такое ощущение, будто они любят меня, мои руки. Каждый цвет имеет душу, делает счастливым, отталкивает или стимулирует меня», — писал художник1.
Необычны его картины на религиозные сюжеты — очень личностные, в которых отразились его вера, сомнения, искушения. Его серия на библейские темы состоит из 55 холстов. Последний холст «Иосиф у книжников» датирован 1951 г.
1 Mein Leben (in einem Band zusammengefaBte Ausgabe der vierbandigen Selbst-
biographie). - Koln, 1990. - P. 55-56
Определяющим мотивом его творчества являются двухфи-гурные картины: «Воитель и женщина», «Брат и сестра», «Искушение Иосифа». Для этих картин характерен мотив сопоставления — сопоставляются мужчина и женщина, вожделение и горе, бог и дьявол. И цвета он любил противопоставлять: холодные и теплые, светлые и темные, тусклые и сочные.
Приглашение в 1912 г. принять участие в экспедиции в германскую колонию «Новая Гвинея» Нольде воспринимает как перст судьбы. Его влечет неизведанное. Путешествие длилось год: через Москву, Сибирь, Корею, Японию, Китай он отправился в Новую Гвинею. Полгода он обитает на островах Океании, создавая множество рисунков, картин. Но не нашел художник там первобытного рая, ибо жестокость колонизаторов обрекала людей на гибель.
После возвращения из путешествия в начале войны он переезжает в Утенварф, в небольшой крестьянский дом возле деревни Нольде. С тех пор почти все свои работы он создавал либо здесь, либо в расположенном рядом Зебюлле. В окружающем ландшафте встречаются характерные для палитры художника цвета: ярко-зеленый цвет лугов, желтый цвет рапсовых полей, темно-синий — озер и рек. Используемая художником гамма — от блеклого зеленого до темно-фиолетового и синего, от желтого, коричневого, оранжевого до огненно-красного. И все эти оттенки наполняются светом.
Нольде, искавший «первобытные стадии» человека, «прана-туру», веривший в то, что «первобытные люди», живущие на природе, сливались с ней, являлись частью вселенной, нашел в ландшафтах между Утенварфом и Зебюллем идеальный пейзаж — воплощения своей мечты.
После окончания Первой мировой войны он переехал в Зе-бюлль, в построенный по его проекту дом, ставший позднее для него приютом для спасения от нападок нацистов, обвинявших Нольде в том, что он — «чуждый народу», «выродившийся художник». Его картины были конфискованы и изъяты из музеев. Всего у Нольде конфисковали 1052 работы. Нольде умер в Зебюлле в 89 лет и похоронен в склепе, построенном им во время войны для себя и жены на краю сада.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
«Мое искусство — деревенское. Оно верует во все человеческие качества и в исконную, изначальную жизнь, которую научное исследование давно отвергло и которую больше не встретишь в стенах города»1, — писал Нольде в своем дневнике.
Акварели Акварели Нольде выдерживают сравнение
и ненаписанные с его картинами, иногда даже превосходят картины Нольде их. Техника акварельной живописи соответствовала устремленности Нольде к спонтанности и непосредственности, позволяла находить форму для каждого образа вне канонов, пренебрегая правилами, системами. Нольде много экспериментировал с акварельной техникой, добиваясь «более свободной, широкой и текучей изобразительности».
В 1907 г. он создал изображения женских голов и 20 автопортретов (тушь, перо). Язык художника в портретах отличается непосредственностью и экпрессивностью.
Ряд открытий, изменивших направление его творчества, он сделал в 1908 г. в деревне Коспеда, близ Йены. Нольде работал на пленэре. Позже он запишет: «Иногда я писал в морозные вечерние часы и любил наблюдать, как краски превращаются в ледяные звезды и узоры. Мне нравилось, что природа соучаствует в моей работе»2. Благодаря такому «соучастию» природы мороз, снег и дождь размывают краски, рисунок стирается и возникают новые формы. Позднее эти находки художник претворит в сознательный способ использования цвета как образотворческую силу.
В первые годы после прихода к власти национал-социалисты заявляли, что в области искусства будут проводить политику большой терпимости, свободы. До 1936 г. в Берлинской национальной галерее демонстрировались работы Лембрука, Барлаха, Нольде, Франца Марка, Кандинского, Клее. Но 19 июля 1937 г. в Мюнхене, в канун открытия выставки «Дегенеративное искусство» Гитлер в своей речи гневно клеймил художников-авангардистов как «элементы, разрушающие нашу культуру», созда-
1 Martin Urban. Emil Nolde - Ungemalte Bilder. - Seebull, 1971. - P. 20.
2 GosebruchM. Emil Nolde. Watercolours and drawings. - London, 1993. - P. 56.
юшие «примитивные космополитические каракули». Конфисковали 1052 работы Нольде. На выставке «Дегенеративное искусство» показывались 33 его картины, акварели, графические работы. Среди 4 тыс. сожженных в Берлине работ 20 марта 1939 г. были и произведения Нольде. В августе 1941 г. ему запретили заниматься профессиональной деятельностью. Но, вопреки всем запретам, он продолжал работать, писать на оставшейся у него японской бумаге сотни акварелей, которые легко можно было спрятать. В возникающих спонтанно изображениях появлялись кобольды, русалки, мужчины и женщины, образы, воплощающие старость и молодость. Большинство листов выполнено в смешанной технике (акварель, темпера, пастель). После 1945 г. часть работ Нольде перевел в крупный формат.
Графика Нольде И в графике проявляется природа живописца Нольде. Главное для него — напряжение темных и светлых масс, сочетание и контрасты глубокого черного и сияющего белого, богатая игра оттенков.
Привязанность Нольде к «соавторству с природой» проявляется и в его гравюрах на дереве, в которых он умеет подчеркивать своеобразие структуры древесины. Работать над гравюрами на дереве он начал в 1906 г. Технике отпечатки с деревянных досок он научился у своих друзей, художников группы «Мост». «Непосредственность интенсивной, зачастую гротескной передачи силы и жизни в первичной, наипростейшей форме — вот что так увлекает нас в этих вещах»1, — писал Нольде об искусстве примитивных народов.
То же можно сказать и о мощном, «первобытно-непосредственном» воздействии гравюр Нольде. Никаких нюансов, зыбких переходов. Определяющим являлся контраст светлых и темных масс, сталкивающихся в напряженном драматизме, во взаимодействии зубцов и выступов, образующих прочную конструкцию {«Пророк», «Голова женщины Ш»),
В литографиях Нольде доминирует цвет. Начиная с 1911 г. он Работает исключительно на камне. В 1913 г. он нашел в одной фленсбургской типографии оборудование, с помощью которого
1 Jahre der Kampfe (1902-1914). - Koln, 1985. - P. 25.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
мог осуществить печать красочных изображений с камня. Охваченный творческим подъемом, он создает 13 крупноформатных литографий, которые принадлежат к высшим достижениям графики немецкого экспрессионизма. Здесь почти нет двух одинаковых оттисков, каждое накатывание краски создает новые и многообразные эффекты.
Нольде придал специфический мистический характер немецкому экспрессионизму, и его карьера иллюстрирует многие моральные дилеммы, с которыми пришлось столкнуться немецким модернистам первого поколения. Его инстинкты были националистскими и консервативными, хотя в искусстве он предстает смелым экспериментатором.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 777 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!