Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Браманте



Глава IX

Высокое Возрождение

В конце XV в. искусство итальянского Возрождения достигает своего расцвета. В это время художники, в полной мере владея методами линейной и воздушной перспективы, светотенью и формой, создают произведения, в которых, в первую очередь, выражена вера в безграничные творческие возможности человека, сильного духом и телом. Деятели этого периода сумели обобщить опыт мастеров Раннего Возрождения, выявить закономерности явлений, отказавших от излишних подробностей. Их стремление к гармонии выразилось в поиске идеала, который каждый из творцов Высокого Ренессанса выразил по-своему. Основными центрами искусства этого времени были Флоренция, Рим и Венеция.

Изучение истории искусства определенного периода, как правило, начинается с изучения архитектуры, однако деятели Высокого Ренессанса, обладая множеством талантов, проявили свои дарования во многих областях, поэтому в этой главе пойдет речь, прежде всего, о личностях Высокого Возрождения.

Браманте

Крупнейшим архитектором этого времени был Донато д’Анджело Браманте(1444–1514), который также известен как живописец и поэт. Самые яркие страницы его творческой биографии связаны с вечным городом – Римом. В тот период Рим скорее жил славой прошлого, что это не устраивало главу католического мира, поэтому папа римский пригласил Браманте, как одного из лучших зодчих своего времени, с целью создания таких архитектурных сооружений, которые бы превзошли славу прошлого.

Здание главной папской канцелярии, созданное этим мастером, стало первым сооружением нового стиля – римского классицизма, который отличается полным отсутствием элементов готики, рациональностью, уравновешенностью композиции, преобладанием таких форм, как круг, арка, купол.

В своем творчестве Браманте стремился к абсолютной гармонии. Реальным выражением этих стремлений стала небольшая часовня-ротонда Темпьетто, возведенная во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (1502 – 1503), в том месте, где согласно легенде, был распят апостол Петр.

Это здание центрического типа (в плане – круг), окруженное со всех сторон колоннами тосканского (римско-дорического) ордера. Гладкие стены этого небольшого храма приобретают выразительность благодаря пластике пилястр и глубоких ниш. Завершает Темпьетто купол, украшенный фонарем.

Для того чтобы оценить красоту и совершенство пропорций этого сооружения необходимо найти определенную точку зрения. Это роднит Темпьетто с храмами античности. Несмотря на свои малые размеры часовня производит впечатление монументальности. Современники восприняли это произведение Браманте как один из лучших образцов нового стиля.

После восшествия на престол папы Юлия II Браманте становится главным архитектором Рима, и в 1505 г. он начинает строительные работы в Ватикане. Новый понтификат хотел, чтобы зодчий на месте старой и обветшалой базилики св. Петра соорудил величественный храм, способный затмить своим великолепием все древнеримские памятники.

В соответствии с идеями Альберти был разработал план собора (1506), который представлял собой равноконечный греческий крест, вписанный в квадрат. Над средокрестьем храма должен был возвышаться огромный сферический полукупол, а по углам – четыре малые купола и высокие башни. Несмотря на сложность, композиция была абсолютно симметрична и уравновешена.

В том же, 1506 г. была выпущена бронзовая медаль с изображением собора Св. Петра по проекту Браманте. Однако планам зодчего так и не суждено было сбыться.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...