Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Киевская Русь при первых Рюриковичах



Во второй половине IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Этот новый этап жизни восточнославянского общества был подготовлен всем ходом предшествующего развития. Естественно, что начальный период образования государства у восточных славян отражен в источниках недостаточно: ведь письменность распространяется уже после создания государства, и летописные известия об этой поре содержат отдалённые от событий, по меньшей мере, двумя веками, исторические припоминания, носящие часто черты легенды.

По версии летописца, во второй половине IX в. племена, проживавшие на новгородской земле – ильменские словене, финно-угры и другие, не сумев договориться о выборе князя, обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Вскоре, в 862 г. на новгородской земле появились варяжские князья – братья Рюрик, Трувор и Синеус. В том же году Рюрик стал новгородским князем, положив начало семисотлетней династии Рюриковичей.

В XVIII в. в Россию были приглашены видные немецкие ученые-историки Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Они, видя в варягахисключительно скандинавов (норманнов-викингов, на Руси их называли варягами), создают так называемую «норманнскую теорию». Суть ее сводится к тому, что именно скандинавы являются основателями российской государственности, а сами славяне оказались бессильными в создании собственного государства. Приняли норманнскую теорию многие русские историки – Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский и др.

По летописи мы видим, что славянские старейшины решили призвать варяжского князя, «…который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Само происхождение термина «Русь» ведет начало от имени варяжского племени, русская земля – это территория, подвластная русским князьям. Археологические раскопки Гнездова (под Смоленском) и курганов под Ярославлем обнаружили там погребения скандинавского типа с характерными предметами, позволяющими с достоверностью констатировать присутствие варягов среди местных жителей.

Следует отметить, что в наше время появились исследования, в которых утверждается, будто варяги хоть и были северного происхождения, но они не скандинавы. Приводится ряд довольно любопытных доказательств, сводящихся к тому, что под варягами подразумевались, в первую очередь, жители побережья Балтийского (по русским летописям Варяжского) моря – кельты. «Варяг» в переводе с кельтского – «житель побережья». Теория кельтского происхождения варягов пока не получила всеобщего признания, поэтому мы можем о ней только упомянуть.

Норманнская теория не редко использовалась на Западе, чтобы подчеркнуть своего рода неполноценность славян, которые якобы не были способны сами создать государство и нуждались в помощи скандинавов. Такие взгляды вызвали отпор у отечественных ученых, которые пытались в пылу полемики отрицать само присутствие варягов на Руси, тем более их участие в создании русского государства. Родоначальником антинорманнской теории явился М. Ломоносов. Он оспаривал варяжское происхождение слова «Русь», связывал его с рекой Рось на юге, и доказывал славянское происхождение Рюрика, пытался его «ославянить». В конце XIX в. «южную» гипотезу происхождения названия Русь развил Д. Иловайский, а в 30–50-е гг. XX в. ее активно поддержали советские историки.

В настоящее время большинство исследователей склонно учитывать аргументы обеих теорий. Действительно, призвать на княжение можно только в том случае, если есть где княжить, т.е. имеется хотя бы полугосударственное образование. Варяжские князья начинали править в уже существующих городах. Славянином или варягом был первый русский князь – не столь уж принципиально. Важно то, что древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Да и сами варяги быстро ассимилировались, принимая славянские нравы и обычаи. Уже внук Рюрика носил чисто славянское имя – Святослав.

О событиях тех давно ушедших веков мы знаем благодаря дошедшим до нас летописям. Начальную часть Лаврентьевской, Ипатьевской и ряда других летописей образует «Повесть временных лет» начала XII века. Ее первая редакция принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Несторуи доведена им до 1113 г. В 1113 г. умер князь Святополк, и киевский стол занял Владимир Мономах, по инициативе которого игуменом Киевского Выдубецкого монастыря Сильвестром была составлена вторая редакция «Повести», доведенная до 1116 г. Автор третьей редакции, доведенной до 1118 г., неизвестен. Уже первая редакция Повести временных лет есть летописный свод (т.е. не является произведением одного автора), в который входят киевские и новгородские своды XI в.

В числе источников «Повести» должны быть отмечены византийские хроники, и, прежде всего, Хроника Георгия Амартола. Этими памятниками византийской письменности (а так же южнославянским «Сказанием об обретении грамоты словенской») русские летописцы воспользовались, чтобы показать картину расселения народов после вавилонского столпотворения и картину их географического размещения. Таким образом, устанавливалась связь между древнейшей историей славян и библейской версией происхождения человечества, причем славяне рассматривались как равноправные потомки Иафета, сына Ноя, и являются такими же историческими народами как жители Босфора или Пелопоннеса.

Для характеристики исторических судеб древнерусской народности летописцы обращались к фольклору (сказания о происхождении радимичей и вятичей, об основании Киева), включали в повествование исторические предания (смерть князя Олега, месть княгини Ольги). Летописец, располагавший иногда разными вариантами преданий, выбирал наиболее соответствующие его собственным представлениям. Старинное языческое предание получало новую трактовку (религиозную) и могло благодаря этому сохраниться в летописи. Летописцы имели доступ к княжеским архивам, и им было разрешено включать в свое повествование такие государственные документы, как договоры Олега и Игоря с греками.

В процессе и после расселения восточнославянских племен в бассейнах Днепра, Волхова и Оки, в результате смешения этих племен между собой, а так же с финно-угорским и балтским населением формировалась древнерусская народность. Этот этногенетический процесс привел к тому, что славянское и ославяненное население постепенно начинало осознавать себя как единую русскую народность – Русскую землю, что хорошо отражено в Повести временных лет.

Источники свидетельствуют, что восточнославянское общество IX в. находилось на стадии создания государственности. Летописец повествует о племенных княжениях – ранних государственных образованьях, существовавших у полян (где, согласно летописи, первым князем был легендарный основатель Киева Кий), древлян, дреговичей, полочан. Летописи упоминают также о новгородском старейшине Гостомысле. Известно сочинение безымянного персидского автора X в., где называются три славянских центра: Куйаба (по всей видимости, Киев), Славия (как полагают, Новгород) и Артания, который пока не удаётся отождествить, хотя предпологается, что это либо Чернигов либо Рязань. Это только небольшая, даже далеким от Руси арабским историкам известная часть городов Руси раннего периода: недаром в Скандинавии Русь называли «Гардарикой» – страной тысячи городов.

При этом уровень культурного развития варягов был ниже, чем славян. И те, и другие находились на стадии перехода от военной демократии к раннеклассовому обществу. Синхронность развития позволяла варягам активно включаться в исторические процессы Восточной Европы.

Нет ничего невероятного в факте призвания иноземных князей: раннеклассовое государство рождается всегда в острой междоусобной борьбе, и одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может быть приглашение некоей третьей, «нейтральной» по отношению к враждующим сторонам, силы. Вполне вероятна и другая возможность: оформление насильственного захвата власти в качестве акта «добровольного» призвания. В истории, события подобного типа, не редко имели место. Например, завоевание булгарами Среднего Поволжья после гибели в конце VII в. Приазовской Болгарии и основание здесь совместно с местным финно-угорским населением государства во главе с булгарской династией. Или основание Дунайской Болгарии ханом Аспарухом. Эти примеры очень ярко поясняют изложенную версию.

По летописи Рюрик прибыл в Новгородские земли по приглашению славянских старейшин вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. На сегодня вымышленность братьев признаётся большинством историков (в древне-шведском языке слова «сине хус трувор» означает «с домом и дружиной»), но историчность Рюрика не отвергается. Рюрику удалось навести порядок среди славянских родов и закрепиться в Новгородской земле. Очень много варягов, недовольных правлением Рюрика, отмежевалось от князя и во главе с Аскольдом (по одним версиям пасынок Рюрика, по другим, какой-то его родственник) отъехало в Киев, лежащий на середине торгового пути «из варяг в греки».

Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. Олег с дружиной, решив наказать Аскольда, двинулся к Киеву по пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 г. Этот год считается датой образования Древнерусского государства «Киевская Русь».

В этой истории отчетливо отражен факт противостояния к концу IX в. двух центров формирующейся русской государственности – Новгорода и Киева. Поскольку они находились на торговом пути «из варяг в греки», то объяснимо стремление к объединению и контролю над этими территориями. При этом новая династия пошла на смещение центра политической жизни с севера на юг, сделав Киев своей столицей.

Олег накладывает дань на ильменских словен, кривичей и меря. В 883 г. начинает расширять границы владений на восток и запад от Днепра. Древляне стали платить дань по черной кунице с жилья, радимичи – по два шеляга с рала, северяне перестают платить дань хазарам. В 884–903 гг. Олег покорил дулебов, хорватов, тиверцев, обложил данью радимичей, совершал набеги на хазарские вежи.

Собрав огромное разноплеменное войско из славян и финнов, Олег в 907 г. предпринял поход на Царьград (Константинополь). Опустошив окрестности города, он вынудил греков заключить выгодный для Киева мир (огромная дань и значительные льготы для киевских купцов).

Княжение Олега, согласно летописному известию, продолжалось 33 года (879–912 гг.). По своему значению это правление было рубежным: именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей.

Преемником Олега стал Игорь, сын Рюрика. Он продолжал политику Олега: предпринял два похода против Византии в 941 и 944 гг. Первый закончился трагично, так как византийцы сожгли практически всю флотилию русов. Второй поход был для русского князя более удачным. Игорь собрал огромную армию и в союзе с печенегами двинулся к границам Византии. Император Роман, решив откупиться, отправляет послов к Игорю и его дружина на совете принимает предложение императора. Однако по заключенному мирному договору русские купцы утратили привилегии, которые они имели по первым договорам, достигнутым благодаря походам Олега.

В 945 г. Игорь, взяв дань с древлян, с небольшой дружиной вернулся за дополнительной данью. Древляне решили на совете, что если волк повадился в стадо, то пока не убьют его, перетаскает всех овец. Игорь был убит, а древлянский князь Мал (несомненно, славянский, а не варяжский князь) отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. По нормам обычного права победитель имел право на жену побежденного. Речь шла о династическом браке: взяв в жены вдову убитого врага, Мал, тем самым, распространял свою власть не только на Полянскую землю, но и на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянскими послами и пошла войной в Древлянскую землю. Ей удалось победить древлян, их столица Искоростень была сожжена, знать истреблена, часть древлян обращена в рабство, на остальных наложена дань.

С 945 по 957 гг. Ольга правила за своего малолетнего сына Святослава и добилась усиления великокняжеской власти. Она установила «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). В 955 г. (или в 957 г.) она посетила Царьград и крестилась в православную веру. Проведенное Ольгой упорядочение сбора дани, улучшение и укрепление княжеской администрации через введение погостов-центров, княжеского финансового управления, ликвидация самостоятельности племенной знати способствовали сплочению отдельных земель Руси.

Сын Ольги Святослав (957-972 гг.) был храбрым, неутомимым, талантливым полководцем. Он предпринял вначале ряд походов на восток, где подчинил себе племя вятичей, которые до этого платили дань хазарам. Именно Святослав, разгромив войско хазарского кагана в 965 г. и разорив столицу каганата Итиль и ряд других городов, положил конец существованию Хазарского каганата.

Однако, разрушив это могущественное государство, Святослав как бы открыл дорогу печенегам, которые оказались еще более опасными врагами, чем хазары. В 967 г. в союзе с печенегами князь совершает поход на Дунайскую Болгарию и, разгромив болгар, садится княжить в Переяславце. Он был редким гостем в Киеве. В 968 г., воспользовавшись отсутствием князя, печенеги осадили Киев. Ольга заперлась за крепосными стенами вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром. Святослав вовремя смог отогнать кочевников.

Перед вторым походом в Болгарию (970 г.) он рассадил сыновей по городам: Ярополка в Киеве, Олега у древлян, Владимира – в Новгороде. В 971 г. Болгария заключила союз с Византией, и они вместе дали отпор Святославу. Большие потери с обеих сторон и голод в русском стане подтолкнули противников к переговорам. Греки согласились дать русам уйти. Святослав за это обещал отступиться от Болгарии. Пропущенные греческой эскадрой русские ладьи спустились по Дунаю в Черное море и добрались до острова Березань (в древности – остров Буян) в Днестровском лимане. Весной 972 г. русы с Березани двинулись к Киеву. У днепровских порогов их ожидали печенеги. В короткой битве дружина Святослава была полностью истреблена, а печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя.

В истории Киевской Руси особое место занимает образ князя Владимира Святославича (киевский князь 980–1015 гг.). Официальная историография знает его как равноапостольного князя Владимира Святого, как Крестителя Руси; былинный эпос - как великого князя Владимира Красное Солнышко, что говорит об искренней к нему народной любви и уважении. Образ Владимира яркий и противоречивый. События, происшедшие в годы его правления были по сути своей судьбоносными, повлиявшими на всю дальнейшую историю государства.

Владимир, младший сын Святослава Игоревича, становится киевским князем после упорной междоусобной войны. Первое деяние Владимира как великого князя связано с религиозной реформой. Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов прямо или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество оказывалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены и консолидировать племена.

Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. Религиозная реформа Владимира 980 г. имела задачу реорганизации язычества с целью придания ей более широкого общественно-политического звучания. Утверждение культа «дружинного бога» Перуна должно было упрочить идеи единодержавия. Славяне, верившие в своих племенных богов, требующих простых, бескровных жертв, не приняли злого Перуна, который требовал человеческих жертвоприношений. Владимир очень скоро понял, что старые боги не в силах консолидировать общество вокруг князя и необходима другая религия.

В соответствии с версией Нестора, князь, желая понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей всех тогдашних учений. Насколько реальны эти подробности, нам не столь важно, ибо куда большее значение имеет приведенная Владимиром мотивировка своего решения креститься по греческому обряду.

Говоря о мотивах, следует учитывать, что, кроме догматов, в любой религии существуют обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколение. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особенно если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, например не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, не крепче 18˚, т. к. вино и пиво согревали в суровом климате, но строгий ритуал пиров не допускал «буйства во хмелю». У мусульман не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал.

Причины отказа Владимира немцам-католикам со словами: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», следует понимать следующим образом. В середине Х в. на Русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киевлян. Адальберт потерпел неудачу, но «не по своей нерадивости». В 955 г. на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Конечно, вести о таких деяниях папы достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева случайностью быть не может. Поэтому традиция отвержения латинской веры и сознательного выбора греческой, действительно восходит к предкам Владимира на княжеском столе: княгине Ольге и ее внуку Ярополку.

Было одно существенное обстоятельство, которое сдерживало Владимира при выборе веры. По нормам средневекового права, приняв религию, все равно от кого: от византийского императора, от папского легата или хорезмийского эмира, князь попадал в вассальную зависимость, становясь клиентом того, от кого принимается вера. Владимира это не устраивало. Он хотел быть равным с государями Европы. Киевскому князю помог случай. В Византии началось восстание Варды Фоки, пошатнувшее власть императора. Владимир предложил императору помощь в обмен на брак с его сестрой, принцессой Анной. Император притворно согласился, но после одержанной с помощью русских дружин победы, обманул Владимира. В ответ киевский князь осадил и взял штурмом город Херсонес в Крыму, через который в Империю доставлялся хлеб. В Византии начинается голод и возникает угроза нового, более мощного восстания. Император Василий вынужден был уступить и выдать сестру замуж за Владимира, который принял крещение и стал православным князем.

Нравственные, военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Принятие христианства способствовало значительному смягчению царивших нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах. Христианство способствовало укреплению княжеской власти, ибо ее божественное происхождение, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя – осознания своей высокой ответственности.

Крещение Руси в 988 г. стало важным и во многом переломным рубежом. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла, архитектуры, искусства. Приемы кладки стен и возведения куполов, искусство мозаики, фресковая живопись были заимствованы у греков. Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие огромного исторического масштаба.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...