Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Юристы как социально-профессиональная группа



1. Определение профессиональной правовой культуры предпола­гает не только углубленное понимание сущности юридической про­фессии, но и хотя бы общее представление о юристах как о социально-профессиональной группе[23].

Серьезные экономические, политические и социальные измене­ния, которые переживает начиная с 1985-го и особенно после 1991 го­да российское общество, заметно сказываются на его социальной структуре. Эти процессы не могут не привлекать самого пристального внимания правоведов. Последствия этих изменений сказываются на Функционировании государства и права, использовании их возмож­ностей в целях разрешения проблем, с которыми сталкивается страна в своем развитии. Вместе с тем специальный интерес может представ­лять и развитие самой профессионально-юридической общности.

При этом важно учитывать, что как бы ни были основательны со­циально-экономические и общественно-политические преобразова­ния в обществе, они должны осуществляться с учетом принципа пре­емственности. В противном случае эффективность осуществляемых реформ может существенно снизиться. В этой связи бесспорный на­учный интерес представляет историческое развитие профессиональ­но-юридической группы, в том числе в достаточно продолжительный период, непосредственно предшествовавший нашему времени. Оно продолжает сохранять и важное практическое значение, особенно для успешного осуществления мер, предусмотренных основными направ­лениями правовой реформы.

Следует сразу же отметить, что правоведами с большим или мень­шим успехом используются выявленные наукой, прежде всего соци­ологической, закономерности возникновения, функционирования и развития различных социальных групп для решения проблем право­творчества, правоприменения, а также борьбы с преступностью. За­метно усилилось изучение специализированных профессиональных групп юристов, работающих в судах, органах юстиции, прокуратуры, внутренних дел, адвокатуре, нотариате.

Вместе с тем до настоящего времени в юридической литературе продолжают отсутствовать работы, специально посвященные самим юристам как социально-профессиональной группе. Правда, следует признать, что отдельные стороны деятельности юристов как профес­сионально-юридической группы не обойдены вниманием ученых-юристов, о чем свидетельствует выход в свет, в том числе в послед­ние годы, целого ряда работ[24].

С учетом сказанного принципиально важное, методологическое значение имеет вопрос о роли и месте юристов в социальной структуре общества. Это позволит более полно и четко представить себе соотно­шение и закономерности взаимодействия профессиональной культу­ры юристов и законности.

Как отмечалось выше, юристов объединяет в самостоятельную со­циально-профессиональную группу принадлежность к юридической профессии. Их роль в общественной организации труда — основной критерий, позволяющий определить положение профессиональных юристов в социальной структуре общества.

На юристов в полной мере распространяется основной признак интеллигенции, позволяющий выделить ее в качестве особого соци­ального слоя: место в общественном разделении труда - профессио­нальная занятость умственным трудом; ее роль в общественном раз­делении труда, связанная с выполнением специфических функций управления в производстве и других сферах общественной жизни.

В советских условиях, когда законодательно запрещалась пред­принимательская деятельность, для подавляющего большинства про­фессиональных юристов характерно было прежде всего участие в го­сударственном управлении. Это давало основание рассматривать их в качестве профессионального среза госслужащих. В условиях совре­менной России, когда резко возросло число юристов, занимающихся оказанием юридических услуг, работающих в коммерческих структу­рах, подобный подход был бы неточным.

Критерием отнесения юристов к интеллигенции является профес­сиональное занятие умственным трудом, деятельностью, требующей высокой квалификации и предполагающей поэтому наличие у работ­ников высшего или среднего юридического образования. В данном случае за основу нами взят один из критериев, получивших признание в социологической литературе. В то же время в советской социоло­гической литературе получил определенное распространение взгляд, согласно которому к интеллигенции относились все лица, професси­онально занятые умственным трудом. В связи с этим в состав интел­лигенции включались и так называемые «служащие-неспециалисты», которым для выполнения своих функций специальное образование не требуется. Поскольку последние ни по образованию, ни по квалифи­кации не могут осуществлять юридическую деятельность, они, на наш взгляд, не могут быть отнесены к профессиональной группе юристов. Показательно, что при проведении всесоюзных переписей населения к юридическому персоналу, т. е. к юристам, относились лица, зани­мающие должности, требующие высшего или среднего юридического образования, хотя такого образования они могли и не иметь[25].

В советское время среди профессиональных юристов выделялись в качестве пограничного слоя так называемые «практики», занимавшие должности специалистов-юристов, не имея соответствующего дипло­ма. В современных условиях экстенсивного развития юридического образования имевшая ранее определенное распространение фигура «практика» почти полностью изжила себя.Как отмечалось выше, возникновение и существование профес­сионально-юридической группы основано на реальных связях и от­ношениях, на таких важнейших признаках социальной группы, как общность интересов, целей, единство действий. Важно подчеркнуть, что этим критериям соответствуют как сама профессионально-юри­дическая общность в целом, так и составляющие ее специализиро­ванные профессиональные группы юридических работников. Поэто­му мы можем говорить о следователях, прокурорах (их заместителях и помощниках), судьях, адвокатах, нотариусах, арбитражных судьях, юрисконсультах, работниках милиции (сотрудниках уголовного розы­ска и др.), сотрудниках уголовно-исполнительных учреждений как об относительно самостоятельных профессиональных группах.

Как уже отмечалось, исторически появление юридической профес­сии как самостоятельного рода занятий, основанного на регламентации и обеспечении необходимого порядка в сфере права, неразрывно связа­но с разделением труда в обществе. Однако указание на разделение труда как материальной первоосновы появления различных профессий и про­фессиональных групп не раскрывает еще всех непосредственных соци­альных причин возникновения и существования до настоящего времени профессионально-юридического сообщества людей. Такими причина­ми, также связанными с разделением труда, стали возникновение част­ной собственности, классов, государства и законодательства. У общества появилась потребность в людях, способных профессионально участво­вать в правовом регулировании общественных отношений, цивилизо­ванно разрешать конфликты членов общества в сфере права. В этой свя­зи профессионально-юридическая деятельность стала восприниматься как значительная социальная ценность, стала престижной.

Прослеживая историческое развитие юридической профессии, мож­но утверждать, что юристы — это живое воплощение объективной нераз­рывной связи государства и права. Поэтому представляются не вполне убедительными попытки отделить профессию юриста от государства, связывая ее только с обществом и правом. Вне связи с государством юридическая профессия, так же как и право, полностью утрачивает свой смысл. Уже в силу этого, на наш взгляд, исследование истории возник­новения и функционирования государственности и права предполагает одновременное изучение закономерностей развития профессиональ­но-юридической группы. Аналогично можно сказать и о преподавании курсов теории государства и права, а также истории государства и права в юридических учебных заведениях, в которых еще явно недостаточно внимания уделяется вопросам становления юридической профессии.

Соответствующие экономические и другие социальные предпо­сылки обусловливают наличие юридической профессии как опре­деленной сферы человеческой деятельности в условиях всех типов государства: рабовладельческом, феодальном, буржуазном и социа­листическом. Вместе с тем юристы как социально-профессиональ­ная группа достигают своей наивысшей точки развития в буржуазном обществе. Товарно-денежные отношения, дальнейшее усложнение правовой системы, внутренние противоречия развития, разрастание преступности, усиливающаяся борьба общества за права личности объективно предопределяют возрастание в жизни общества роли про­фессионально-юридической группы.

Социальный характер труда юристов в каждом историческом типе общества объясняется конкретно-историческими условиями его орга­низации, социально-экономическим устройством общества, местом, которое занимают в нем представители юридической профессии, их ролью в управлении делами общества и государства. Вместе с тем можно проследить общую, исторически прогрессивную тенденцию в развитии юридической профессии и социальной группы ее носите­лей. Более того, развитие товарно-денежных отношений, усиление экономических методов управления хозяйством, всемерное развитие демократии, включая усиление защиты прав личности, предполагают повышение роли профессиональных юристов, их социальной ответ­ственности не только перед государством, но и обществом.

В самом широком социальном плане труд юристов, как и право, яв­ляются важнейшим средством интеграции общества, устранения воз­никающих в нем конфликтов. С одной стороны, юристы способствуют преодолению противоречий в правовом развитии общества путем при­ведения законодательства в соответствие с его новыми потребностя­ми, а с другой — устраняют конфликты между различными субъектами общественных отношений, предполагающих правовое опосредование. Во всех случаях юристы стимулируют с помощью правовых средств процессы интеграции в различных сферах и на различных уровнях со­циальной организации.

2. Следует отметить, что в советский период юридическая профес­сия не находила в целом должной оценки в связи с имевшим место принижением роли права, что было вызвано теоретическими пред­ставлениями о конкретных сроках и путях перерастания социалисти­ческого общества в коммунистическое. И тем не менее, несмотря на историческую перспективу «отмирания» государства и права, количе­ственный состав юристов не сокращался, а постоянно и весьма устой­чиво увеличивался.

В начальный период становления институтов советской власти особенностью работы по формированию профессиональных кадров юристов являлось соблюдение классового подхода. Это выражалось прежде всего в том, что при отборе будущих работников, а также аби­туриентов юридических учебных заведений особое внимание обраща­лось на их социальное происхождение. И тем не менее в деятельности правоохранительных и других юридических органов достаточно ши­роко были представлены «старорежимные» юристы.

Во многом это обусловливалось тем, что в годы Гражданской войны количество лиц юридической профессии существенно сократилось. Прежде всего это было связано с тем, что значительное число юристов эмигрировали в другие страны. Многие юристы, также не принимав­шие революцию, отказывались хотя бы на первых порах сотрудничать с советской властью. В этот же период отсутствовали условия для нор­мального воспроизводства этой профессиональной группы.

Вот почему нехватка юристов сразу же дала себя знать с переходом к мирному развитию и провозглашением нэпа, что нашло свое отра­жение в целом ряде официальных документов. В частности, в 1922 г. на необходимость активной подготовки юридических кадров было обращено внимание в решениях IV сессии ВЦИК РСФСР[26]. Во ис­полнение этих решений 22 декабря этого же года был принят Декрет СНК РСФСР «Об открытии юридических курсов» [27] . В соответствии с ним в Москве были открыты Высшие юридические курсы для подго­товки высшего юридического персонала. Одновременно в десяти об­ластях были открыты юридические курсы для подготовки народных судей, следователей с годичным сроком обучения.

Важнейшим фактором, обусловливающим возрастание роли про­фессионально-юридической группы в советский период, выступает расширение сферы правового регулирования в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса, наращиванием экономиче­ского потенциала, усложнением экономических связей. Существен­ное влияние на этот процесс оказывают также общественно-поли­тические факторы. Как это ни покажется парадоксальным, к ним относятся первоначально активное внедрение тоталитарных методов управления обществом, предполагающее резкое усиление репрес­сивных органов, и связанное с этим увеличение подготовки кадров, а затем относительная демократизация жизни советского общества, постепенное развитие и расширение прав личности, общественных объединений, различных коллективов, что особенно было характерно для «хрущевской оттепели», а затем и «перестройки».

Одновременно необходимо отметить глубокую внутреннюю проти­воречивость этих процессов. В первом случае увеличение численности юристов вовсе не служило гарантией укрепления законности. Как из­вестно, в жернова сталинских репрессий попало немало и выдающих­ся юридических деятелей, ученых-юристов. Во втором случае в связи с удовлетворением в основном потребностей правоохранительных ор­ганов в юридических кадрах получило распространение необоснован­ное мнение о якобы имевшем место «перепроизводстве» юридических кадров. В результате уже в 1986 году контингент учащихся высших учебных заведений по специальности «Правоведение» сократился до 99,9 тыс. человек, а в 1987 году - до 97,9 тыс.

Важный этап в развитии юридического образования в СССР связан с принятием постановления ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. «О меро­приятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства». Была поставлена задача подготовки юристов не только для правоохранительных органов, но и для управленческих структур го­сударственного аппарата, для системы Советов всех уровней. Результа­том ее реализации стало создание факультетов советского строительства.

Вплоть до начала войны с нацистской Германией подготовка юри­дических кадров усиливалась от года к году. Если в 1932 году прием в юридические вузы был определен в 777 человек, то в 1940 году он со­ставил уже 4934 человека. Заметно возрос и выпуск специалистов, за­кончивших юридические учебные заведения: от 256 человек в 1932 го­ду до 828 в 1940-м. Общее число студентов-юристов накануне войны составляло уже более 12 тыс. человек[28]. В этот же период заметно рас­ширяется география юридического образования. Накануне войны (1938-1939 гг.) во всех юридических вузах страны вводится единый учебный план, устанавливается четырехгодичный срок обучения.

В послевоенные годы были приняты меры, направленные на се­рьезное изменение ситуации, сложившейся с юридическим образова­нием и формированием профессионально-юридической группы. В их основу легло постановление ЦК ВКП(б) от 5 марта 1946 года «О рас­ширении и улучшении юридического образования в стране». Важное влияние на этот процесс в последующем оказало принятие постанов­ления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» (1964 г.).

Показательна тенденция заметного увеличения удельного веса юристов среди населения. Если в 1941 году на одного юриста, занятого в народном хозяйстве, приходилось в среднем по стране 7162 жителя, то в 1960 году - 2486, в 1970 году - 1903, в 1980 году - 1160, в 1989 го­ду - 954[29].По итогам Всесоюзных переписей населения в 1959, 1970, 1979 и 1989 годах юридический персонал увеличился с 78,7 тыс. до 240,1 тыс. человек. О темпах увеличения численности юридического персонала в целом по стране и союзным республикам можно судить по следующим данным.

Таблица 1





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3524 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...