Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава I. Восточные славяне в догосударственный период



Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу одних из самых дискуссионных в исторической науке. Трудности здесь объективные: археологические источники не дают сведений о языке населения и, следовательно, не позволяют этнически идентифицировать археологические культуры; трудно положиться на сведения греческих и византийских авторов. Так, известия о венедах и антах, которых многие историки и археологи относят к славянам, достаточно спорны. Существуют веские основания считать, что античные историки в данном случае говорили о кельтах.

Прародину славян помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и Днепром, в Припятском Полесье и т. д. Во время Великого переселения народов в V—VI вв. свавяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и р. Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе, до верхней Волги, Средней Оки и верхнего Дона на востоке.

Обозначенная однородными археологическими культурами основная область славянского этногенеза простиралась в широтном направлении с востока на запад (на 1300 км.) широкой полосой в 300 - 400 км. Площадь прародины около 450 000 кв. км. Это зона лиственных лесов, большого количества болот, с почвами пригодными для земледелия, но не слишком плодородными.

Первые сведения о славянах были обнаружены в трудах знаменитого грека Геродота, жившего в 490 - около 425 гг. до н.э. Геродот утверждал, что первые славяне, которых он назвал энетами, жили на побережье Балтийского моря, собирая янтарь. После смерти Геродота о славянах в исторической литературе не упоминалось более четырех столетий. И лишь в I в. до н.э. известные римские писатели и историки Тацит и Плиний Старший вновь заговорили о славянах, но энетов они переименовали в венедов.

В V–VI вв. славяне неоднократно вторгались на территорию Византийской империи. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии. - Автор), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды…У тех и у других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

В VII-VIII вв. славяне составляли уже значительную часть населения Восточной Европы. Постепенно они осваивали покрытый густыми лесами центр европейской части нашей страны, где к тому времени уже жили финско-угорские племена. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов.

В летописном рассказе о расселении славянских племён названо полтора десятка объединений восточных славян. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова «дрягва» – болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами(от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и её притокам – радимичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Рассказ древнейшей русской летописи «Повести Временных лет» о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX веке.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Выращивались пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, бобовые, а также огородные и технические культуры: репа, капуста, свекла, морковь, редька, лен, конопля. Но жизнь в те времена связывалась, прежде всего, с пашней, с хлебом, отсюда и название злаковых культур - жито.

На севере, где основную площадь занимали густые леса, господствующей системой была подсечно-огневая, а основными орудиями труда были топор, мотыга, заступ, борона (деревянная), серп, каменные зернотерки. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, а основными орудиями труда - рало и впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Скотоводство у восточных славян имело вспомогательное значение - разводили свиней, овец, коров, коз. Существенную роль играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. Широко было развито и ремесло.

Через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг пролегал великий водный путь «из варяг в греки» - основная торговая дорога Древней Руси. Пушнина, мед, воск составляли основу торговли славян с соседями, прежде всего - Византией. Возникают русские торговые города - Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Псков, Ростов и др. Города строились в большинстве случаев на торговых путях. Место выбиралось, как правило, на холме, на месте слияния двух рек, что обеспечивало надежную защиту от врагов.

Тяжелые работы по расчистке полей для пашен, окапыванию, возведению простейших защитных сооружений мог выполнить сравнительно большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни древнерусских поселений приобрела община - «мир» или «вервь» (от «веревки», которая служила для измерения земли при разделах). Общинные владения делились на личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь) и общественные (земля, луга, лес, водоемы и т.п.). Пахотные земли и покосы периодически делились между семьями.

О культуре славянских племен известно немного. Археологами найдены образцы прикладного искусства - серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, серебряные изображения мужчины в славянской одежде (клад VI-VII вв. на реке Рось). Достоверно можно говорить о существовании трудовых обрядовых песен, погребальных плачах, сказках, загадках. Летописи пересказывают сказания, восходящие к VI-VII вв. (основание Киева и др.).

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. В ранний период истории восточнославянских племен их божества были не персонифицированными, их представляли в виде определенных сил природы. Главным был Род, выступавший в окружении женских божеств плодородия – Рожаниц. Постепенно боги персонифицируются, приобретают определенные черты. Важную роль играли те божества, которые были связаны с наиболее важными для земледелия силами природы: Ярило – бог Солнца (солнечные культы характерны для всех земледельческих народов), Даждьбог – бог, олицетворяющий весь белый свет, Стрибог - бог ветра, Сварог - бог неба и огня, Перун - бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, поэтому его культ был наиболее значителен в дружинной среде. Большой популярностью пользовался Велес - «скотий бог». Славянское слово «бог» означает удачу. Отсюда слова «богатый» – удачливый, «убогий» – потерявший удачу. Верили славяне в так называемых «берегинь» – существ, оберегающих мир человека и мир природы. К первым можно отнести домовика, овинника, дрему, банника. Ко вторым лешего, водяного, русалок, кикимор и пр.

Восточные славяне были окружены другими народами и племенами, взаимодействие с которыми оказало значительное влияние на их хозяйственную и культурную жизнь. Непосредственными соседями восточных славян были многочисленные, разбросанные по необъятным лесным просторам финно-угорские племена. На западе это были эсты («чудь» русской летописи), водь, ижора, лопари, емь или ямь (карелы) и собственно финны. На севере - югра, остяки, вогулы. В окско-волжском районе - мещера, мурома, меря, черемисы, мордва. Разрозненные, миролюбивые финно-угорские племена не оказывали активного сопротивления славянам. Они или уходили дальше на север и восток, или продолжали жить на прежнем месте вперемежку с пришельцами полностью с ними ассимилируясь. Так, например, исчезают меря, мещера и мурома, растворившиеся в славянском этносе. О них напоминают топонимические названия, типа «Рязанская Мещера» и названия населенных пунктов – город Муром.

На юго-восточном побережье Балтики, по течению Немана и Западной Двины, жили литовские племена: собственно литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги и др. Будучи столь же разрозненными, они, однако, отличались воинственностью и часто нападали на земли русских славян. Другими соседями на западе были поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.

Наиболее беспокойными и опасными соседями восточных славян на юге и юго-востоке были орды кочевых азиатских народов. В VII в. на юге появляется тюркский народ хазары. Первоначально Хазарский союз племен располагался на территории нынешнего Дагестана, однако во второй половине VII в. он распространяется на регион Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и Приднепровья. «Повесть временных лет» свидетельствует о власти хазар, покоривших славянские племена полян, северян, радимичей и вятичей. После разгрома Хазарского каганата князем Святославом кочевые племена печенегов, до этого сдерживаемые хазарами, начали интенсивно нападать на русские земли. Им наследовали половцы, которые являлись очень опасными соседями Руси в течение нескольких веков.

Весьма важную роль в начальной русской истории играли отношения с двумя странами, которые, не соприкасаясь непосредственно с территорией, занятой восточными славянами, оказали на них существенное влияние: одна – на политический строй – это Скандинавия (варяги), другая – на всю культуру Древней Руси – Византия (греки).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 717 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...