![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Конкретное проведение онтологических исследований в первой и второй части одновременно раскроют для нас взор на род и способ, каким происходят эти феноменологические исследования. Это принуждает нас к вопросу о методическом характере онтологии. Так мы достигнем третьей части лекции: научный метод онтологии и идея феноменологии.
Метод онтологии, т.е. философии вообще, настолько исключителен, что он не имеет ничего общего ни с одним методом какой-либо другой науки, которые все в качестве позитивных наук имеют дело с сущим. С другой стороны, именно анализ истинностного характера бытия показывает, что и бытие как бы основывается в некотором сущем, а именно — в вотбытии. Бытие имеется только, если бытийное понимание, т.е. вотбытие, экзистирует. Согласно этому, это сущее требует в проблематике онтологии некоторого исключительного первенства. Оно [первенство] оповещает о себе во всех дискуссиях об основных онтологических проблемах, и, прежде всего, в фундаментальном вопросе о смысле бытия вообще. Разработка проблем и ответ на вопрос требуют общей аналитики вотбытия. Онтология имеет в качестве фундаментальной дисциплины аналитику вотбытия. В этом одновременно заключено то, что саму онтологию нельзя обосновать чисто онтологически. Её собственное овозможнивание отсылает её обратно к сущему, т.е. к онтическому: к вотбытию. Онтология имеет оптический фундамент, который постоянно просвечивает так же и в прежней истории (Geschichte) философии и который выражается, к примеру, в том, что уже Аристотель сказал: первая наука, наука о бытии, есть теология. Возможность и судьбы философии как произведение свободы вотбытия человека скреплены с его экзистенцией, т.е. с временностью и тем самым с историчностью (Geschichtlichkeit), и именно в некоем более изначальном смысле, чем [возможность] любой другой науки. Итак, первая задача внутри прояснения научного характера онтологии есть показ её оптического фундамента и характеристика этого фундирования.
Второе есть помечание исполняющегося в онтологии как науке о бытии способа познания, что означает разработку методических структур онтологически-трансцендентального разделения. Уже в ранней античности видели, что бытие и его определённости некоторым способом лежат в основе сущего, предшествуют ему и суть некое προτερον[38], некое более раннее. Терминологическое обозначение для этого характера предшественности бытия перед сущим есть выражение a priori, априорность, «более раннее». Бытие есть как априори раньше, чем сущее. До сего дня смысл этого априори, т.е. смысл «более раннего» и его возможность не прояснены. Ни разу не спрошено о том, почему бытийные определения и само бытие должно иметь этот характер «более раннего» и как возможно такое «более раннее». «Более раннее» есть временное определение, но такое, которое лежит не во временном порядке времени, которое мы мерим часами, а то «более раннее», которое принадлежит к «перевёрнутому миру». Поэтому это «более раннее», которое характеризует бытие, постигается вульгарным рассудком как «более позднее». Единственно интерпретация бытия из временности может сделать усмотренным то, почему и то, как с бытием сходится этот характер «более раннего», т.е. априорность. Априорный характер бытия и всех бытийных структур требует соразмерно этому определённого рода доступа и способа постижения бытия — априорного познания.
Основные куски, которые принадлежат к априорному познанию, составляют то, что мы называем феноменологией. Феноменология есть титул для метода онтологии, т.е. научной философии. Феноменология, если она правильно понимается, есть понятие метода. И поэтому сразу исключено то, что она высказывает какие-либо определённые содержательные тезисы о сущем и занимает некоторую так называемую точку зрения.
Мы не будем здесь останавливаться на том, какие представления о феноменологии, отчасти через попустительство самой феноменологии, сегодня в ходу. Мы коснёмся только одного примера. Говорили, что моя философская работа будто бы есть католическая феноменология. Наверное, потому, что я придерживаюсь того убеждения, что и такие мыслители, как Фома Аквинский или Дуне Скот кое-что понимали в философии, может быть, даже больше, чем современные. Тем не менее, понятие некой католической феноменологии ещё более противосмысленное, чем понятие протестантской математики. Философия как наука о бытии основополагающе разделяется в своей методике от любой другой науки. Методическое разделение между математикой и классической филологией не так велико, как разделение между математикой и философией или филологией и философией. Величину раздела между позитивными науками, к которым принадлежат математика и филология, и философией вообще нельзя оценить количественно. В онтологии на пути феноменологического метода должно быть постигнуто и схвачено бытие, причём мы заметим, что хотя феноменология стала жива только сегодня, то, что она ищет, и то, чего она хочет, было живым в западной философии уже с начала.
Бытие должно быть постигнуто и сделано темой. Бытие же, соответственно, есть бытие сущего и поэтому становится доступно ближайшим способом только в исходе от сущего. При этом, хотя постигающий феноменологический взор должен также направляться на сущее, но так, чтобы при этом приходило к отнятию и к возможному тематизированию бытие этого сущего. Хотя постижение бытия, т.е. онтологическое исследование ближайшим способом и необходимо подходит к сущему, но потом определённым способом уводится от сущего и сводится обратно к его бытию. Основной кусок феноменологического метода в смысле обратного ведения исследующего взора от наивно постигнутого сущего к бытию, мы обозначаем как феноменологическую редукцию. Тем самым мы связываем себя по звучанию слова, но не по вещи с центральным термином феноменологии Гуссерля. Для Гуссерля феноменологическая редукция, которую он в первый раз выразительно разработал в «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), есть метод обратного ведения феноменологического взора от естественной установки вжитого в мир вещей и личностей человека к трансцендентальной жизни сознания и её ноэтико-ноэматическим переживаниям, в которых объекты конституируются как корреляты сознания. Для нас же феноменологическая редукция означает обратное ведение феноменологического взора от определённого как всегда постижения сущего к пониманию бытия (набрасыванию в способе его несокровенности) этого сущего. Как каждый научный метод, и феноменологический метод растёт и изменяется на основе исполняющегося именно с его помощью проникновения к вещам. Научный метод никогда не есть техника. Коль скоро он становится этим, он отпадает от своей собственной сущности.
Феноменологическая редукция как обратное ведение взора от сущего к бытию не единственный, и ни в коем случае не центральный основной кусок феноменологического метода. Ибо это обратное сведение взора от сущего к бытию в то же время требует позитивного принесения себя к самому бытию. Чистое отворачивание есть только негативное методическое отношение, которое нуждается не только в восполнении через позитивное, но [нуждается] именно в приведении к бытию, т.е. в [руководящем] ведении. Бытие становится доступным не так, как сущее, мы не просто преднаходим его, но оно соответственно, как нужно будет показать, должно быть приведено ко взору в некотором свободном наброске. Это набрасывание пред-данного сущего на его бытие и его [бытия] структуры мы обозначаем как феноменологическую конструкцию.
Но и с ней метод феноменологии ещё не исчерпан. Мы слышали — каждое набрасывание бытия исполняется в ре-дуктивном отходе от сущего. От сущего бытийное рассмотрение берёт свой исход. Последний же очевидно всегда определяется фактичным опытом сущего и округой возможностей опыта, которые собственны в то или иное время некоторому фактичному вотбытию, т.е. историческим положением философского исследования. Не в каждое время и не для каждого доступно равным способом всё сущее и его определённые области, и даже если сущее доступно в округе опыта, остаётся ещё вопросом, понимается ли оно в наивном и вульгарном опыте уже в его специфическом роде бытия соразмерно. Поскольку вотбытие по своей собственной экзистенции есть историчное (geschichtlich), то сами возможности доступа и способы истолкования сущего в разных исторических положениях суть разные, вариативные. Взор на историю философии показывает, что очень скоро были открыты природа, пространство, душа, но что они, однако, не могли быть схвачены в их специфическом бытии. Уже в античности было выставлено усреднённое понятие о бытии, которое было применено к интерпретации всего сущего разных бытийных областей и его [то есть сущего] способов бытия, без того, чтобы само это специфическое бытие было выразительно сделано проблемой в его структуре и могло быть ограничено [от других способов бытия]. Так, уже Платон очень хорошо видел, что душа и её логос есть некое иное сущее, чем чувственное сущее. Однако он был не в состоянии отграничить специфический род бытия этого сущего против рода бытия какого-либо другого сущего или несущего, но для него, точно также, как для Аристотеля и для последующего времени вплоть до Гегеля, а уж тем паче, для пришедших позднее, все онтологические исследования движутся в некоем усреднённом понятии о бытии вообще. Также и онтологическое исследование, которое мы выполняем теперь, определено через своё историческое положение, а в единстве с этим, — через некоторые возможности доступа к сущему и через предание предшествующей философии. Состав основных философских понятий из философской традиции сегодня ещё настолько действенен, что это воздействие традиции едва ли может быть переоценено. Поэтому происходит так, что всякое философское разбирательство, даже радикальнейшее и начавшееся вновь, пронизано перешедшими [к нему] понятиями, а вместе с этим, — перешедшими [к нему] горизонтами и воззрениями, о которых вовсе не установлено твёрдо, что они изначально и подлинно произошли из той области и устройства бытия, которую они претендуют схватить. И потому к понятийной интерпретации бытия необходимо принадлежит деструкция, т.е. критическая расстройка перешедших и ближайшим способом необходимо применяемых понятий до источников, из которых они почерпнуты.
Эти три основных куска феноменологического метода: редукция, конструкция, деструкция, содержательно взаимопринадлежны и должны быть обоснованы в их взаимопринадлежности. Конструкция философии есть необходимо деструкция, т.е. исполняемая в обратном историческом ходе в традицию расстройка переданного, что не означает никакой негации и осуждения традиции на ничтожность, но, наоборот, означает именно её позитивное присвоение. Так как к конструкции принадлежит деструкция, философское познание есть по своей сущности в то же время в определённом смысле историческое (historische) познание. К понятию философии как науки, к понятию феноменологического исследования принадлежит, как говорят, и «история философии». История (Geschichte) философии не есть какой угодно довесок в философском учебном процессе, только для того, чтобы дать повод выбрать что-нибудь как удобную и лёгкую тему для государственного экзамена или чтобы однажды оглянуться на то, как было раньше; но историко(historisch)-философское познание есть в себе одно, причём специфический род исторического познания в философии соразмерно её предмету разделяется от любого другого научного исторического познания.
Так охарактеризованный метод онтологии делает возможным обрисовывание идеи феноменологии, как научного прохождения философии. Заодно с этим мы получим возможность конкретнее ограничить понятие философии. Так рассмотрение третьей части приведёт снова к началу лекции.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 116 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!