![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Киевской Руси (XII – XIII века)
В эпоху раздробленности первого русского государства культурное развитие страны не только не приостанавливается, но и приобретает новые качества.
Начинается формирование местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях. В Киевской, Новгородской, Переяславской, Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской и, вероятно, Смоленской и Полоцкой землях начинается вестись собственное летописание.
Получил свое продолжение литературный жанр «слова». Наиболее выдающимся по своим художественным достоинствам памятником литературы домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) – поэтическое произведение, посвященное неудачному походу на половцев в 1185 г. Новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор «Слова о полку Игореве» создал поэму-размышление о прошлом и настоящем русской земли, призвал русских князей к единению перед лицом внешней опасности.
Концом XII в. датируется и другое замечательное произведение – «Слово Даниила Заточника». Своеобразным эпилогом литературы Руси домонгольского периода может считаться «Слово о погибели Русской земли», написанное, по-видимому, в 1238 г., во времена нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь. В этом произведении (оставшемся незавершенным) описываются красоты Русской земли, воспевается ее могущество при прежних князьях (Владимире Мономахе, Юрии Долгоруком, Всеволоде Большое Гнездо), контрастирующие с нынешним бедственным положением.
В XII в. появляются такие новые жанры, как «поучения», «послания», «хождения» (например, «Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.).
На вторую половину XII – начало XIII в. приходится расцвет каменного строительства во Владимиро-Суздальском княжестве: здесь самыми известными памятниками являются Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и церковь Покрова на Нерли. Из памятников новгородской архитектуры этого времени выделяются Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице.
Политическая раздробленность Руси не означала разрыва взаимосвязей между русскими землями, не вела к их полной самоизоляции и раздробленности. Об этом свидетельствует единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской правды», осознание людьми общей исторической судьбы.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 530 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!