Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образец



лёг – [л’ок]

[л’] – согласный; сонорный; переднеязычный, зубной; смычно-проходной, боковой; мягкий.

[о] – гласный; ударный; среднего ряда; среднего подъема; лабиализованный.

[к] – согласный; шумный, глухой; заднеязычный; смычно-взрывной; твердый.

6. Разграничьте фонетические изменения и исторические чередования звуков в корневых морфемах: луглугалужок; посадкапосадокпосажу; вождениепроводывыпроваживатьведувести.

Образец

Подруга, друг, дружок, друзья. В корневой морфеме есть исторические чередования звуков г // ж // з’: -друг- // -друж- // -друз’- и фонетические изменения звуков г // к в словах [п Ù другъ] и [друк].

Тема 7 (ПЗ). Суперсегментные единицы и просодические явления

План

1. Суперсегментные единицы как результат членения речевого потока.

2. Фраза и синтагма, их качественное отличие друг от друга.

3. Фонетическое слово, его основные признаки. Характеристика проклитики и энклитики.

4. Слог, проблема его определения. Типы слогов.

5. Просодические явления: ударение и интонация. Особенности ударения и интонации в разных языках мира.

Методические рекомендации, учебные материалы

* До сих пор рассматривались мельчайшие единицы звукового строя – фонемы (звуки), которые называются еще сегментными. Но существуют и проявляют свое назначение эти единицы лишь в тех или иных речевых отрезках. Звучащая речь, хотя лингвисты и любят употреблять метафорическое словосочетание речевой поток, не монолитна. Устная речь объективно членится на единицы большие, чем звук. Все единицы, которые получаются в результате членения речевого потока, называются суперсегментными единицами. К ним относятся фраза, синтагма, фонетическое слово, слог.

* Фраза является самой крупной единицей. Фразу как фонетическую единицу следует отличать от предложения как грамматической единицы, их границы могут не совпадать. Фонетическим основанием выделения фразы является интонация законченности единого по смыслу отрезка речи. Смысловая целостность фразы выражается ритмомелодическими средствами. Мелодика фразы выражает ее целевую установку (ср.: повествование, вопрос, побуждение и т.д.). Одна фраза отличается от другой паузой (в транскрипции обозначается двумя чертами //).

Синтагма в отличие от фразы характеризуется интонацией незаконченности, но сходна с фразой тем, что представляет собой смысловое единство, отделяется от других синтагм во фразе паузой. Однако паузы между синтагмами менее длительны, чем между фразами (в транскрипции обозначается одной чертой /). Выделение синтагм в речи зависит от того, какой смысл вкладывает в нее человек. Ср.: Надо / учиться / работать / и отдыхать // и Надо учиться / работать и отдыхать //. От единицы более низкого порядка – фонетического слова – синтагма отличается интонацией.

*Фонетическое слово характеризуется наличием словесного ударения, которое и создает целостность какого-нибудь речевого отрезка. Фонетическое слово может соответствовать или не соответствует лексическому слову. Например, в высказывании День на день не приходится слова день и не не имеют собственного ударения, а значит, не являются фонетическими словами. Такие слова, которые теряют ударение, называются клитиками. Выделяют два их вида в зависимости от местоположения клитики по отношению к ударному слову. Если слово стоит перед тем, к которому примкнуло, то оно называется проклитикой. В приведенном примере отрицательная частица не – проклитика. Если слово стоит после того, к которому примкнуло, то оно называется энклитикой, как слово день в примере. Анализируя фонетические слова, надо помнить, что в некоторых многосложных словах ставится, помимо основного, побочное (дополнительное) ударение. Однако оно не может делить слово, например, межбиблиотечный.

* Слог определяется как минимальная произносительная единица речи. Очень важно быть внимательным при определении различных единиц, в частности, при употреблении слова минимальный. Вспомните, о фонеме говорилось как о минимальной единице языка. Сейчас в определении также используется это слово. Но разница существенная. Слог рассматривается как предельная единица членения речевого потока, он легко осознается людьми, причем гораздо раньше, чем отдельный звук, для выделения которого необходимо использовать исследовательские процедуры (вспомните прием оппозиций). Это подтверждают опросы детей дошкольного возраста: когда исследователь спрашивает у них о том, сколько звуков в слове мама, то получает ответ – два. Действительно, в реальном речевом потоке выделяется именно слог, потому что именно он характеризуется спаянностью звуков, отличается артикуляционным и акустическим единством. Однако любопытно, что теоретическое определение слога до сих пор одна из наиболее трудных проблем. Этот парадокс отмечал еще в XVIII веке В.К. Тредиаковский, утверждая, что любой человек с первого взгляда скажет, сколько в слове слогов, но по своей сути понятие слога «хитровато». Сейчас наиболее авторитетными признаются три теории слога, но они, скорее, не противоречат друг другу, а дополняют представление о слоге. Приведенные здесь основные положения этих теорий помогут вам разобраться с материалом, представленным в учебной литературе.

1. Акустические теории

1) Теория сонорности. Каждый звук речи имеет свою собственную звучность, или сонорность. Можно выстроить звуки в порядке их звучности с разной степенью детализации. Используем упрощенную характеристику звуков по степени их звучности: отсутствие звука – 0, шумные глухие – 1, шумные звонкие – 2, сонорные – 3, гласные – 4.

Слог представляет собой одну волну звучности, в вершине которой находится гласный. Таким образом, один слог характеризуется постепенным нарастанием звучности от начала слога к вершине и постепенным спадом от вершины слога к его концу. Например:

1 3 4 2 3 4 1

[п р’ и – з н а т’]

2. Артикуляционные теории

В этих теориях учитываются разнообразные особенности артикуляции.

2) Теория дыхательного толчка (экспираторная теория). Слог определяется количеством толчков: сколько толчков, столько слогов. Критики этой теории ссылаются на факты, которые явно ей не соответствуют, ср. ау – отсутствуют толчки, но два слога, ткать – два толчка, но слог один.

3) Теория мускульного напряжения. Вершиной слога признается гласный, а согласные располагаются на склонах импульса мускульного напряжения. Расположение согласного по отношению к гласному зависит от силы примыкания. При слабом примыкании согласный отходит к следующему гласному, например, у – шла, ру – ка.

При сильном примыкании согласный «склеивается» с предшествующим гласным. По мнению Л.В. Щербы, сильное примыкание бывает тогда, когда за ударным гласным следует два согласных, в этом случае один сильно примыкает к ударному, а второй отходит к следующему слогу. Например, пап – ка, фак – ты. Обратите внимание, что по теории сонорности деление на слоги осуществляется иначе: па – пка, фа – кты.

Практика изучения единиц речевого потока требует усвоить правила деления фонетических слов на слоги. Слогоделение – минимальная операция, с помощью которой производится деление слов на слоги. Эта операция отличается от установления объективно существующих границ слогов – слогораздела. Понятно, что деление на слоги может производиться по-разному в зависимости от того, какой теории придерживается исследователь, поэтому в разных учебниках вы можете встретиться с различным делением одних и тех же слов на слоги. В русском языке эта операция затруднена тем, что слог не соотносится со значимой единицей (морфемой). Деление на слоги значительно проще в языках, в которых они соответствуют морфеме. Найдите примеры таких языков и выпишите их.

Экспериментальные исследования русского слога, проводимые петербургскими учеными, показали, что при скоплении согласных внутри слова произнесение всех согласных зависят от качества гласного, которому они предшествуют (Л.В. Бондарко). Поэтому звуки следует разделять так, чтобы были только открытые слоги. Этим правилом мы и будем пользоваться. Например, бу – лка, ки –шка, пу – ста – я. Исключение составляет только звук [j]: майка – [маj – къ]. Но в слове мая по общим правилам: – [ма –jь].

* Просодические явления – ударение и интонация – представляют собой вторую линию речевого звучания, которая наслаивается на речевой поток. В разных языках эти явления обладают своими особенностями, вам необходимо выписать и запомнить 3–4 примера, которые бы подтверждали эту мысль.

Изучая особенности ударения, т.е. выделение одного из слогов в слове, вам следует выяснить признаки, на основе которых выделяются разные типы ударений, сформулировать определения всех типов и привести названия языков, для которых они характерны, см. ниже схему.

Типы ударений:

1. Динамическое, музыкальное, количественное,

2. Фиксированное и нефиксированное (свободное),

3. Подвижное и неподвижное.

Интонация – сложное фонетическое явление, представляющее собой ритмомелодический рисунок речи. Это важнейший элемент устной речи. Интонацию составляют несколько компонентов: мелодика, интенсивность, ритм, темп, паузы, тембр. Дайте каждому компоненту определение, выясните их роль в создании интонационного рисунка и приведите примеры. В целом интонация выполняет три основные функции:

1. Семантико-синтаксическую (грамматическую),

2. Экспрессивно-стилистическую (подумайте над различиями торжественной, небрежной, льстивой, грубой и т.д. речи),

3. Функция воздействия (вспомните: не так важно, что сказано, как важно то, как это сказано).

Вопросы для самопроверки и задания

1. Затранскрибируйте текст, который намеренно записан без знаков препинания. Выделите фразы, синтагмы, фонетические слова.

Хитрый купец обманул бога моря Нептуна пообещав ему если останется жив статую золотую чашу держащую а оставшись жив подарил вместо этого статую золотую чашу держащую.

2. В слове оставшись выделите слоги и охарактеризуйте их по схеме.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1007 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...