![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Лекция[27] делает своей задачей поставить и разработать основные проблемы феноменологии и местами приблизиться к их решению. Из того, что феноменология делает темой и как она исследует свой предмет, должно стать возможным развить её понятие. Замысел рассмотрения направлен на вещное содержание и внутреннюю систематику основных проблем. Цель есть прояснение их самих из их основы.
Этим одновременно негативно сказано: мы не собираемся исторически (historisch) разузнавать о том, что имеется для обращения вместе с современным направлением в философии, называемым феноменологией. Мы имеем дело не с феноменологией, но с тем, с чем она сама имеет дело. И это, в свою очередь, мы не собираемся только принять к сведению, чтобы потом быть способными сообщить, что феноменология имеет дело с тем-то и тем-то; но лекция имеет дело именно с ним самим, а вы должны совместно с нами иметь дело с этим или учиться совместно с нами иметь с ним дело. Речь идёт не о том, чтобы знать философию, но о том, чтобы смочь философствовать. Введение в основные проблемы могло бы привести к этому.
А сами эти основные проблемы? Должны ли мы принять на веру, что то, что подлежит разбору, на деле составляет состав основных проблем? Как мы доберёмся до этих основных проблем? Не прямо, но на обходном пути разбора определённых отдельных проблем. Из них мы выделим основные проблемы и определим их систематическую взаимосвязь. Из этого понимания основных проблем должно следовать, насколько они необходимо требуют философию как науку.
Согласно этому лекция членится на три части. Ближайшим способом мы вчерне наметим их через следующее членение:
1. Конкретные феноменологические вопросы как приведение к основным проблемам;
2. Основные проблемы феноменологии в их систематике и обосновании;
3. Научный род обработки этих проблем и идея феноменологии.
Путь рассмотрения ведёт от некоторых отдельных проблем к основным проблемам. Следовательно, возникает вопрос: как нам получить исходный пункт рассмотрения, как нам выбрать и ограничить отдельные проблемы? Остаётся ли это предоставленным случаю и произволу? Для того, чтобы эти отдельные проблемы не являлись подобранными как угодно, нужно провести вводящее в них рассмотрение.
Проще и вернее всего, как можно было бы полагать, можно вывести конкретные феноменологические отдельные проблемы из понятия феноменологии. Феноменология есть по своей сущности то-то и то-то, стало быть в круг её задач попадает это и то. Однако, прежде всего, должно быть получено понятие феноменологии. Поэтому этот путь непроходим. Но для ограничения конкретных проблем мы, в конце концов, не нуждаемся в однозначном и всесторонне обоснованном понятии феноменологии. Вместо него могло бы быть достаточным ориентирование на то, что сегодня знают под именем «феноменология». Однако, опять же внутри феноменологического исследования имеются разные определения его сущности и его задач. Но даже если можно было бы привести эти разделения в определении сущности феноменологии к единогласию, оставалось бы подвопросным, может ли так полученное, как бы усреднённое понятие феноменологии добыть для нас ориентацию в конкретных проблемах, подлежащих отбору. Ибо нужно было бы, чтобы прежде было твёрдо установлено, что феноменологическое исследование сегодня достигло центра философской проблематики и определило свою собственную сущность из её [проблематики] возможностей. Но это, как мы увидим, не случайно — и настолько не случайно, что один из главных замыслов лекции состоит в том, чтобы показать, что феноменологическое исследование, схваченное в его основной тенденции, не может представлять собой ничто иное, как более выразительное и радикальное понимание идеи научной философии, как её домогались в её осуществлении с античности и вплоть до Гегеля в постоянно новых и в себе едино связанных усилиях.
До сих пор, и внутри феноменологии, сама она понимается как некая философская преднаука, которая готовит почву для собственно философских дисциплин — логики, этики, эстетики и философии религии. Но в таком определении феноменологии как преднауки перенимают традиционный состав философских дисциплин, не спрашивая при этом, — не ставится ли под вопрос и не расшатывается ли этот состав переданных философских дисциплин именно самой феноменологией, — и не лежит ли также в феноменологии возможность отменить овнешнение философии в эти дисциплины и вновь присвоить и оживить её собственную великую традицию из сущностных ответов традиции в их основных тенденциях. Мы утверждаем: феноменология не есть одна философская наука среди других и не есть преднаука для остальных наук, но само выражение «феноменология» есть титул для метода научной философии вообще.
Прояснение идеи феноменологии равнозначно экспозиции понятия научной философии. С этим мы, конечно, ещё не получили содержательного определения того, что означает феноменология, а ещё меньше из этого видно, как этот метод осуществляется. Но, пожалуй, указано, что мы должны pi качаться и почему мы должны отказаться от ориентирования на какое-либо феноменологическое направление настоящего.
Мы не дедуцируем конкретные феноменологические проблемы из некоего догматически предложенного понятия феноменологии, скорее, можно привести к ним через более общий и предваряющий разбор понятия научной философии вообще. Этот разбор мы выполним в молчаливом примеривании к основным тенденциям западной философии с античности до Гегеля.
В ранней античности φιλοσοφια означала то же, что и наука вообще. Позднее от философии отрываются отдельные философии, т.е. отдельные науки, такие как медицина и математика. Обозначение φιλοσοφια остаётся теперь за наукой, которая лежит в основе всех других особенных наук и их охватывает. Философия становится просто наукой. Она всё больше и больше находит себя в качестве первой и высочайшей науки или, как говорили во времена немецкого идеализма, — в качестве абсолютной науки. Если она является этим, тогда в выражении «научная философия» заключён плеоназм. Оно говорит: научная абсолютная наука. Достаточно ведь сказать — философия. В этом уже заключено: просто наука. Почему же мы, однако, придаём выражению «философия» прилагательное «научная»? Ведь наука, и тем более абсолютная наука научна по своему смыслу. Мы говорим ближайшим способом «научная философия», так как господствует такое восприятие философии, которое не только угрожает, но и вообще отрицает её характер как просто науки. Это понимание философии есть не только сегодня, а существует наряду с развитием научной философии с тех пор, как имеется философия как наука. Согласно смыслу такого восприятия философии, она должна не только и не в первую очередь быть теоретической наукой, но практически руководить восприятием вещей и их взаимосвязи и принятием установки по отношению к ним, а также управлять и вести толкование вотбытия (Dasein) и его смысла. Философия есть мировая и жизненная мудрость или, как сегодня обычно выражаются, — философия должна давать мировоззрение. Так, можно разделять научную философию и философию мировоззрения.
Мы попытаемся обсудить это разделение настойчивее и решить, по праву ли оно выстаивает, и не должно ли разделение быть поднято (и сохранено) в один из членов этого разделения. На этом пути для нас должно проясниться понятие философии, и мы должны стать в состоянии оправдать выбор отдельных проблем, разрабатываемых в первой части. К тому же нужно обдумать то, что эти разбирательства понятия философии могут быть только предварительными, предварительными не только к замыслу целого лекции, но предварительными вообще. Ибо понятие философии есть собственнейший и высший результат её самой. Точно так же вопрос, возможна ли философия вообще или нет, может быть решён только философией.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 122 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!